Не суй пальцы в розетку, не бегай по мокрому полу, не ставь металлическую посуду в микроволновку. Эти правила придуманы не нашими родителями, бабушками или дедушками. Это обыкновенная физика. Познавательная и невероятно полезная.
Зачем нужна физика?
На самом деле детей проще всего заинтересовать историями и ситуациями из жизни. Например, представьте, что вы купили сок в стеклянной бутылке и решили его охладить перед визитом гостей. Вы его поставите в холодильник, верно? А если гости придут совсем скоро? В морозильник! Но если его там забыть, то сок, замерзая, разорвет бутылку. Жидкость расширяется при замерзании. Это физическое явление, о котором нужно знать, чтобы избежать таких ситуаций.
Еще пример. Мой брат сейчас служит в армии. Как-то поздним вечером на его рабочей машине сел аккумулятор. Брату нужно было срочно подзарядить аккумулятор, чтобы с утра продолжить службу. В гараже стояли автомобили, но не было зарядного устройства. Что он сделал? Снял работающий аккумулятор с другой машины и, правильно подсоединив один к другому, смог подзарядить разряженный. Если бы он не изучал физику, ему бы не удалось это сделать. Знание физики – это знание нашего мира. Оно может пригодиться в любой момент. Даже если вы не станете инженером, физиком-ядерщиком или учителем физики, этот предмет точно пригодится!
Физика во многом уже описала наш мир. Ее нужно знать хотя бы для того, чтобы отличать фейковые новости от реальных. Люди, не обладающие информацией, увлекаемы и подвержены обману.
Начинаем с яслей
Физика – это все, что нас окружает. Почему мы друг друга слышим? Почему мы видим свет от лампочки и как он возник? Слышим гром, видим молнию – откуда все это? На этапе, когда ребенок только начинает познавать окружающий мир, взрослым необходимо акцентировать его внимание на происходящем вокруг. Упал листочек с дерева, обратите внимание ребенка на это явление:
– Посмотри, малыш, листочек упал! Как интересно! Какой он разноцветный! Почему же он упал? Сейчас расскажу.
Когда ребенок достигнет возраста почемучки и сам начнет заваливать вопросами, важно поддержать его. Очень важно найти время, чтобы ответить на вопросы ребенка. Помогите удержать его интерес к окружающему миру. На прогулках здорово рассказывать ему о явлениях и причинах этих явлений. Например, о том, что зимой бывает скользко, когда выпавший снег превращается в лед. Посмотрите с малышом мультфильм о космосе. Обсуждайте увиденное за ужином.
Купите ребенку микроскоп. Вы просто не представляете, сколько всего интересного можно увидеть под микроскопом! Можно до бесконечности рассматривать лук, волос, спичечную головку. А какой восторг вызовет подробное исследование воды из лужи!
Что почитать малышам?
«Опыты Тома Тита. Удивительная механика» Виталия Зарапина и другие книги с занимательными экспериментами.
Что посмотреть?
Мультики «Смешарики Пин-код», «Фиксики».
Удерживаем интерес
С первого по четвертый класс в школе преподают предмет «Окружающий мир», где ребенок узнает много интересного о природе и явлениях. Дальше начинается время самостоятельной работы и подготовка к уже серьезному, основательному изучению физики (в большинстве школ физика отсутствует в пятом и шестом классах и появляется только в седьмом).
Чтобы пробудить и поддержать интерес к предмету в этот период, достаточно записать ребенка на моделирование, инженерное дело или робототехнику. В перспективе, возможно, физика будет изучаться неотрывно от робототехники или моделирования. В совокупности эти дисциплины дают представление о том, как работают огромные предприятия, помогают смоделировать в голове полный цикл производства. Это бесценный опыт.
Расскажу на примере нашей школы №1502. В сотрудничестве с Московским городским педагогическим университетом коллектив нашей школы разработал программу дополнительного образования школьников по трем направлениям.
В рамках естественно-научной части курса ребята познают мир через физические эксперименты. На занятиях по робототехнике школьники программируют простейшие движения роботов, и в этом им помогает знание законов динамики и статики. Моделирование и прототипирование являются ключевой частью курса, связывающей вышеописанные компоненты. Ребята изучают промышленное производство в миниатюре. Создают детали – от чертежа до металлообработки – с помощью механизированного оборудования и станков с электронным управлением. Наряду с традиционными материалами и способами обработки ребята знакомятся с такими современными технологическими направлениями, как композитные материалы и аддитивное производство. Надеюсь, что скоро эта программа появится и в других школах страны. Уверен, такой формат работы поможет удержать интерес к физике.
Совет для родителей и учителей: подкидывайте ребенку книги и ссылки на интересные передачи.
Что почитать открывающим для себя мир физики?
Александр Никонов «Физика для тех, кто (не) знал, но забыл».
Эрик Роджерс «Физика для любознательных».
Дмитрий Побединский «Чердак. Только физика, только хардкор!».
Венсан Бокео «Физика на ладони. Об устройстве Вселенной – просто и понятно».
Луис А.Блумфилд «Как все работает. Законы физики в нашей жизни».
Григорий Остер «Физика. Ненаглядное пособие».
Что посмотреть?
Выпуски программы «Галилео» или ее современного аналога – передачи «Просто физика» на канале «Наука 2.0».
Для увлеченных физикой
Как правило, ребенок понимает, что хочет связать свою жизнь с физикой, уже в 7-9‑х классах. Иногда раньше. Будущим физикам я советую читать новости про технологические новинки и пути развития технологий. Попытайтесь разобраться, чем новый 3D-принтер отличается от предыдущей модели, разберите старый утюг, посмотрите, как в нем все устроено. Во всем старайтесь докопаться до сути.
Подойдите к своему школьному преподавателю и расскажите об интересе к предмету. Любой учитель физики знает, что нужно порекомендовать в этом случае. Он подскажет, что посмотреть и послушать, что почитать и какие задания выполнить, чтобы подготовиться к ЕГЭ по физике.
Инженерные классы – вообще кладезь для ребят, изучающих физику. Этот проект я могу хвалить бесконечно. Опыт работы с оборудованием и применения знаний по физике при решении инженерных задач дает школьнику понимание, что и в какой последовательности нужно делать и почему происходят те или иные процессы.
Еще раз подчеркну: в каждой школе есть дополнительное образование, зачастую бесплатное. Если ваш ребенок испытывает интерес к физике, обсудите с ним, в какой конкретно кружок он хочет пойти, чтобы углубить свои знания. Выбирая, ищите учителя, который подойдет ребенку, сможет подогреть его интерес к физике. Кому-то нужен строгий педагог, кому-то – добрый, кому-то – молодой, кому-то – возрастной. Главное – найти человека увлеченного.
Также порекомендую вбить в поисковую строку «Топ-100 научно-популярных книг» и выбрать понравившиеся. Сейчас большой популярностью пользуется астрофизика. Есть фильмы BBC и National Geographic по этой тематике. В физике не важно, с чего начинать, все равно придете к самым основам, к фундаменту. Важно не охладеть к изучению предмета, к изучению мира!
Что почитать увлеченным физикой?
Митио Каку «Физика будущего», «Физика невозможного».
Стивен Хокинг «Краткие ответы на большие вопросы».
Карл Саган «Космос».
Яков Перельман «Занимательная физика».
Нил Деграсс Тайсон «Астрофизика с космической скоростью, или Великие тайны Вселенной для тех, кому некогда».
Ричард Фейнман «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!».
Что посмотреть?
Научно-популярные YouTube-каналы, выступления известных ученых-популяризаторов, проект «Курилка Гутенберга», «Физика с Антоном Марко» на Московском образовательном.
Максим ЗУЕВ, учитель физики школы №1502 «Энергия»
Комментарии