Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Практикум

ФИПИ. 30 вариантов самопознания

На ЕГЭ по обществознанию проверяются знание предмета и личный жизненный опыт
Учительская газета, №42 от 20 октября 2020. Читать номер
Автор:

2020 год стал серьезным испытанием на прочность. Занятия в дистанционном режиме… Нервы выпускников, родителей и педагогов на пределе… К счастью, Министерство просвещения приняло единственно верное на тот момент решение: ЕГЭ сдавали только те, кому это было нужно для поступления в вуз. А что же сейчас? Пришла вторая волна пандемии, а вместе с ней – пугающая неизвестность. Но тем не менее учебный год начат в традиционной форме, а значит, есть надежда, что все вернется на круги своя. И, как бы там ни было, мы начинаем подготовку к ЕГЭ в полном масштабе!


Предмет «Обществознание» многие ученики считают легким, «разговорным», однако это мнение резко меняется, когда встает вопрос о подготовке к итоговой аттестации по предмету. Выясняется, что там есть и конкретные, точные формулировки, и задания на логику, и работа с текстом. Предмет включает в себя несколько научных дисциплин, он многогранен и учит правилам организации жизни людей в обществе. Не случайно результат ЕГЭ по обществознанию требуется для поступления во многие вузы страны.

Одиннадцатиклассникам каждый день напоминают об особой важности текущего периода. Они в свою очередь признаются в своем нарастающем волнении. Родители спрашивают, как избавить ребенка от стресса на экзамене. Уверена, что все мои коллеги дадут на этот вопрос один ответ: конечно, основательно к нему подготовиться.

Я всегда придаю большое значение и тщательно подхожу к выбору учебных пособий, причем отдаю предпочтение универсальным, с которыми можно работать в классе и рекомендовать выпускникам для домашней тренировки.

Чтобы отработать необходимые навыки и вселить в подростка спокойствие и уверенность, важно выполнить как можно больше разно­образных заданий. В сборнике «ЕГЭ 2021. Обществознание. Типовые варианты экзаменационных заданий. Издательство «Экзамен» авторов А.Ю.Лазебникова, Т.В.Коваль» целых 30 вариантов! Пособие прошло научно-методическую оценку ФГБНУ «ФИПИ». Это значит, что эксперты-предметники (учителя обществознания) и тестологи ФИПИ проверили все материалы для тренировки на соответствие самым современным требованиям.

Пособие выстроено очень профессионально и по форме, и по содержанию. Особую благодарность хочется выразить авторам-составителям за бланки ответов и инструкции по их заполнению. Многих выпускников эта процедура сразу может выбить из колеи, поэтому советую заранее довести формальности до автоматизма, чтобы не терять на этом этапе ни баллов, ни времени.

Задания сборника охватывают все сферы жизнедеятельности, изучаемые в курсе «Обществознание». Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 29 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 объемная, в ней 20 заданий с кратким ответом. Задания 1-3 – это понятийные задания базового уровня, нацеленные на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов и т. д. Задания 4-19 – базового и повышенного уровня – проверяют умение характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса.

Часть 2 адресована выпускникам, имеющим наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки. Ее объем – 9 заданий с развернутым ответом.

В обеих частях КИМов содержатся вопросы, максимально приближенные к жизненным ситуациям. Например, приводятся данные опросов об отсутствии интереса к чтению у молодежи, о причинах снижения уровня воспитания в современных семьях и т. д. Думается, такие вопросы заставят молодых людей всерьез задуматься, не только чтобы дать на них ответ, но и в целом определить свою позицию, способствуют развитию критического мышления у выпускников. Задания второй части позволят определить уровень развития логического мышления, умение работать с текстом, формулировать и высказывать свое мнение, в том числе опираясь на собственный жизненный опыт, например:

Авторы утверждают, что в системах причина и ее следствия могут быть далеко разнесены в пространстве и во времени. Приведите три примера (из мира природы, из жизни общества и из сферы познавательной деятельности), которые иллюстрируют эту идею. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)

На мой взгляд, пособие благодаря четкой структуре, интересным и разнообразным заданиям, безусловно, поможет хорошо подготовиться к ЕГЭ, тогда выпускник будет чувствовать себя уверенно, и у него все получится.

Дарья ПИХТОВНИКОВА, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, финалист конкурса «Учитель года России»-2017, Ямало-Ненецкий автономный округ

 


Комментарии

Как вы оцениваете идею подготовки вожатых, которые в дальнейшем вместе с учителями будут заниматься воспитанием в школах?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt