Физика – это наука, которая объясняет те или иные явления, закономерности, процессы. Но это также достаточно интересный, увлекательный, хотя и сложный учебный предмет в школе. Мир не стоит на месте: появляются новые развивающие каналы, фильмы, сайты, которые позволяют сделать урок более красочным, запоминающимся, познавательным, но моя роль как учителя – адаптировать имеющуюся информацию, сделать ее более доступной для любого ребенка: будь он гений, отстающий или тот, кому скучно на уроке.
Я работаю в ГБОУ «Школа № 1528» имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова, где учатся не только одаренные дети, успешно изучающие различные дисциплины, но и дети-инвалиды, дети с ОВЗ, дети с аутистическим спектром расстройств, поэтому нужно всячески подбирать материалы, интегрировать их, заинтересовывать и мотивировать учащихся, а многим необходимо просто помочь правильно воспринимать и понимать изученный материал.
Для того чтобы заинтересовать, увлечь, в какой-то мере облегчить изучение предмета, я в своей работе использую интеграцию, взаимосвязь с другими предметами и науками. Хочу поделиться таким методом, как взаимосвязь физики с различными предметами, а именно с литературой.
Физика в сказках, в литературных произведениях – это то, что знакомо ребятам с детства, многие произведения они знают наизусть, но только не все обращают внимание на процессы, явления, закономерности, взаимосвязи, которые описываются в них, а если еще найти ошибки и доказать, где автор был не прав, то это вызывает восторг и бурю эмоций. Здесь и исследование, и изучение, и мотивация, и желание как можно больше найти связей между предметами, найти что-то особенное – физическое в произведениях.
Так, например, при первоначальном знакомстве с физикой, при описании физических явлений можно предложить как исследовательскую работу на дом, так и игру на уроке «Угадай явление и сказку». Суть игры: вспомнить как можно больше сказок, рассказать о явлениях, которые в них описаны, найти ошибку автора, дать объяснения, доказать свою точку зрения, показать значимость этих явлений в окружающем нас мире.
Звучит отрывок из сказки, литературного произведения, а ребятам надо не только вспомнить название произведения, автора, но и объяснить, что скрывается за строками, какие явления, процессы, законы природы описаны.
«…Но королева была женщина умная, умела не только в каретах разъезжать. Взяла она большие золотые ножницы, изрезала на лоскутки штуку шелковой материи, сшила крошечный хорошенький мешочек, насыпала в него мелкой гречневой крупы, привязала его на спину принцессе и потом прорезала в мешочке дырочку, чтобы крупа могла сыпаться на дорогу, по которой ездила принцесса.» (Г.Х. Андерсен «Огниво», явление всемирного тяготения, механические явления, сила притяжения)
«Жабы взяли нарядную кроватку и куда-то уплыли с ней. А Дюймовочка сидела одна на зеленом листе и горько-горько плакала, – очень уж ей не хотелось жить у гадкой жабы и выходить замуж за ее противного сына. Маленькие рыбки, которые плавали в воде под листом, видели жабу и слышали ее слова, и теперь они высунули головы из воды, чтобы поглядеть на Дюймовочку. Как только они ее увидели, им стало очень грустно, что такой прелестной девочке придётся жить у гадкой жабы. «Так не бывать же этому!» – решили рыбки и, подплыв к листу кувшинки, на котором стояла Дюймовочка, перекусили его зелёный стебель. И вот лист с Дюймовочкой быстро поплыл по течению, – теперь жаба не могла бы догнать девочку.» (Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», механическое движение)
Можно задать наводящие вопросы: Какую ошибку допустил автор? Если плыть по течению, то скорость увеличивается или уменьшается? Догонит ли жаба Дюймовочку?
Для учащихся более старшего возраста, в 9–10 классе, можно привести пример басни И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука», где предложить доказать с помощью расчетов, будет ли двигаться воз?
«Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак, да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам; Да только воз и ныне там».
В отрывке показан результат равнодействующих сил. Лебедь рвется в облака-движение вверх, а поклажа компенсирует силу лебедя, т.к. она невелика – «Поклажа бы для них казалась и легка…», рак пятится назад, а щука тянет в воду – их силы направлены вниз в воду, под некоторым углом друг к другу, значит их равнодействующая не может быть равна нулю.
При изучении тепловых явлений как в 7-х, так и в 8-х классах очень хорошо использовать сказку Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Почему танцовщица вспыхнула разом и исчезла, а солдатик – нет? Можно предложить ребятам подумать, при каких условиях оловянный солдатик мог остаться цел.
«Оловянный солдатик стоял в пламени, его охватил ужасный жар, но был ли то огонь или любовь — он не знал. Краска с него совсем сошла, никто не мог бы сказать, отчего — от путешествия или от горя. Он смотрел на маленькую танцовщицу, она на него, и он чувствовал, что тает, но по-прежнему держался стойко, не выпуская из рук ружья. Вдруг дверь в комнату распахнулась, танцовщицу подхватило ветром, и она, как сильфида, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом — и нет ее. А оловянный солдатик стаял в комочек, и наутро горничная, выгребая золу, нашла вместо солдатика оловянное сердечко. А от танцовщицы осталась одна только блестка, и была она обгорелая и черная, словно уголь.»
Также подойдет русская народная сказка «Лиса и волк». Почему примерз хвост? Сколько сидел волк? Как можно было избежать этого?
«Долго-долго сидел волк у проруби, целую ночь не сходил с места, хвост его и приморозило; пробовал было приподняться; не тут-то было!»
При изучении силы Архимеда в 7 классе подходит отрывок Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Почему бумага расползлась? Почему солдатик утонул? Прав ли автор на этот раз? Как это можно доказать?
«Тут бумага окончательно расползлась, и солдатик пошел ко дну, но в ту же минуту его проглотила большая рыба».
В произведениях А.С. Пушкина почти в каждой строчке есть описание явлений природы, многообразие красок времен года, что дает повод насладиться воображением, обсуждением и нахождением. «Зимнее утро» – стихотворение, в котором описаны почти все физические явления:
«На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела»
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит»
Можно почти в каждом произведении найти связь между физикой и литературой. Кажется, два разных учебных предмета не могут иметь ничего общего… Но это не так.
Читайте и перечитывайте литературные произведения, и тогда вы для себя откроете другой мир – мир познаний, мир пытливых умов, мир великих открытий.
Наталья Калигина, учитель физики, ГБОУ Школа №1528, г. Москва, г. Зеленоград
Комментарии