search
main
0

Физическая культура – неотъемлемая часть единого культурно-образовательного пространства

​Образовательный комплекс имени Маршала Советского Союза С.К.Куркоткина (школа №2121) был создан в результате реорганизации в форме слияния четырех образовательных учреждений – школ №335, 393, 775 и 919. В комплекс входят 9 зданий, которые посещают около 700 воспитанников дошкольных подразделений и более 2500 обучающихся.

Целью объединения образовательных учреждений микрорайона было создание доступной и безопасной образовательной среды, обеспечивающей высокое качество предоставляемых по запросу социума образовательных услуг на основе преемственности реализации образовательных программ дошкольной, начальной, основной и средней ступеней образования, интеграции основного и дополнительного образования, а также создание условий для удовлетворения познавательных интересов воспитанников и обучающихся в рамках развития единого культурно-образовательного пространства комплекса.Обращаю внимание на слова «развитие единого культурно-образовательного пространства». Для нас это очень важно. Образовательному комплексу предстояло стать единым организмом, работающим на достижение поставленной цели. Каждое образовательное учреждение, вошедшее в состав комплекса, обладало уникальным опытом создания образовательной среды, своей историей, со сложившимися традициями, правилами, нормами. Необходимо было ознакомиться с ними, выявить проблемы, найти схожие черты, изучить положительный опыт. Этому способствовал проведенный в ходе подготовки к реорганизации swot-анализ, результаты которого позволили выработать концепцию развития комплекса, наметить отправные точки выстраивания того самого единого культурно-образовательного пространства. Одной из таких отправных точек стала физическая культура.Физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).Одним из инициаторов использования ресурса физической культуры для создания единого культурно-образовательного пространства комплекса стал учитель физической культуры вошедшей в состав комплекса и, наверное, не случайно расположенной в Спортивном проезде школы №335 заслуженный учитель Российской Федерации Дмитрий Бесполов. Школа к тому моменту накопила уникальный опыт построения учебно-воспитательного процесса, неотъемлемая часть которого – физическая культура. На протяжении последних лет в школе проводят апробацию различных модульных программ для 3-го часа физкультуры. Этот опыт мы транслировали в образовательных учреждениях города. На протяжении четырех лет на базе школы проводят авторские курсы повышения квалификации ЦПМ для учителей физкультуры, лекторы которых – педагоги школы. К настоящему времени уже разработаны и рекомендованы Министерством образования и науки РФ к внедрению в образовательных учреждениях две программы по физической культуре:    модульная программа третьего урока физкультуры для 1-11-х классов;    интегрированная программа для 1-11-х классов на основе регби.В школе создан уникальный музей спорта, среди экспонатов которого майки, подарки, рисунки, предметы раскрывающие этапы истории развития спорта в России. Каждая вещь в музее – настоящий раритет со своей неповторимой историей. Ничего случайного и ненастоящего. А ведь как раз это и ценно для детей: глянцевые победные лозунги и награды не производят на них подлинного впечатления, зато чемпионская майка мальчика, который, так же как ты, родился в этом районе, гулял по этим улицам, возможно, сидел за этой самой партой, а впоследствии стал чемпионом Европы, дорогого стоит. В рамках программы «Парень с нашего двора» в музее часто проходят встречи с героями – выпускниками школы, выдающимися спортсменами. Им посвящен специальный стенд «Наши чемпионы, которыми мы гордимся». Это Валерий Чижов (трехкратный чемпион России по футболу), Денис Бояринцев (мастер спорта, член сборной России по футболу в 2004-2005 гг.), Антон Искусных (чемпион России, чемпион Европы по мини-футболу), Евгения Блинкова (чемпионка Европы по боксу), Дарья Бобкова (игрок волейбольной команды «Уралочка»), Анна Дронова (серебряный призер Европы по армрестлингу), Сергей Пыхонин (трехкратный чемпион России по боксу), Сергей Белоусов (трехкратный призер Европы по регби-7), Алексей Юдакин (призер Европы по регби-7), Александр Журавлев (серебряный призер чемпионата России по регби), Никита Зингалев (серебряный призер чемпионата России по регби).Созданное методическое объединение учителей физической культуры комплекса, среди которых есть кандидат педагогических наук и два аспиранта, разработало концепцию развития физической культуры и спорта как одной из составляющих построения единого культурно-образовательного пространства комплекса.Эта концепция предусматривает такие направления, как:    Участие школы №2121 в качестве базовой площадки в реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. В рамках реализации этого направления идет отработка технологии реализации поэтапного внедрения ВФСК ГТО. В сентябре 2014 года прошла первая общественная акция «Сдай нормы ГТО с чемпионом!», в которой приняли участие учащиеся всех школьных отделений комплекса. На спортивный праздник были приглашены прославленные российские спортсмены – чемпионка Олимпийских игр по прыжкам в высоту Анна Чичерова, чемпион Паралимпийских игр по биатлону Владимир Киселев, чемпионы мира и Европы, члены сборных команд России по различным видам спорта. Они возглавили команды школьников в качестве капитанов. После завершения состязаний капитаны дали мастер-классы для всех желающих. Сергей Пыхонин (тоже выпускник школы), трехкратный чемпион России по боксу среди юниоров, показывал старшеклассникам некоторые приемы и боксерские апперкоты. Чемпион мира по карате Евгений Аржаник учил младших школьников гибкости. А девчонки гурьбой окружили Чичерову. Пришлось ей не только поучить других, но и самой продемонстрировать свои фантастические прыжки.С наступлением весны сдача норм ГТО продолжилась. В программу включились учащиеся 10-х классов комплекса, наши первоклассники и старшая группа дошкольного объединения.    Еще одно направление развития физической культуры комплекса – обязательное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий во всех подразделениях комплекса: физкультминутки, утренняя гимнастика, музыкально-физкультурные перемены, флешмобы и апробация современных инновационных здоровье сберегающих технологий.    Концепция предусматривает реализацию различных общешкольных проектов по физической культуре. Например, таких как «Семейный час», в рамках которого родители вместе со своими детьми, придя вечером в спортзал, не только могут поучаствовать в различных видах физической активности, но и получить консультацию у дежурного учителя.    В одном из подразделений комплекса впервые была произведена реконструкция спортзала с учетом пожеланий не только учителей и администрации, но и родителей и учеников. Теперь зал за короткое время легко может трансформироваться в площадки для занятий различными видами активности, и даже традиционная шведская стенка может легко превратиться в небольшую сцену для проведения спортивных вечеров.На сегодня комплекс, вступая в новый учебный год, обладает не только хорошей спортивной базой, но и кадрами, которые, сохраняя основы традиционной физкультуры и внедряя инновационные технологии, делятся результатами с педагогическим сообществом Москвы. Мы планируем провести открытый семинар для учителей осенью по внедрению новых форм организации двигательной активности в урок физкультуры.Здоровье – это нечто большее, чем отсутствие болезней. Физическое здоровье – способность всего организма развиваться и хорошо работать. Психическое здоровье включает в себя развитие способности управлять психологическими нагрузками и хорошо ориентироваться в окружающей действительности. Социальное здоровье – это способность общаться в обществе, справляться с влиянием пагубных привычек. И, наверное, настало время включить в оценку деятельности школы показатель физической активности всех участников учебного процесса от дошколят до директора, и это будет здорово.Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную средуВ нашей школе разработана специальная программа взаимодействия с детьми-инвалидами, суть которой заключается в социализации всех без исключения детей в единое сообщество. В клятве спортсменов-инвалидов есть такие слова: «Позвольте мне победить, и если мне это не удастся, я буду счастлив, что попытался сделать это!» Мы и решили давать такой шанс: стараемся придумывать такие формы работы на уроке, чтобы дети-инвалиды тоже могли заниматься. В эту благородную работу активно включилась вся команда нашего комплекса. Интересно отметить, что в школе работает учителем физкультуры бывшая ученица Анна Скуридина, которая в свое время была освобождена от физкультуры, но, преодолев свои болезни, не только стала первоклассной спортсменкой, но и работает в нашей школе. Еще 13 наших выпускников работают учителями физкультуры в школах Москвы, я думаю, что это тема для еще одного разговора с читателем «УГ-М».В рамках договора о совместной деятельности с региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива» мы реализуем в школе проект «Развитие в школах понимания о людях с инвалидностью и паралимпийском спорте». Основная цель – повышение уровня знаний учащихся о способностях и возможностях людей с инвалидностью, привлечение их внимания к паралимпийским соревнованиям, к образу жизни и достижениям спортсменов с инвалидностью. К учащимся приходит команда РООИ «Перспектива» – Ольга Котова, Петр Рыжков, Валерий Кривов и Никита Кудряшов. Со школьниками проводят урок-презентацию о паралимпийских видах спорта. В презентацию включены видеоролики о видах паралимпийского спорта и рассказы об успешных спортсменах-паралимпийцах. Теоретическую часть иллюстрирует демонстрация того или иного вида спорта в спортивном зале. Учащиеся имеют возможность самостоятельно попробовать себя в том или ином виде спорта под руководством профессионалов.В феврале-апреле 2015 года в нашей школе был реализован проект «Игры равных». Эта общественная акция проходила в несколько этапов, в ходе которых учащиеся знакомились с паралимпийскими видами спорта, были предусмотрены выступления спортсменов-паралимпийцев в спортивных залах школы. Живое общение позволило детям больше узнать о том, что такое паралимпийский спорт, как люди с инвалидностью могут заниматься спортом. Гостями школы были шестикратный чемпион Паралимпийских игр Сергей Шилов и двукратный паралимпийский чемпион Владимир Киселев.12 марта 2015 года группа учащихся школы получила возможность принять участие в VI Весеннем детском фестивале параспорта, который проходил в физкультурно-оздоровительном комплексе «Динамика». Начался фестиваль с веселого танцевального флешмоба: дети высыпали на середину зала и весело скакали под зажигательную музыку, стараясь повторять движения смешного зверька на видеоэкране. Затем они встретились сразу с несколькими чемпионами в разных видах паралимпийского спорта: 11-кратный чемпион России по баскетболу на колясках Владимир Поминов руководил мини-матчем на своем поле, а призер чемпионата Москвы по бочча Юрий Шмелев показывал ребятам, как правильно рассчитать бросок мяча.Заключительный этап проекта состоялся в здании школьного отделения, расположенного на Армавирской улице. Спортивный праздник начался с торжественной церемонии открытия. Школьники показали свое мастерство в различных видах спорта, а затем под энергичную музыку прошел парад участников, который приветствовали председатель городского Экспертно-консультативного совета родительской общественности Людмила Мясникова, шестикратный чемпион Паралимпийских игр по лыжным гонкам Сергей Шилов, администрация школы, включая инициатора проекта – учителя Дмитрия Бесполова, а также спортивная команда РООИ «Перспектива» в полном составе – Ольга Котова, Петр Рыжков, Валерий Кривов и Никита Кудряшов.Спортивные игры развернулись на трех площадках. Координаторы проекта от РООИ «Перспектива» Никита Кудряшов и Валерий Кривов показали мастер-класс по игре бочча, а затем вошли в состав судейской коллегии, оценивая мастерство школьников. В большом зале проходили соревнования по голболу. Ребята соревновались очень активно: азарт, напряжение, даже горечь от неудач были налицо! В малом зале проходил мастер-класс по детскому гольфу, еще на одной площадке учащиеся соревновались в стрельбе. Активными участниками соревнований стали учащиеся с ограниченными возможностями здоровья из реабилитационно-образовательного центра №20 Департамента социальной защиты. Заключительным мероприятием проекта стала баталия по паралимпийскому виду спорта – волейболу сидя. Сборная команда чемпионов и учителей школы, которую, к моей великой радости, поручили возглавить мне (считаю, что это прежде всего дань уважения всему коллективу школы, который участвовал в подготовке и проведении Игр равных), играла с ребятами. Мне пришлось забыть про директорскую должность и вспомнить свою волейбольную молодость, это было так здорово. На площадке порой закипали нешуточные страсти. Помощниками главного судьи стали координаторы «Перспективы» Ольга Котова и Петр Рыжков.Сами ребята, как они признались, получили массу удовольствия от спортивного праздника и даже не очень интересовались, кто победил.В этих соревнованиях не было проигравших. Все вышли победителями, получив заряд бодрости и тяги к преодолению трудностей, радость от общения и равных отношений между участниками.Елизавета ЧИРКОВА, директор школы №2121, заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте