search
main
0

Физика

Фарфоровые ролики,

или Как оценить ребенка на уроке

Как правильно оценить качество знаний своих учеников на уроке? Как систематически проверять их успеваемость с помощью вопросов, тестов и специальных заданий? Какой материал следует использовать при устном опросе и во время письменных контрольных работ? Ответить на эти вопросы поможет книга для учителя В.Г.Разумовского, Ю.И.Дика, И.И.Нурминского и др. “Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике. 7-11 классы”.

нига состоит из шести глав. Первая глава посвящена задачам и методам проверки знаний по физике. В ней раскрываются требования к результатам обучения и выделяется учебный материал, усвоение которого особенно важно в дальнейшем. Здесь описываются наиболее целесообразные формы заданий для устного опроса и письменных работ. Даются рекомендации по определению норм оценок успехов школьников, рассматриваются особенности проверки экспериментальных умений при выполнении лабораторных и работ физического практикума.

В последующих главах приводятся наиболее характерные примеры устного опроса для каждого класса по некоторым темам или разделам, разьясняются требования к результату обучения и ответам учеников. По большинству тем выделен особо важный материал, приведены образцы текущих и итоговых письменных контрольных работ в традиционной форме (3-5 задач), а также заданий с выбором ответа – тестов, с помощью которых можно выявить степень усвоения основного материала и определить пробелы в знаниях. Тесты позволяют установить связь уровня успеваемости школьников с условиями обучения. Поэлементный анализ результатов традиционных контрольных работ позволяет увидеть картину усвоения материала в классе в целом и каждым учеником в отдельности.

В книгу включены также и контрольные работы для проверки приобретенных экспериментальных умений ребят.

Все предложенные примеры, контрольные работы и рекомендации рассчитаны на преподавание физики в общеобразовательных школах.

Предлагаем вашему вниманию одну из глав этой книги.

$ 6. Итоговая проверка знаний и умений учащихся

Преимущественными формами итоговой проверки знаний на первой ступени обучения физике являются письменная контрольная работа и специальный урок итогового опроса. Итоговой проверке подлежат знания основных вопросов темы или нескольких тем.

Урок устной итоговой проверки знаний

Этот урок требует от учителя тщательной предварительной подготовки. Следует отобрать основной материал, продумать вопросы, заготовить задания для учащихся.

Для школьников данного возраста необходима частая (от трех до девяти раз) смена видов деятельности на уроке, целесообразно разнообразить и урок опроса. Применяют карточки с заданиями для учащихся, которые выполняют эти задания на доске или за столом; предлагают им выполнить экспериментальную работу; проводят физический диктант (учитель задает вопросы, а учащиеся пишут только ответы на них); прослушивают сообщения, подготовленные школьниками.

Итоговые письменные работы

На первой ступени обучения физике рекомендуется для проверки знаний по одной теме проводить работы, рассчитанные на 20-25 мин. Половина урока отводится на контрольную работу потому, что в VII-VIII классах очень напряженно укладывается в отведенное время прохождение курса вообще.

В соответствии с требованиями к умениям учащихся VII-VIII классов, сформулированными в программе по физике, следует включать в работу задачи в одно-два действия, преимущественно прямые, средней трудности, однако с помощью этих задач желательно выявить все три уровня усвоения знаний.

Формулировка задачи должна быть четкой и ясной. Рекомендуется сначала изложить условие задачи, а уже после этого сформулировать вопрос к ней. Содержание задачи целесообразно давать в возможно более лаконичной форме, так как дополнительный материал может затруднить понимание условия, даже если этот материал носит познавательный характер и в других случаях очень полезен или необходим. Не должны содержаться в условиях задачи неизвестные учащимся термины, лишние данные, нельзя допускать возможности неоднозначных ответов.

Особого внимания в связи с этим требует подбор качественных задач для письменной контрольной работы. В этом случае учитываются не только основные требования, но и следует отдавать преимущества задачам, ответ к которым краток и соответствует уровню развития письменной речи учащихся.

Таким образом, нужно дать школьникам возможность спокойно, без спешки выполнить работу, чтобы выявить их истинные знания.

Более сложно дать однозначные рекомендации по проверке и оценке работ, здесь многое зависит от опыта учителя.

При оценивании письменной работы, кроме правильного решения, учитываются требования к выполнению работы: стандартизированная форма записи, наличие необходимых чертежей, подбор формул (на первой ступени не обязательно требовать решения в общем виде), выполнение правил подсчета и округления чисел.

Итоговые письменные работы можно проводить либо по темам (или отдельным вопросам), либо в конце полугодия или учебного года. В первом случае в контрольную работу включаются задачи пройденной темы, в полугодовую или годовую – задачи нескольких тем.

В VII классе по теме “Первоначальные сведения о строении вещества” рекомендуется проводить устную итоговую проверку. Это связано с тем, что вопросы темы изучаются на качественном уровне и проверка их усвоения должна проводиться с помощью качественных задач. Письменные же ответы на качественные задачи представляют значительные трудности для учащихся данного возраста.

Однако в тематическую контрольную работу “Взаимодействие тел” целесообразно включить в каждый вариант по одному вопросу о строении вещества.

