search
main
0

Физика

Хорошо ли “хорошо”?

В фигурном катании есть обязательная программа и есть произвольная. Обязательная, ее ведь так и называют – “школа” – это мастерство, это техника, это тренированность. Произвольная – это фантазия, творчество, интуиция. Обязательная программа – это профессионализм, грамотность, отсутствие ошибок. Произвольная – это красота, индивидуальность, неповторимость.

Конечно, главное в жизни каждого человека с трудом вписывается даже в рамки произвольной программы. Главное и самое интересное – родительский дом, друзья, выбор профессии, судьба, завиральные идеи, любимые, попытки самореализации, многочисленные соблазны, опасности скурвиться, убеждения, система ценностей, религиозные воззрения – то, из чего вырастает личность, что составляет личность, без чего личность немыслима. Но есть и обязательная программа – умение читать, писать, считать, поливать огурцы, брать интегралы, шнуровать ботинки, знание законов (как законов природы, так и законов общества). Втиснуть жизнь в эти рамки немыслимо. Да, к счастью, и не нужно. Но без обязательной программы немыслима сама жизнь.

Школа, мне кажется, должна обеспечивать овладение именно обязательной программой жизни. И не должна претендовать на формирование программы произвольной.

А в настоящее время не только само положение вещей, но и тенденция развития, акценты, определяющие облик школы, направлены как раз в противоположную сторону. Школа – это и клуб, и театр, и ристалище, а квадратные уравнения решать негде и некогда. Конечно, хорошо, если человеку в школе удобно, приятно, весело, интересно. Хорошо. Но это не должно становиться для школы главным. Удобно и интересно должно быть настолько, насколько это помогает понять, в чем разница между испарением и кипением, но это не должно становиться самоцелью. Иначе школа перестает быть школой. Урок перестает быть уроком. Учитель – учителем.

Конечно, хорошо, когда учитель становится другом, иной раз – кумиром, подчас – шоуменом. Но главное все-таки, главное, с точки зрения школы, чтобы он научил нас не путать кислоты и щелочи. Остальное – побочный эффект. Важный, приятный, полезный, но – побочный.

Все это имеет самое прямое отношение к показательным открытым урокам-бенефисам, проводившимся в рамках конкурса “Учитель года”. По крайней мере к тем девяти урокам физики, на которых мне довелось поприсутствовать: преобладала “произвольная программа”.

Да, таковы, наверное, законы жанра конкурсных, и вообще открытых уроков, тем более с чужими учениками.

Показательна такая деталь. Стремясь установить хоть какую-то обратную связь, практически все учителя-физики – участники конкурса то и дело пробовали задать тот или иной мелкий, легкий, проходной вопрос или просто оставить фразу незаконченной, предлагая ребятам договорить за них одно-два слова. Первой реакцией было множество поднятых рук. При этом правильный ответ или продолжение фразы давался далеко не с первого раза. Но… эти первые неправильные ответы пролетали мимо учителя. Он их как бы не слышал. Спрашивал следующего, обращался к следующей поднятой руке, и так до тех пор, пока не звучал правильный ответ, точнее даже – ответ, устраивающий учителя. При этом остальные, уже прозвучавшие, оставались без комментариев. Несколько раз вспомнилось: “Хочешь получить дурацкий ответ, задай дурацкий вопрос”. Что-то вроде:

– Какой сегодня день?

– Солнечный.

– Нет.

– Холодный.

– Нет.

– Среда.

– Вот. Правильно. Молодец!

Конечно, в своем классе, со своими ребятами все было бы по-другому. Но, наверное, нужно было бы учитывать и то, что дети не свои, и то, что этого учителя они видят впервые, и то, что вокруг много чужих взрослых, да и вообще слегка приподнятую атмосферу конкурса, праздника, чего-то необычного. Наверное, в такой обстановке от подобного рода вопросов следовало бы воздерживаться. А уж если спросил и неправильный или неточный ответ прозвучал, не стоило оставлять его без комментария. А иной раз – и извиниться за не совсем корректно поставленный вопрос.

Даже удивительно, что после целого ряда незаурядных, иной раз просто блестящих уроков запомнилась именно эта деталь. Наверное, потому, что была общей. В наименьшей, пожалуй, степени этот легкий упрек относится к уроку Сергея Викторовича МАРТЫНОВА в седьмом классе. Он сумел несколько раз “не пропустить мимо ушей” неожиданный ответ. Хотя пришлось отступить от запрограммированной “канвы”. Может, из-за этого урок в целом и проиграл чуть-чуть в стройности, но выиграл много больше. Пожалуй, индикатором мастерства и доброжелательности педагога может и должна быть уверенность ученика, что ни одна его ошибка не останется без внимательной и умной поправки.

А самым значительным, интересным и полезным мне показался урок Петра КОРНИЛОВА из Новгородской области. Он начал его со стихотворной цитаты и, по-моему, оправдал свой дерзкий замах: весь урок он по-честному стремился вместе с ребятами “дойти до самой сути” исследовавшейся проблемы. Речь шла о колебаниях. И Петр Петрович сумел построить занятие так, что проблема оказалась и доступной, и нетривиальной одновременно. Особенно хочется отметить выбор предложенной для небольшого лабораторного исследования колебательной системы. Она была достаточно сложна для того, чтобы самостоятельно в ней смог разобраться даже сильный ученик. В то же время экспериментальная задача была поставлена достаточно просто, чтобы с работой мог справиться каждый. Кроме того, система была вполне обыкновенной, привычной, ничего экзотического – обычные качели – доска, лежащая на бревне. Но самое главное, учитель сумел использовать только что проделанную работу для обобщения, представить ее основные этапы как модель любого исследования. Спасибо, Петр Петрович, кажется, мне удалось у вас чему-то научиться.

Впрочем, поучиться было чему и у других участников конкурса. Спокойной уверенности и обстоятельности – у Владимира Никифоровича БЛИНОВА. Виртуозности демонстрационных опытов – у Сергея Николаевича КИРИЛЛОВА. Смелости в отступлении от каких бы то ни было программ – у Виталия Юрьевича КАБАЕВА. Артистичности – у Александра Изентеевича РАЯ. Доброжелательной настойчивости – у Юрия Александровича МОЛОТКОВА. Словом, у каждого. Подробнее – в одном из ближайших номеров “УГ”.

А пока поздравим друг друга с тем, что конкурс состоялся. Что-то мы, безусловно, сможем использовать на своих уроках. Глядишь, и у нас чему-нибудь научатся.

Владимир СТРОИЛОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте