Поиграем в мышеловку
Окончание. Начало см. в “УГ” n 28 за 9 июля 1996 г.
Ноябрь
Организуются товарищеские встречи по различным видам спорта. В начальной школе соревнования по подвижным играм “Веселые старты”.
1-2-е классы
i этап – бег со скакалкой;
ii этап – пролезть через обруч, пробежать 10 м и назад;
iii этап – пробежать 5 м, пролезть под барьером и вернуться назад;
iv этап – прокатить набивной мяч по полу до стойки и назад;
v этап – перенести два баскетбольных мяча;
vi этап – прыжками ноги вместе – врозь, вместе – туда, обратно – бег;
vii этап – перенести обручи: 1 шт. туда, обратно – катить обруч.
3-4-е классы
Участники строятся в колонны по одному перед линией старта. В 10-15 метрах от линии старта ставится поворотная стойка.
i этап – бег до стойки и обратно;
ii этап – то же с прыжками через скакалку;
iii этап – то же с прыжками через обруч;
iv этап – то же с продвижением боком приставными шагами;
v этап – то же с перекатыванием 2 набивных мячей;
vi этап – то же с удерживанием на ладони гимнастической палки в вертикальном положении;
vii этап – то же с переноской товарища на спине;
viii этап – то же спиной вперед.
5-6-е классы
i этап – бег до стойки и обратно;
ii этап – переправа по кочкам;
iii этап – передвижение прыжками в глубоком приседе, руки на коленях;
iv этап – бег с удержанием на ракетке мячика для настольного тенниса;
v этап – бег в мешке;
vi этап – передвижение “чехардой” в паре;
vii этап – разложить и собрать предметы.
7-8-е классы
На расстоянии 20 метров от линии старта ставят поворотную стойку. Участвуют 8 девочек и 8 мальчиков.
i (дев.) – бег с расстановкой 4 стоек на расстоянии 5 м одна от другой;
ii (мальч.) – перекатывание набивного мяча весом 2 кг зигзагообразно между стойками;
iii (2 мальч.) – продвижение между стойками с передачей друг другу футбольного мяча;
iv (2 дев.) – продвижение между стойками с передачей друг другу волейбольного мяча сверху двумя руками;
v (2 дев.) – парный бег между стойками с прыжками через одну скакалку;
vi (2 мальч.) – продвижение между стойками прыжками на одной, взявшись за руки;
vii (дев.) – бег между стойками с подбиванием надувного шарика теннисной ракеткой;
viii (мальч.) – то же, но с подбиванием рукой;
iХ (2 дев.) – бег в паре между стойками, положив руки друг другу на плечи, одна из девочек – спиной вперед;
Х (2 мальч.) – бег между стойками с переноской товарища на спине.
9-10-е классы
Вдоль зала против каждой команды ставятся 5 стоек на расстоянии 3 м одна от другой. Участники (8 девушек и 8 юношей) строятся в колонны перед линией старта.
i (дев. и юн.) – передвижение между стойками прыжками на одной;
ii (дев. и юн.) – девушка ведет велосипед зигзагообразно между стойками, затем юноша таким же способом проезжает на велосипеде;
iii (2 юн.) – бег в паре между стойками с передачей баскетбольного мяча после отскока от пола;
iv (2 дев.) – продвижение между стойками с передачей друг другу волейбольного мяча сверху двумя руками;
v (дев. и юн.) – бег между стойками с ведением баскетбольного мяча и броском в корзину (за непопадание команде начисляется 1 штрафное очко);
vi (юн.) – зигзагообразное продвижение на ходулях между стойками;
vii (дев.) – перекатывание между стойками 2 набивных мячей весом 1 кг;
viii (2 дев.) – передвижение между стойками прыжками на одной (сзади стоящая держит за плечи впереди стоящую);
iХ (2 юн.) – бег между стойками (сзади стоящий держит за локти впереди стоящего).
Победителем в каждой комбинированной эстафете становится команда, игроки которой выполнили задания всех этапов быстрее и с меньшим количеством нарушений.
Классы-победители в каждой параллели награждаются призами. Кроме того, подводятся общие итоги “дня здоровья”, и школе-победительнице вручается переходящий кубок.
Можно провести соревнования по подвижным играм, куда включить командные игры. Например: “Борьба за мяч”, “Перестрелка”, “Круговая лапта”, “Бег сороконожки”.
Декабрь
В школе проходит гимнастический праздник. Открывается он парадом и показательными выступлениями юных гимнастов и акробатов. После этого начинаются выступления классов. В программе выступлений – комплексы общеразвивающих упражнений, ритмической гимнастики, пирамиды, народные танцы и др. Жюри оценивает выступления по 5-балльной системе.
Затем мальчики соревнуются в подтягивании на низкой перекладине, а девочки – в подтягивании на низкой перекладине из виса лежа (1-4-е кл.) или поднимании туловища из положения лежа на спине (7-11-е кл.). В каждой параллели побеждает класс, ученики которого в сумме выполнили больше повторений.
В один из дней зимних каникул в школе проводится карнавал на льду – веселый праздник конькобежцев. Каток украшает большая елка с гирляндами огней. Игрушки на елку делают сами ребята.
Карнавал – костюмированный праздник, поэтому, готовясь к нему, каждый класс изготовляет красивые костюмы, маски, шапочки. Оргкомитет, состоящий из детей и взрослых, заранее составляет программу праздника, в которую обычно включаются торжественное шествие костюмированных пар с обыгрыванием костюмов, выступления юных фигуристов, демонстрация техники бега лучших скороходов, конкурсы быстрых и ловких (на коньках сквозь обруч, забеги с шариками и ракетками, перетягивание каната и др.), различные игры и эстафеты на льду. Например: “Круговой хоккей”, “Эстафета с гонкой обруча”, “Проскользи”.
Пятнашки
Поиграть в пятнашки на коньках. На льду сделать кружочки, “дома”, в них салить нельзя.
Тройка
Три человека стоят впереди, четвертый сзади с натянутыми веревками. По сигналу руководителя чья тройка быстрее домчится до финиша.
В феврале проводится неделя лыжного спорта. Заранее составляется четкая программа каждого дня недели. В нее включаются прогулки для старшеклассников и двухчасовые прогулки вблизи школы для учеников начальных классов, различные лыжные эстафеты, игры на лыжах, сдача лыжных нормативов. Во всех мероприятиях лыжной недели классы участвуют в полном составе (за исключением освобожденных по состоянию здоровья) во главе с классным руководителем. Ниже приведены примерные игры для “дня здоровья”.
Палочку в снег
В игре участвуют 10-15 человек. Для игры нужны заостренные с одной стороны палочки (по числу играющих).
Участники игры становятся в круг и кидают по очереди вверх свою палочку. Падая, она должна воткнуться заостренным концом в снег. Тот, кому это удастся, выходит из круга. И так до тех пор, пока не останется один игрок, он и становится водящим. Его задача – осалить вышедших из круга детей. Осаленные игроки становятся его помощниками.
Игра прекращается, когда один игрок останется непойманным. Он и обьявляется победителем.
Перебежки под обстрелом
Игра проводится на площадке, где на одной короткой стороне отмечают линию города, а на другой – линию кона.
Играющие делятся на две команды: первая – перебегающая, вторая – обстреливающая, каждый игрок этой команды готовит по 3 снежка.
По сигналу руководителя игроки первой команды пытаются по одному перебежать за противоположную линию площадки, а игроки второй команды, бросая снежки, пытаются попасть в них. Играющий, в которого попали снежком, выходит за пределы площадки. После того как все участники закончили перебежку, подсчитывают число игроков, вышедших из игры, а оставшиеся перебегают по одному обратно, стараясь увернуться от снежков. Судья устанавливает, сколько человек вернулось обратно. После этого игроки меняются местами. Выигрывает команда, в которой большее число игроков вернулось за линию.
Можно провести и такие игры, как: “Осада снежной крепости”, “На горку и с горки”, “Лыжники, на место!” и др.
В марте “день здоровья” и спорта приходится на весенние каникулы. В специально назначенный день вся школа собирается, и начинается праздник. Надо, чтобы не только все классы со своими учителями участвовали, но и пришли родители. И чтобы собравшиеся не просто были зрителями, а активными участниками и от души повеселились.
Есть немало совсем простых игр, в которые безо всякой подготовки может включиться каждый. Это, например, широко известные “Жмурки”, “Метелица”, “Два мороза”, “Третий лишний”, “Царь горы” или описанные ниже “Сковорода”, “Льдинки”.
Сковорода
5-10 человек встают в кружок и берутся за руки. У самых ног чертится круг-сковорода. Все идут или бегут вокруг сковороды. Потом вдруг останавливаются (по сигналу ведущего) и начинают тянуть своих соседей справа и слева на сковороду, а сами упираются ногами. Кто наступит на сковороду, тот испекся! Все снова бегут по кругу. И так, пока не останется один или два неиспекшихся. Они становятся победителями.
Льдинки
Эту игру затевают на льду или утоптанном снегу.
Выдалбливают ямку с отлогими краями, такую, чтобы в нее поместилось 5-10 льдинок с кулак величиной. Их охраняет водящий, для которого очерчивается круг 2-3 метра в диаметре так, чтобы ямка была в центре. Водящий ходит вокруг круга. Остальные игроки встают за кругом. Один из них, улучив момент, вбегает в круг и наступает ногой на край ямки, отчего льдинки выскакивают из нее. Водящий бросается за смельчаком, чтобы осалить его. Другие игроки со всех сторон начинают вбегать в круг и ногой выталкивают из него льдинки, пока не останется там ни одной – ни в кругу, ни в ямке. Тогда водящий должен начать игру сначала, собрав все льдинки в яму. Если он достаточно проворен и ловок, то он успевает осалить в кругу кого-нибудь из игроков. Первый же осаленный сменяет водящего, собирает льдинки и начинает водить.
Апрельский “день здоровья” и спорта проходит в лесу – вся школа участвует в кроссе. Каждый класс преодолевает дистанцию, соответствующую нормативу учебной программы для данной возрастной группы.
Майский “день здоровья” и спорта посвящается туризму. После того как все участники “дня здоровья” соберутся на полях, организуются соревнования по проверке туристических навыков: ориентирование на местности по карте и компасу, выбор места для разбивки бивака, установка палатки, разжигание костра, приготовление пищи, выбор способа преодоления искусственных и естественных препятствий, умение оказать первую помощь при травмах и несчастных случаях.
Ниже приведены игры, аттракционы, викторины, конкурсы, загадки.
Для младших классов
Прыжки по кочкам
На земле кружками обозначаются три ряда “кочек”. Команды (“Пружинки”, “Зайчики” и т.п.) выстраиваются в шеренги с трех сторон от кружков.К черте вызываются по одному ученику. По сигналу они прыгают с кочки на кочку. Каждый прыжок выполняется толчком обеих ног. Игра продолжается, пока все не выполнят прыжки. Побеждает команда, игроки которой получат большее количество очков. Прыгнувший на первую кочку получает одно очко, на вторую – 2 очка и т.д.
Лисичка
Один из учеников – “лисичка” – уходит вперед и через 5 шагов оставляет след (кусочки бумаги) на ветках, на земле. Сосчитав до 50, все идут искать “лисичку”. Далеко лиса не уйдет – ведь у нее только 30 бумажек. Главное, найти ее у конца следов, там она хорошо спряталась. Кто найдет, тот и будет следующий раз “лисичкой”.
Гонка с преследованием
В этой игре надо продвигаться по “следам” противника и догнать этого противника. Играют 2 команды. Перед игрой вожатый с помощником прокладывают в лесу путь, оставляя “следы” в виде белых бумажек на деревьях, на траве. После вожатый возвращается на поляну, оставив помощника у последнего следа. Бросает жребий, кто пойдет первым. Первая команда собирает белые бумажки и оставляет свои синие бумажки вместо белых. Через 5 минут отправляется вторая команда по синим следам. Таким образом, первая команда идет по следам вожатого, вторая – по следам первой команды. Условия у обеих команд равные. Вторая команда должна догнать первую, если по пути не удалось, в конце они находят записку, в ней сказано, куда команда должна явиться. Игроки первого отряда (спрятавшись в 20 шагах), видя, что противник прочитал записку, также бегом направляются к условленному месту. На пути их будут ждать препятствия (бревно, болото, завал). Выигрывает отряд, три игрока которого прибегут к финишу первыми.
Встречный маршрут
Играют две команды по 12-15 человек на пересеченной местности, в лесу, на поляне. Перед игрой вручается капитану каждой команды пакет с начерченной схемой маршрута, обьясняются условия игры. Каждая команда пойдет по одному и тому же замкнутому маршруту, но в разных направлениях. Протяженность маршрута примерно равна 1000-2000 метров. Число этапов – 5-7. Маршрут представляет собой замкнутую линию, проходящую в лесу и по полю. Этот маршрут игроки должны пройти не по карте, а по азимутам.
После сигнала команда, сориентировав компас и определив азимут, начинает движение по этапу. Хорошо всем играющим иметь компасы. В конце каждого этапа командам встречаются посредники, заранее расставленные вожатым. По этим “ориентирам” команды могут судить о правильности передвижения. В лесу в середине маршрута стоит контролер, он, пересчитав игроков, дает пропуск на право дальнейшего движения. Второй команде, пришедшей с другой стороны, дает пропуск другого цвета. Получив пропуск, команды продолжают движение. Выигрывает команда, быстрее закончившая маршрут.
Классы-победители каждого “дня здоровья” и спорта определяются по сумме лучших результатов. Выявляются и лучшие в личном зачете, фиксируются личные рекорды. Называются также самые активные участники, самые ловкие по выступлениям в играх, эстафетах и т.д.
На торжественной линейке победители награждаются грамотами, вымпелами, сувенирами. Класс-победитель общей программы каждого “дня здоровья” награждается призами, экскурсией и т.д.
Быстро пролетит, промелькнет лето. Наступит сентябрь, и вместе с ним новый учебный год. Начнутся уроки, каждый из которых не похож на другие. Урок станет частым гостем, и на страницах “УГ” – раз в неделю – он появится в нашей постоянной рубрике “Мастерская”. И еще одна приятная новость – отныне “Методическая кухня” будет выходить в конце каждого месяца (ей будет посвящен специальный номер). Приглашаем к сотрудничеству всех наших читателей. Мы всегда рады вашим письмам.
Комментарии