Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Физику поможет Бетховен. В Златоусте нет второсортных предметов

Учительская газета, №15 от 20 апреля 2004. Читать номер
Автор:

Сегодня предмет «Технология», как и физкультура, изо, ОБЖ и музыка, испытывает большие кадровые трудности. Молодежь, заканчивающая педагогические училища и вузы по этому профилю, работать в школы не идет. На ее место приходят люди, увлеченные техническим творчеством, те, кто когда-то занимался в техническом кружке, одним словом, фанаты, которых, к сожалению, становится все меньше. Ветеранов-пенсионеров сменяют производственники – грамотные, но далекие от педагогики, технически подкованные специалисты. Им очень сложно перестроиться, войти в школьный ритм, найти контакт с детьми.

«В любом деле должен быть гвоздь»

Так считает Вячеслав Рябинин – учитель технологии школы № 4 города Златоуста Челябинской области, заслуженный учитель РФ. Вячеслав Геннадьевич – лауреат первого Всесоюзного конкурса «Учитель года», прошедшего в 1990 году. Много лет он руководит в Златоусте методическим объединением учителей технологии. Творческие разработки уральского учителя не раз публиковались в нашей газете. Открытый, отзывчивый человек, Рябинин делится переживаниями за судьбу своего предмета.

– Специфика работы учителя технологии заключается в его почти круглосуточной занятости, – рассказывает он. – К сожалению, не все директора школ это понимают. Закончился урок, учителю нужно готовиться к следующему, а его бросают на работы по ремонту школьного оборудования. Специалистам, приходящим в школу с производства, сложно работать с детьми, редко кто из них здесь уживается. Люди работают максимум два-три года и уходят. Некоторые не выдерживают и нескольких месяцев. Но самое грустное то, что учителя, ушедшие из школы, назад не возвращаются. Наконец-то у нас поняли эту проблему – в прошлом году в Златоусте при педагогическом училище вновь открылся факультет технологии для юношей.

Сегодня предмет «Технология» – это не «Труд» 20-летней давности, когда на уроках дети делали незамысловатые деревянные вешалки-плечики, подвески для цветочных горшков из стальной проволоки и прочий ширпотреб. Границы предмета значительно расширились, теперь в него входят элементы радиоэлектроники, электротехники, вопросы экономики, права, профориентации.

– Нам полностью перестроили программу, изменилась нагрузка, – продолжает Рябинин. – Если раньше в 8-9-х классах было три часа, то сейчас два, а в перспективе хотят оставить всего один час, а то и вовсе убрать технологию из школьной программы. Содержание предмета очень многообразно, но в то же время размыто. Сейчас его в принципе можно вести с куском мела и учебником, не применяя практических работ. Доходит до того, что некоторые старшеклассники не знают, как правильно забить в стену гвоздь.

Очень много проблем с методикой преподавания. Да, учитель должен работать творчески, но не всем это дано. В Челябинской области установка на то, чтобы учителя сами разрабатывали программы. Естественно, напрашивается вопрос: зачем тогда нужны методические кабинеты и методисты? Региональный компонент говорит, что каждый учитель может менять программу по своему усмотрению. Чаще всего получается, что он выполняет ее не практически, а теоретически – предмет изучения существует лишь на картинке, в мастерской нет наглядных пособий.

Не раз приходилось слышать от людей просвещенных, но зацикленных на «полезных» науках, что труды, то есть технология, как и изобразительное искусство, физкультура, музыка, – предметы второго, а то и третьего сорта. Но на самом деле это далеко не так.

В 9-м классе затрагиваются вопросы профориентации. Рябинин спрашивает ребят: для чего вы учитесь, чем будете заниматься после школы, чтобы заработать на безбедную жизнь? Рынок труда переполнен экономистами, юристами, в коммерции все ниши заняты, а рабочих специальностей не хватает. Большинство старшеклассников понимают, что время «делания денег из воздуха» прошло. С каждым днем растет спрос на творческий ум и золотые руки. На государственные и частные предприятия требуются квалифицированные рабочие: слесари, токари, фрезеровщики.

С нехваткой рабочих кадров сталкиваются во всех российских регионах, но для Урала, который издавна и по праву считается государственной кузницей, эта проблема наиболее болезненна. Например, в Златоусте на одном из оборонных предприятий в рамках конвенции начали изготавливать оптическое волокно. Набрали рабочих и через месяц большинство из них уволили. Набрали других – та же самая ситуация. В чем же дело? Оказывается, причина проста – у людей нет навыков и соответствующей квалификации, утрачена культура труда. В связи с этим на предприятии были вынуждены открыть специализированное ПТУ.

Технология – не второстепенный предмет, он помогает молодому человеку определиться в дальнейшей жизни. Вячеслав Рябинин приводит много примеров. Через его мастерские прошли братья Михаил и Алексей Давыдовы. Они занимаются гравюрой по металлу, причем на высоком уровне. Молодые специалисты, с благодарностью вспоминающие родную школу и учителя труда, изготавливают красивейшие сувениры, которые могут украсить самый изысканный интерьер. Еще один выпускник 4-й златоустовской школы Павел Неволин – тоже мастер с большой буквы. Если раньше он делал замечательные модели парусников, то теперь его страсть – резьба по дереву. Его изделия пользуются спросом. Забавные сказочные персонажи «охраняют» дом Павла, «живут» в его мастерской.

И у Снегурочки есть сердце

«Второстепенных предметов» в 4-й златоустовской школе нет. В этом я убедился, общаясь с директором Тамарой Карпаковой и учителями.

– Если убрать черчение из школы, то пострадает математика, особенно геометрия, – уверена преподаватель Светлана Бабенко. – Сейчас в школу входят новые компьютерные программы. Задействованы уже готовые чертежи, а ребята еще не знают азов. По второй специальности я психолог, у меня есть интересные наблюдения. Если ребенок научился пользоваться карандашом, то он легче ориентируется в пространстве, например, не комплексует на сцене. Дети любят предмет и на экзаменах в 9-м классе многие из них выбирают именно его.

Если черчение – это наука, то рисование – искусство. На уроке рисования дети раскрываются эмоционально. Если ребенок пришел из дома расстроенный, в угнетенном настроении, он зачастую выбирает коричневые и черные краски. Выплескивая свои эмоции, дети душевно очищаются. Убрав предметы, связанные с культурой, искусством, мы загубим души ребят, дети огрубеют, превратятся в роботов.

Учитель музыки Анна Григорьева считает, что в наше прагматичное время предметы эстетического цикла особенно важны.

– Раньше наш предмет назывался «Пение», – говорит Анна Федоровна. – Теперь же диапазон значительно расширился. На уроках мы не только поем, но и учимся слушать музыку, говорим о ней, изучаем не только русскую, но и зарубежную культуру. Сейчас даже во многих технических вузах преподают «Мировую художественную культуру», поэтому говорить о том, что музыка – предмет второстепенный, невозможно. Ведь она обращена к душе человека, к его мыслям и чувствам. Музыка учит чувствовать, видеть добро, красоту, понимать другого человека, сопереживать ему.

Анна Григорьева проводит интегрированные уроки совместно с преподавателями литературы, изо, истории, географии. Это нравится детям, они лучше запоминают материал. Учитель музыки рассказала интересный эпизод. В школе был трудный ученик, шестиклассник, фамилия которого часто звучала на педсоветах, родительских собраниях. На интегрированном уроке музыки – изобразительного искусства дети слушали фрагменты из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Обсуждая пролог, говорили, что Снегурочка – существо холодное. Прослушав сцену таянья, трудный подросток встал и сказал: «У Снегурочки есть сердце, душа, она может любить».

К Анне Федоровне как-то подошел 9-классник. «Как жаль, что в 9-м классе нет МХК! Знаете, то, что вы нам когда-то давали на уроках музыки, я использую сейчас в написании реферата по истории и литературе».

– По-моему, все предметы, что бы там ни говорили, тесно связаны между собой, – дополняет учитель физики с 40-летним стажем Галина Терехина. – Человек, а тем более ребенок, должен развиваться всесторонне, познавать мир в гармонии. Если физик не знает, к примеру, Бетховена, то как он будет объяснять детям явления звуковых колебаний? Я глубоко убеждена – для человека, живущего в обществе, не должно быть понятия «второстепенный предмет».

Златоуст, Челябинская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту