Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Физиологические аспекты полового созревания девочки

Учительская газета, №39 от 25 сентября 2012. Читать номер
Автор:

В современном обществе проблема репродуктивного здоровья девочек-подростков является одной из самых актуальных, а улучшение здоровья остается важной задачей для формирования здорового поколения. Фундамент здоровья женщин детородного возраста закладывается с первых дней жизни. С детства начинается становление репродуктивного здоровья девушки-женщины, и в последнее время состояние репродуктивного потенциала вызывает большую тревогу.

В реализации мер по укреплению здоровья детей и подростков для профилактической работы с девочками-подростками на помощь медикам приходят педагоги. Они также заинтересованы в повышении уровня санитарно-гигиенической культуры молодого поколения и в укреплении его физического здоровья. Педагоги должны обладать современными знаниями в области полового воспитания, поэтому сегодня «Академия Always» предлагает поговорить о таком важном этапе в жизни девочки, как период полового созревания. О регуляции менструального цикла мы поговорим в следующий раз, а сегодня хотелось затронуть изменения, происходящие в организме девушки, ее эмоциональные переживания и физиологические аспекты полового созревания.В одной из прошлых статей мы уже затрагивали тему полового созревания, но сейчас хотелось остановиться на этом подробнее.Старт полового созревания обычно приходится на 10-11 лет, несколько раньше, чем у мальчиков.Период полового созревания обычно делят на две фазы, границей между которыми является менархе. Препубертатный период (9-12 лет) на фоне влияния гормонов (эстрогенов, прогестерона, андрогенов) начинается с развития вторичных половых признаков (рост молочных желез, появление лобкового и подмышечного оволосения) и заканчивается с наступлением менархе – первой менструации. В течение этого периода происходят значительные изменения в половых органах – увеличиваются большие и малые половые губы, кожа их темнеет. Увеличиваются внутренние половые органы – размеры яичников увеличиваются, в них появляются фолликулы больших размеров и повышается выработка женских половых гормонов (эстрогенов), что ведет к увеличению размеров матки. В этот период появляются молочные железы, оволосение лобка и подмышечной области. Рост и развитие молочных желез начинается в 10-12 лет и может продолжаться до 18-20, иногда и до 25 лет.Также под влиянием эстрогенов происходит резкий скачок роста. Рост девочки за год увеличивается в среднем на 8-10 см, чаще всего такой скачок происходит в 11-12 лет. Увеличение массы тела девочки наблюдается через 6-12 месяцев после скачка роста. Когда масса тела достигает критической отметки (в среднем масса тела должна быть не менее 46-47 кг) и жировой слой составляет 20-22% от общей массы тела, появляется первая менструация.После прихода первой менструации девочка вступает во вторую фазу полового созревания, начинается пубертатный период, который продолжается до 16-18 лет. В течение этого периода завершается формирование вторичных половых признаков, происходит становление менструальной функции, в яичниках появляются доминантные фолликулы, что определяет регулярную овуляцию. Первые 1,5 года после менархе частота овуляторных циклов составляет около 80%.На время наступления и течение пубертатного периода влияют многочисленные факторы внутренней и внешней среды (наследственные, конституциональные особенности, состояние соматического здоровья, масса тела, особенности питания, стрессы и т. д.).Если пубертатный период отягощен соматическими, инфекционными заболеваниями, различными внешними факторами (повышение физической нагрузки, стрессы, погрешности в питании), течение пубертата может стать патологическим. Клинически это может протекать в виде нарушений менструального цикла, дисменореи, сопровождаться психоэмоциональными нарушениями и другими состояниями. Поэтому важно своевременно выявить патологию и провести коррекцию состояния здоровья подростка, назначить лечение.Таким образом, на репродуктивное здоровье влияет ряд факторов, к которым относятся соматическое здоровье, образ жизни человека и его репродуктивное поведение, стресс, экология, социальные проблемы… Для улучшения здоровья подростков необходима хорошо организованная работа всех структур, начиная от медицинского работника (врача подросткового кабинета или врача-гинеколога) и заканчивая работником образования (преподавателем, классным руководителем и т. д.).Важна роль диспансеризации подростков, и именно преподаватель должен объяснить девочкам, насколько важен осмотр врача в этот период и что бояться осмотра гинеколога не нужно. Ведь, по данным профилактических осмотров, частота гинекологической патологии у подростков увеличилась в среднем в 1,5 раза.​Аида АКБИЕВА, врач – детский гинеколог, эксперт сайта «Девчат»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту