В воспитании студентов профессиональных колледжей – будущих военнослужащих по призыву – нужно больше внимания уделять формированию и развитию физических качеств, обеспечивающих успешное выполнение обязанностей солдат и матросов, способность стойко переносить нагрузки и трудности военной службы: силы, быстроты, выносливости, гибкости. Они необходимы молодому человеку и в повседневной жизнедеятельности.
ля развития всех этих качеств наряду с эффективным использованием учебного времени на занятиях по физической культуре студентам учреждений СПО нужны тренировки в спортивных секциях, а также систематические самостоятельные занятия. В результате каждый призывник должен обладать уровнем физической подготовки молодого пополнения воинских частей и подразделений ВС РФ, который определен Наставлением по физической подготовке в Вооруженных силах Российской Федерации (НФП-2009). В арсенале наставления – гимнастика и атлетическая подготовка, рукопашный бой, преодоление препятствий, ускоренное передвижение, лыжная подготовка, военно-прикладное плавание, спортивные и подвижные игры. Многое из этих разделов армейской физической подготовки (комплексы вольных упражнений, приемы самозащиты, тренировки и соревнования с приемами передвижения на поле боя, изготовки к стрельбе, преодоление преград, военизированные эстафеты) применимо в условиях учреждений СПО. Подчеркну: идеи использования в системе учреждений СПО армейского опыта физического воспитания не просто витают в воздухе, их уже реализуют на практике, берут на вооружение педагоги, организаторы военно-патриотического воспитания и военно-спортивной работы с подростками и молодежью. Один из позитивных примеров представлен Министерством по развитию спорта, физической культуры и туризма Саратовской области, где в Положение о проведении областной спартакиады молодежи допризывного возраста включена военизированная эстафета, проводимая в соответствии с НФП-2009 по упражнению 32 («Общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий»). Очевидно, сконцентрированный в НФП-2009 армейский опыт применим и полезен для работы со студентами учреждений СПО не только выпускного 3-го курса, но и поступившими на 1-й курс с учетом особенностей возрастного развития. Его использование повысит эффективность физического воспитания студентов профессиональных колледжей и придаст более целенаправленный, системный характер подготовке к военной службе в учреждениях СПО.Для развития физических качеств студентов колледжей, необходимых для прохождения военной службы в ВС РФ, в учебно-воспитательном процессе учреждения СПО нынче целесообразно использовать инновационные технологии.Во-первых, для физической подготовки студентов учреждений СПО, будущих защитников Отечества, и разнообразия проведения военно-спортивной игры «Зарница» в учреждении СПО можно создать специализированную военно-спортивную площадку с элементами психологической подготовки (модель реалистического образа тактики боевых действий и возможностей «вероятного противника»), объединяющую в себе площадку для игры в пейнтбол и военизированную полосу препятствий. Создание такой площадки обусловлено тем, что предстоящая военная служба требует от студентов колледжей постоянной готовности к выполнению своих обязанностей, она не может быть ограничена ни временем, ни пространством, ни климатическими и погодными рамками, она требует от будущего военнослужащего крепкого физического здоровья и психологической подготовки.Студенты колледжа, одетые в форму для игры в пейнтбол, под имитирующие звуки нападения авиации, артобстрела и атаки десанта «противника», преодолевая различные препятствия, выполняют задачи военно-спортивной игры «Зарница» (упражнения рукопашного боя с нападающим «противником»), оказывают первую медицинскую помощь, осуществляют разборку и сборку оружия, преодолевают инженерные заграждения, различные этапы военизированной или специальной полосы препятствий. Чем правдоподобнее, тем лучше и интереснее. Предлагаемая модель учебной площадки – практический вариант компьютерной игры Counter-Strike.Во-вторых, для разнообразия современных игровых методик по физической подготовке студентов колледжей можно использовать лазерную игру «Фан-лазер» (вариант игры в пейнтбол). Лазерные игры – это последнее слово современных технологий. Принимая участие в игре, студент колледжа ощущает себя супергероем, выполняющим оперативно-тактическую задачу, пробирающимся к заветной цели через сеть лучей лазерного лабиринта. Смысл игры заключается в том, чтобы участник, вошедший в лабиринт, прошел сквозь паутину лазерных лучей, не задев ни одного из них. Таймер считает время прохождения препятствия. Если же игрок задевает один или несколько лучей, раздается звуковой сигнал, луч гаснет, и система добавляет штрафное время. Игра может быть запрограммирована на прохождение дистанции как в одну сторону, так и в обе стороны, работать как призовая – в этом случае в конце лабиринта размещают приз, который достается игроку, не задевшему ни одного лазерного луча. В качестве военно-спортивной игры нового поколения («Лазертаг») можно использовать «Лазерные бои».В конференц-зале МЦФПВ состоялся круглый стол «Инновационный проект «Центр допризывной подготовки студентов учреждений СПО», в котором приняли участие представители Министерства обороны РФ, военного комиссариата Москвы, регионального отделения ДОСААФ России по городу Москве, Московского детско-юношеского центра «Резерв» (координатор проекта «Призывник»), заместители директоров по обеспечению безопасности и преподаватели-организаторы ОБЖ учреждений СПО, сотрудники фирмы (лазерный клуб «Полигон»), занимающиеся разработкой и реализацией инновационных компьютерных игровых и лазерных технологий. Сотрудник лазерного клуба «Полигон» Алексей Сущенко продемонстрировал участникам круглого стола модели оружия и экипировки для лазерной игры «Фан-лазер», он отметил, что «повсеместно используемая игра молодежи в пейнтбол наиболее травмоопасна для игроков (телесные повреждения в виде гематом на теле) и финансово затратна (покупка шаров, быстрый износ обмундирования от краски), модель оружия не соответствует ни одному образцу вооружения ВС РФ». Алексей Сущенко считает, что «использование в лазерной игре практической модели автомата АК-74, абсолютно безвредного для глаз и здоровья лазерного луча, наличие светового и звукового сигнала о «поражении» противника и стоимость одного полного комплекта 30 тыс. рублей – те положительные моменты инновационных лазерных технологий, которые можно использовать в образовательных учреждениях для подготовки допризывной молодежи». Таким образом, с использованием лазерных игр можно проводить районные, окружные, городские турниры и чемпионаты, использовать как одно из препятствий teambuilding, оборудовать специальные зоны колледжей для физической и допризывной подготовки юношей. Лазерные игры интересны и разнообразны не только для разновозрастных студентов колледжей, но и для девушек, а также для всех подвижных взрослых (педагогов колледжей).В-третьих, для качественной физической подготовки студентов колледжей к военной службе, по моему мнению, необходимо использовать упражнения по развитию скорости, глазомера, решительности, выносливости. Для этого в учреждениях СПО можно создать мультимедийный интерактивный страйкбольный тир. Принцип его работы – это взаимодействие проектора, специального экрана, программного обеспечения и страйкбольного оружия с реальными пульками. Эту разновидность тира можно называть и интерактивным страйкбольным тиром.В-четвертых, для реализации IT-технологии в деятельности учреждения СПО по допризывной подготовке юношей на каждого студента можно завести электронный паспорт, в котором учитывать основные данные, отражающие реальный уровень готовности студента к военной службе (успехи и достижения в учебе, физической, спортивно-прикладной, спортивно-технической подготовке, морально-психологические характеристики).Наряду с предлагаемыми инновационными технологиями, по моему мнению, необходимо возрождать хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы и методы физической подготовки студентов учреждений СПО для военной службы в ВС РФ. Например, обязательную тридцатиминутную утреннюю физическую зарядку в форме комплексного занятия, включающего подготовительную, основную и заключительную части. Проведение утренней физической зарядки можно поручить преподавателям по физической культуре колледжей. Примерные варианты утренней физической зарядки для студентов учреждения СПО приведены в таблице 1.Кроме этого, для популяризации и пропаганды массовой физкультуры и спорта, в том числе его военно-прикладных видов, качественной подготовки студентов к военной службе и патриотического воспитания молодежи есть предложение создать и реализовать в учреждениях СПО новую программу «Готов к труду и обороне России» (ГТО России) – аналог в прошлом программы «ГТО СССР». Сдача нормативов студентами колледжей (см. таблицы 2, 3) должна подтверждаться особыми значками – в зависимости от уровня достижений студентов колледжей можно награждать золотыми или серебряными значками «ГТО России».Таким образом, основные перспективы и инновационные направления в деятельности учреждения СПО, по моему мнению, позволят качественно, системно и целенаправленно решить государственные цели и задачи, направленные на: подготовку студентов колледжей к исполнению конституционного долга по защите Отечества; профилактику правонарушений, наркомании, алкоголизма, асоциальных явлений посредством пропаганды здорового образа жизни, вовлечения студентов колледжей в занятия физической культурой и спортом.
Комментарии