search
main
0

Фишер и ее команда. Установку на «нехороших» удалось снять

Любовь к людям, а не отчетам – редкое для чиновника качество – отличает Наталью Фишер, начальника отдела образования по Советскому округу города Омска. В том, что она вообще состоялась как руководитель, пожалуй, «виноват» ее муж. В конце семидесятых, недолго размышляя о собственной карьере, он махнул за женой в глушь, куда распределили выпускницу педагогического института. Некоторое время терпел, пока она безостановочно плакала, заняв пост директора Розовской средней школы, а потом сказал: «Либо оставляй работу, либо переставай рыдать. Начальник не должен показывать свою слабость». И Наталья Ивановна научилась быть сильной.

Сегодня руководителя в себе она уважает. Фишер с увлечением учится на четвертом курсе Академии государственной службы . Хотя по натуре она все равно, по собственному признанию, учитель русского языка и литературы.

– Разве одно не отменяет другого? – удивилась я.

– Нет, – считает Наталья Ивановна – просто это разные уровни управления. И в школе, и в роно можно добиться успеха только командой.

Команда у Натальи Ивановны небольшая: всего-то два человека. Но каких! Ирина Ивановна Ягодка, тоже студентка Академии государственной службы, отвечает за координацию деятельности подведомственных образовательных учреждений по участию в муниципальных социально-досуговых программах. Звучит скучно, а на самом деле Ирина Ивановна – человек творческий, фонтанирующий идеями и умеющий увлечь других. Марина Юрьевна Жилина отвечает сразу за несколько направлений деятельности, смысл которых сводится к одному – реализации прав и гарантий каждого юного гражданина на получение основного общего образования.

– 19-я статья Конституции для Марины Юрьевны – это главный закон, – восхищается подчиненной Наталья Ивановна. – К сожалению, сказать, что закон этот никогда не нарушается, не могу. Но Марина Юрьевна уникальна – кандидат филологических наук, человек деликатнейший, умеющий быть жестким, когда дело касается детей. Она всегда на стороне ребенка! Ей труднее, чем всем нам. Помочь-то практически некому – тут и ИДН с КДН, и мамка с папкой, которым некогда заниматься сыном или дочкой, и, что греха таить, педагогическая агрессия.

Впрочем, команда Фишер не ограничивается двумя сотрудниками. Начальник сумела объединить вокруг отдела огромный и разбросанный по городу Советский округ. 88 руководителей образовательных учреждений разного вида стали единым организмом. Своей командой Фишер считает и администрацию Советского округа. И уж, конечно, городской Департамент образования делает все возможное для учеников и учителей. В общем, окружают Наталью Ивановну сплошь хорошие люди! Только вот к инспекторам по делам несовершеннолетних она относится настороженно:

– Представляете, у них план: количество протоколов на детей!

Но и с УВД команда Фишер пытается найти общий язык. Установку на количество «нехороших» детей удалось снять кропотливой и упорной работой – беседы ведут с инспекторами и директорами, желающими избавиться от «лишних» детей, составляют индивидуальные планы работы с социальными педагогами и психологами. Когда в Советском округе появился отдел образования, на учете состояло более сотни ребят, не посещающих школы. Через полгода их осталось в два раза меньше. Это победа – радовалась вся команда. Хотя временная, поскольку эту работу нельзя останавливать ни на день.

Пожалуй, главное умение Натальи Ивановны – находить общий язык с совершенно разными людьми: от неблагополучных подростков до вполне благополучных начальников. Просто она любит людей: разговаривать с ними, наблюдать за ними. Помогать им.

По-моему, ни сама Фишер, ни ее подчиненные под определение «чиновников» не подходят. С Мариной Юрьевной мне познакомиться, к сожалению, не удалось – ушла в «дневной дозор». Так между собой сотрудники отдела называют регулярные проверки школ на безопасность. Вместе с начальником отдела общей безопасности они объезжают школы. Точнее, пытаются пробраться в них инкогнито, проверяя, возможно ли. К счастью, с каждым днем это становится труднее. Впрочем, и дневные, и даже «ночные» дозоры стали обычной практикой работы сотрудников Департамента образования города Омска.

В том, что родители малышей, нуждающихся в детском садике, теперь стоят на очереди в отдел, а не договариваются, как могут, с заведующими детских учреждений, тоже нет ничего особенного: два года назад в Омске создали единый банк данных. Но главное – очередь стала прозрачной: мамы и папы могут регулярно наведываться в отделы образования, дабы проверить, не пропустили ли вперед тех, кто тут не стоял. И наведываются. Наталья Ивановна надеется, что, по крайней мере, с детсадовской очередью за два года они сумеют «справиться» – открывают новые группы при школах.

Отличительная черта Советского округа – старость школьных зданий. Но с появлением отдела они как будто помолодели – не только в переносном, но и прямом смысле. Кончился период безвременья и безденежья – последние два года средства на ремонт учебных заведений стали поступать. Хотя их все равно мало – слишком много проблем накопилось. Департамент образования Омска поступил грамотно, для начала произведя экспертизу состояния школ. Помочь хочется всем, но надо в первую очередь тем, у кого самая сложная ситуация. Были времена, когда в Советском округе более трети учреждений образования работали без лицензии, все время опасаясь гласа из прокуратуры. Лицензию получить не могли, понятно почему – главным образом претензии были у Роспотребнадзора и Госпожнадзора. Вместе с департаментом Советский отдел образования составил список тех, у кого лицензии просрочены и приближаются к окончанию. На средства, выделенные из городского и областного бюджетов, в первую очередь установили им автоматические системы пожарной безопасности и кнопки тревожной сигнализации. Сегодня большинство учебных заведений округа обеспечены и тем и другим.

Самое сложное оказалось договориться с контролирующими органами. А как без этого? Иногда в предписаниях Роспотребнадзора или Госпожслужбы встречаются такие требования, выполнить которые возможно только в будущем веке. Например, нужны эвакуационные выходы там, где они не предусмотрены проектом. Что делать? Перестроить здание полувековой давности? А как демонтировать вентиляционную систему в школе, если ее там вообще никогда не предполагалось? Пока инженерно-техническая группа департамента обсчитывала стоимость работ, отдел «договаривался» – «контролерам» отправляли гарантийные письма, затем отслеживали выполнение собственных обещаний.

– Мы и созданы для того, чтобы быть посредниками, координаторами между образовательными учреждениями и службами, от которых зависит их функционирование. Лицензии не без нашей помощи получили 27 школ и детсадов, в первом квартале 2007 года в округе не осталось «незаконных» учебных заведений. Наша задача в том, чтобы директор знал, что никакой проверяющий, никакой прокурор не сможет помешать главному – учить детей!

Первое время директоров школ приходилось учить «азам делопроизводства» – составлять служебные записки, гарантийные письма, обращения к депутатам. Во времена централизации им такие умения не требовались, а во времена безденежья были бессмысленны. В наше бюрократическое время наука оказалась полезной. Впервые у учебных заведений Советского округа появились спонсоры, причем не просто богатые люди, а еще и властные – депутаты Законодательного собрания и горсовета. С их помощью и помощью администрации округа 9 школ и детсадов наконец обзавелись железными ограждениями, на очереди еще 10. Даже отдаленные. Это еще одна особенность Советского округа, который объединил в себе несколько бывших загородных поселков. Например, с 1 сентября 2006 года стала подведомственным учреждением Департамента образования Ново-Александровская школа, расположенная в 7 километрах от города. Дальние школы теперь стали ближе благодаря участию в культурно-массовых и социально-досуговых программах округа и города.

– Совместные праздники и мероприятия очень важны, – уверена Наталья Фишер. – Образовательное учреждение чувствует себя участником общего дела, и наши ребятишки имеют возможность выехать, чтобы показать себя на окружном туре, городском, областном, а бывает, и на российском.

Сейчас в округе идет конкурс детских сочинений о ветеранах Великой Отечественной войны. Лучшие сочинения войдут в Книгу Памяти Советского округа. Наталья Ивановна волнуется – такое ответственное мероприятие они проводят впервые, к тому же по собственной инициативе. Ведь что такое сочинение о ветеране? Это его воспоминания, изложенные детским языком. Жюри посовещалось и решило, что, во-первых, победителей будет не трое, а хотя бы в два раза больше, во-вторых, в Книгу войдут не только работы победителей, но и другие интересные сочинения. Старые школы – это старые традиции. Самый богатый и известный музей Боевой славы омичей находится в школе №96. Основала его Роза Яковлевна Се-Си-Лу, ветеран педагогического труда, которая, разумеется, тоже входит в конкурсное жюри. В округе еще 16 музеев и комнат Боевой славы. Поэтому неудивительно, что отдел с первых дней своего возникновения стал дружить с Советом ветеранов. Разработали совместное положение, готовят встречи с участниками войны – в школе или дома. Многие из них нуждаются в помощи, и ученики стараются как могут, активно включаясь в движение «Помоги ветерану».

– Дело непростое, – говорит Наталья Ивановна. – Ведь к встрече с фронтовиком детей нужно подготовить. В школах, где есть музеи, это проще. Но нужно, чтобы о героях, о защитниках Родины знали и другие ребята. Сначала приходится готовить педагогов. Сегодня мы знаем адрес каждого из фронтовиков, знаем, чем он живет, в чем нуждается. Наверное, я идеалистка. Но мне так хочется, чтобы люди понимали друг друга лучше.

Конечно, Фишер – идеалистка. Булгакова любит, жизнь. И людей, а не бумажки. Но и слава богу – именно благодаря таким «чиновникам» жить становится легче. Уж Ксюше Макаровой – точно. Год назад девочку вызвали на комиссию по делам несовершеннолетних во второй раз. Наталья Ивановна увидела ее и поняла: ребенок запутался. Мама оставила Ксюшу, еще когда ей было два года, папа не интересовался дочкой. Жила с бабушкой и дедушкой. Пока отец с дядей не пустили по ветру родительскую квартиру в Омске, а потом и дачу. Бабушка и дедушка умерли разом, и Ксюша осталась формально при папе и квартире, а по жизни – одна-одинешенька. Ночевала то у дяди в малосемейке, где и была прописана, то у отца с очередной новой женой, ездила за тридевять земель в школу, которую очень любила. Только нечасто у нее получалось приходить на уроки – иногда встать не могла от голода. С подачи Натальи Ивановны Фишер зам. главы Советского округа кинул клич. Собрали деньги, положили девочку в больницу. Накормили, приодели – с помощью дочек Натальи Ивановны. Пока не устроили в приют, Ксюша жила в семье Фишер. Потом нашли девочке хорошую приемную маму…

Ксюша и сейчас звонит Наталье Ивановне и ее девочкам. Но нечасто – взрослые понимают, что девочке надо привыкать к новой семье. А уж закончит школу, тогда помогут устроиться в колледж.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте