search
main
Топ 10
Сферум запускает новогодний онлайн-марафон для педагогов и учащихся Рособрнадзор: результаты по итоговому сочинению будут объявлены не позднее 20 декабря Учащимся запретили пользоваться телефонами в школе Защитить педагогов от давления в информационном пространстве призвал глава государства В некоторых российских регионах отменяют занятия в школах из-за морозов Будущее в ИТ: какие предметы сдавать на ЕГЭ и где учиться Пятого декабря отмечают День волонтера Нагрузка школьника: как избежать утомляемости, плаксивости и раздражения  Золото и серебро вручили российским школьникам на Китайской национальной олимпиаде по математике Глава Минпросвещения предложил расширить проект «Орлята России» на дошкольников Итоговое сочинение по русскому языку напишут 66 тыс. одиннадцатиклассников Москвы Экскурсии на производства для школьников станут проводить по специальной программе Отличник народного просвещения в Бурятии отмечает 90-летний юбилей Роль учителя в формировании межкультурного диалога Школьник конфликтует с учителем: вмешиваться ли родителям Российские выпускники сегодня пишут итоговое сочинение Важность родительской поддержки в решении школьных проблем и конфликтов В Челябинской области планируют ввести доплаты учителям, которые только пришли работать в школу СПО: кадровый дефицит, объединяющая сила Профессионалитета и необходимые корректировки «Библиотека Вдохновителей»: новая героиня расскажет, как кино может мотивировать и менять людей
0

Финское образование по пунктам

Сегодня финская модель образования считается одной из самых эффективных в мире. Исследователи из Московского городского педагогического университета решили проверить это утверждение в деталях и перевели на русский – ни много ни мало – финский образовательный стандарт. Для этого им пришлось тщательно изучить и буквально рассмотреть со всех сторон более 600 страниц текста.

Принципиальная разница

Обсуждаемый стандарт касается средней общеобразовательной программы с первого по девятый класс. Внутри этого периода в финской школе выделяются три подраздела, или «грейда» (1-2 класс, 3-6 и 7-9). Лишь в конце каждого из них дети пишут итоговые работы – никаких привычных для нас ежегодных «переводных» контрольных! Разумеется, в остальное время знания учеников тоже не пущены на самотек. Финский стандарт подразумевает проведение регулярных самостоятельных работ, оценки за которые показывают прогресс школьников и помогают подтянуть запущенные предметы, но без лишнего эмоционального давления.

Еще одно важное отличие финского образования – в способе оценки результатов: вместо общепринятой time-based системы, то есть, когда результат измеряется в часах, потраченных на изучение того или иного предмета, используется система outcome-based, в рамках которой результатом считается достижение поставленных целей. Эти цели (или «компетенции») на каждой ступени изучения предмета разные. Всего их выделяется семь: мышление и умение учиться; культурные компетенции, взаимодействие и самовыражение; навыки самообслуживания и организации распорядка дня; мультиграмотность; ИКТ-компетенции; бизнес-компетенции и предприимчивость; содействие, сотрудничество и построение стабильного будущего.

Стоит отметить, что в финской образовательной программе нет строго сформулированных обязательных задач: например, пройти такой-то раздел учебника или выучить такую-то информацию, скажем, «рассказы Джека Лондона» или «уравнения с двумя переменными». Задача ставится совершенно по-иному: научиться применять полученные знания в реальной жизни. Например, по итогам третьего грейда, то есть, к 9 классу, по предмету «Финский язык и литература» ученик должен уметь «использовать и интерпретировать тексты различных функциональных стилей, в том числе, незнакомые ему». Ключевые слова – «использовать» и «интерпретировать». Конкретная же образовательная программа, то есть, тот самый список изучаемых текстов, вариативна. И школа имеет право самостоятельно разработать ее вместе с учителями, учениками и родителями.

Как это «закроют»?

Отстающих школ в Финляндии почти нет – большая часть стабильно показывает средние результаты в ходе образовательных исследований. Для сравнения, в России результаты либо очень высокие, либо крайне низкие. В этой связи заместитель директора Института системных проектов МГПУ Кирилл Баранников рассказал интересный факт: если в Финляндии появляется такая неуспевающая школа, в нее отправляют консультантов, там они обсуждают с коллективом, что происходит, и… увеличивают финансирование. Проходит год – школа всё еще в ряду неуспевающих. Снова консультируют и финансируют. И так может продолжаться до бесконечности. Вопрос «Когда же эту школу наконец закроют?» у финнов вызывает огромное удивление – что значит «закроют»? Нужно не избавляться от проблемы, а решать ее!

Такое понятие, как «частная школа» в Финляндии тоже есть, но, что может показаться удивительным, такие школы тоже финансируются государством. Отличие частных школ только в индивидуальности программ обучения, в некотором отходе от общего стандарта. В такие школы отдают своих детей те родители, кого не устраивает стабильный средний уровень образования, для кого важны абсолютные знания и исключительная грамотность.

Финский образовательный стандарт

опирается на одну из наиболее популярных моделей компетенций.

Она включает в себя три компонента: понимание, умения и отношения.

«Понимание» подразумевает не разовое воспроизведение полученных навыков,

а умение использовать отработанные способности в различных ситуациях.

Каждый – индивидуальность

«В финских стандартах очень подробно прописано, как должна действовать школа в отношении учеников, которым нужна особая помощь» – подчеркнул ректор МГПУ Игорь Реморенко. И имеются в виду не только дети с ограниченными способностями, но также ребята с академической неуспеваемостью, те, для кого финский язык не родной, те, кто по той или иной причине долго не изучал какой-либо предмет. Одна из основополагающих ценностей финских средних школ – уникальность каждого учащегося и право на хорошее образование.

Андрей Мельников, главный эксперт Департамента образовательных программ ФИОП РОСНАНО, хорошо знакомый с культурой и образованием Финляндии, рассказал о том, как однажды беседовал с педагогом одной из финских школ, и учитель тогда сказала ему: «Я даю домашнее задание с расчетом, что ребенок потратит на него дома не больше двадцати минут». Андрей Евгеньевич подчеркнул важность и правильность такого подхода: «Самое главное, что нужно делать с образованием – учиться думать о других. Учитель, когда дает задания на дом, должен задуматься: когда ребенок, приходит после школы, он должен проводить вечер с семьей, общаясь и отдыхая, а не за бесконечной домашней работой. А у нас это почему-то не учитывается».

Большое внимание в финских школах уделяется культурному разнообразию, гуманности и толерантности. Детей учат осознавать себя как представителей нации, любить свой язык и свои традиции, но в то же время с уважением относиться к представителям других народов, не принижать иные культурные ценности. Кстати, в финских школах активно используется билингвальное обучение, причем, дети не просто изучают язык, но и практикуют погружение в языковую среду – некоторые предметы преподаются им на изучаемом иностранном языке.

Значит, хорошо учат

На масштабный перевод финских образовательных стандартов, который затеял МГПУ, было затрачено немало усилий. В итоге было найдено много отличий между отечественным и финским стандартом. Так как же мы можем использовать полученную информацию? Нужно ли заимствовать что-то у наших северных соседей, стоит ли перенимать их опыт?

«Мировой опыт, конечно, нужно рассматривать и учитывать – но вовсе не обязательно его перенимать. У каждой страны свой путь развития», – заметил Кирилл Баранников.

Хотя бы потому, что несмотря на все очевидные преимущества финского образования, у него, как и у любого другого, есть свои недостатки. Например, русские дети, проучившиеся 8-9 лет в финских школах, говорят, что всё обучение проходит «в расслабленном состоянии». Родители же тех детей, которым удалось сначала поучиться в российской школе, отмечают, что в 12-13 лет их детям в финской школе практически нечего делать – всё, что им там предлагают, они уже знают и умеют. Так что, оказывается, не все отзывы о финском образовании восторженные.

Но иметь в виду финскую систему образования все-таки стоит. Ведь не зря финские школьники показывают высочайший уровень в рамках международного исследования качества образования PISA – значит, здесь хорошо учат.

Фото автора

Читайте на нашем сайте:

Это не чудо, это реальность

Виктор Болотов: «Радуемся и пашем»

О реформах – из книг

Стандарт как открытие

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте