Задача качественного образования и обеспечения равного доступа к нему для всех детей одна из ключевых для современного образования. Последние исследования доказывают, что приобретенный социальный капитал, который рассматривается и в аспекте продолжительности обучения и качества академических результатов, и в аспекте общих и социальных компетенций, определяет успешную социализацию и жизненные достижения.
Школа, как известно, кроме функций обучения во все времена выполняла функции социальные на основе включения социальной общности в различные совместные со школой практики, на основе реализации деятельностного подхода.
Каким образом можно включить в образовательный процесс ученика?
Только через деятельность, с помощью действия!
Деятельностный подход является главным условием реализации федерального государственного образовательного стандарта и лежит в его основе! Целью деятельностного подхода является погружение в деятельность всех участников образовательных отношений: умение ставить цели, организовывать процесс реализации задач, отвечать за результаты. Именно деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования – от трансляции знаний к их поиску, к осуществлению действия!
С сентября 2019 года ученический и педагогический коллективы школы активно конструируют образовательное пространство, основываясь на идее конвергентного подхода – взаимопроникновения и взаимовлияния различных предметных областей. Продуманы и реализованы тематические решения, предназначенные для оформления рекреаций, столовой, коридоров и классов. Они очень информативны, несут в себе образовательные и интерактивные функции. Их легко встроить в педагогический процесс и формировать настоящее образовательное пространство как продуманный и удобный инструмент для работы и учебы. Данная среда живая и мобильная, с возможностью пополнения информацией от самих учеников.
Например, идея конвергентности осуществлена в рекреации, объединяющей кабинеты физики и немецкого языка, здесь рассказано об известных физиках и их открытиях на немецком языке.
В коридорах на стенах мы разместили композиции, которые, с одной стороны, украшают и зонируют пространство, с другой – работают как обучающий материал, который постоянно пополняется и является мобильным благодаря QR-кодам. Насыщение тематической информацией осуществляют ребята сами.
Рядом с кабинетом биологии размещена схема, отражающая видовое разнообразие живых организмов, причем размеры изображений представителей систематических единиц пропорциональны количеству видов. На информационном круге рядом с изображением есть информация с названием класса на русском и латинском языках и кармашек с QR-кодом. По умолчанию данный код ведет на соответствующую статью в Википедии, но ребята могут поставить и свой QR-код, насытив его новой информацией.
Рядом с кабинетом информатики отражен целый мир программирования – известные личности, факты, статистика и кармашки с QR-кодами.
Коридор к школьной библиотеке имеет особые полки с книгами, которые снабжены QR-кодами, с помощью них ученики могут бесплатно скачивать и читать книги онлайн, что формирует образовательное пространство, где соединены и программа школы, и ее интерьер, и цифровые возможности.
Учителя также используют данное образовательное пространство, давая разные ссылки на обучающие материалы, организуя квесты и игры, используют эти решения для педагогических задач, вынося обсуждение и объяснение учебного материала из классов в коридоры и рекреации школы.
Видовые стены фойе – это лицо школы, на них мы разместили логотип, основные ценности, направления и достижения школы, мотивирующие цитаты. Информационные зоны для организационных объявлений и сообщений, расписания сделали разнообразными по представленным материалам и перенесли в самое проходимое место – около гардероба.
Данная среда – информационное пространство, заполняемое очень оперативно и мобильно самими учениками. Информацию можно написать, нарисовать, приклеить фотографию, проявить креатив и поделиться идеей. Ожидаемые события, поздравления, напоминания о значимых образовательных погружениях вызывают интерес, организовывают на совместные дела. В школе появилась красивая галерея в переходе, перспективу которой мы подчеркнули фирменными элементами школы.
Формирование образовательного пространства школы – живой и непрерывный процесс, и без активного участия учителей и учеников ничего не получится. А включение в интерактивный образовательный процесс учеников превращает их из пассивных наблюдателей в активных участников.
Наш опыт показал: главное – начать. Попробовав трансформацию одного образовательного пространства, школа никогда не остановится на достигнутом. Мы продолжаем менять образовательную среду, с каждым изменением подходя к этому более осознанно. Ребята и учителя гордятся причастностью к конструированию образовательного пространства, а главное – пользуются им, расширяя свои образовательные возможности.
Ольга ВОЛКОВА, заместитель директора школы №1515, кандидат педагогических наук
Комментарии