Важно отметить, что годовую (или полугодовую) итоговую работу не имеет смысла проводить на последнем уроке учебного года. Поэтому рекомендуем провести ее за 5-6 уроков до окончания учебного года, т.е. в середине изучения последней темы (“Работа и мощность. Энергия” в VII классе, “Световые явления” в VIII классе). В содержание годовой контрольной работы можно включать задачи по вопросам, которые изучаются в начале этих тем, например задачи на построение изображений в линзах (VIII класс). По самим же темам целесообразно провести тематические контрольные работы или ограничиться кратковременными работами.

Практика преподавания в VII-VIII классах показывает, что итоговые контрольные работы целесообразно проводить в 4-6 вариантах. Для примера даны образцы решения, оформления и оценивания нескольких контрольных работ.

По этим образцам учитель может составить остальные варианты, используя книгу “Контрольные работы по физике в VII-XI классах средней школы (дидактический материал)” под ред. Э.Е.Эвенчик, С.Я.Шамаша.

Математика

Игры кастильского короля

Как научиться принимать обоснованные решения

Оценить степень риска и принять обоснованное решение в ситуации со случайными исходами ребятам поможет книга А.Плоцки “Вероятность в задачах для школьников” (издательство “Просвещение”).

ероятностные понятия и основанные на них статистические методы все более широко применяются сейчас в разных областях науки. Соединение элементов теории вероятностей и математической статистики называют стохастикой.

Стохастика – это раздел математики. Он возник и развивался в тесной связи с практической деятельностью человека. Жизнь, в том числе и развлечения, ставит перед человеком разные проблемы. Некоторые из них решаются, открывая при этом новые математические понятия.

Сегодня элементы стохастики входят в математику для всех, становятся новым, важным аспектом математического и общего образования современного человека.

Цель этой книги – сделать понятными для школьников стохастические понятия и методы.

Многие задачи, которые содержатся в книге, – вовсе не математические задачи. Их суть сводится к тому, чтобы решить, является ли право первенства в данной ситуации некоторой привилегией, справедлива ли данная игра и что это значит, можно ли принять приглашение, купить ли замок, закрывающийся с помощью шифра (а не ключом), или нет, есть ли основания для того, чтобы подозревать кого-то в доносительстве, как справедливо выбрать одного человека из группы, чтобы он выполнил поручение, которое никому выполнять не хочется, как поступить, если тебе нужна игральная кость, но она куда-то пропала, и т.д.

Роль ребенка сводится к тому, чтобы перевести эти внематематические проблемы на язык математики, а в дальнейшем подобрать известные математические средства решения этих теперь уже математических задач.

Предлагаемые проблемы в основном касаются игр, а значит, могут показаться маловажной областью жизни человека. Но следует помнить, что человеческая жизнь – постоянный процесс принятия решений, а стратегически случайная игра хорошо отражает и иллюстрирует суть этого процесса. Стохастика показывает модели рационального поведения человека в разных обстоятельствах, описывает, как в некоторых ситуациях оценивать, какое из решений оптимально.

Случайное испытание как обьект окружающего нас мира

Среди явлений и экспериментов выделяются те, исход которых зависит от случая. Будем их называть случайными испытаниями. В этой книге они будут обьектами математической обработки. В жизни очень много таких случайных испытаний.

1. Футбольный матч судья начинает бросанием монеты. Нас интересует, какой стороной монета упадет вверх. Если это сторона с орлом, то говорят, что выпал орел, если противоположная сторона – говорят, что выпала решка. Бросание монеты – это случайное испытание.

2. Реквизитом во многих играх является игральная кость, т.е. кубик с очками на гранях (развертка этого кубика показана на рисунке 1). Бросая эту кость, мы наблюдаем (фиксируем) число выпавших очков. Если выпадут, например, 2 очка, то говорят, что выпала двойка, если выпадет 6 очков, то говорят, что выпала шестерка, и т.д. Бросание игральной кости – это случайное испытание.

Рис. 1. Развертка игральной кости

Очки на игральной кости расположены таким образом, что сумма чисел очков на противоположных гранях кубика равна 7.

На рисунке 2 изображено игровое поле для очень популярной в Польше, Германии и Чехии игры ЧЕЛОВЕК, ТЫ НЕ СЕРДИСЬ. В игре принимают участие два, три или четыре игрока. У каждого 4 пешки одинакового цвета, но цвета пешек у разных играющих разные.

Играющий бросает кубик и в зависимости от числа выпавших очков перемещает одну из своих пешек по игровому полю на столько шагов (по часовой стрелке), сколько очков выпало. Побеждает тот, кто первым доведет все свои пешки на четыре своих конечных поля.

Рис. 2. Игровое поле для игры ЧЕЛОВЕК, ТЫ НЕ СЕРДИСЬ

3. Различные игры, в которых бросаются кости, были известны уже в древнем мире. Рисунки 3, 4 изображают популярную в средневековой Испании игру, в которой бросались три кости и подсчитывалась сумма выброшенных очков. (Рисунки взяты из рукописного описания игр кастильского короля Альфонса Х Мудрого (1283 г.).

Рис. 3. Римлянки, играющие в кости

Рис. 4. Игра в три кости в средневековой Испании. Миниатюра (гравюра) из рукописи об играх короля Кастилии Альфонса Х Мудрого (1283 г.)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте