search
main
0

Финляндия, США, Англия

В каждой стране своя система рейтингов, свои особенности в отборе критериев. Англия, к примеру, более привержена традициям. Для Америки доминирующим является принцип экономической целесообразности. Однако бесспорно одно – рейтинги, во-первых, помогают родителям сделать правильный выбор, найти среди многообразия школ ту, где их ребенок в комфортной обстановке сможет получать качественные знания, а во-вторых, являются своеобразным допингом для развития образовательных учреждений.

В Финляндии, по сути, два типа рейтингов. Один – по результатам выпускных экзаменов. Публикуют его два раза в год (в начале декабря и в начале июня). Изменяется этот рейтинг очень мало – время от времени могут поменяться местами одна-две школы. Опубликованный весной 2011 года список, как сдали экзамен на аттестат зрелости в разных школах, выглядит так.В тройку лидеров из 405 учебных заведений попали гимназия Южная Тапиола в Эспоо с ее средним баллом 22,94, педагогический колледж, набравший 22,67, и Хельсинкская высшая школа Desperado, получившая 22,61. Из профессиональных школ, которых 45, лидерами оказались Тренерская школа в Хютинине, у которой 20 баллов, Центральная школа для взрослых Уусимаа в Керава – 17,63 балла и колледж Форсса, занимающийся образованием взрослых, где в среднем сдали экзамены на 17,5. Из шести школ с религиозным уклоном успешнее всего окончили год в христианской школе Лапинлахти, колледже Орвеси и евангельском колледже Састамалы.Второй рейтинг зависит от количества полученных школой средств. Те школы, где много детей-иностранцев, получают денег больше. Якомяен юля-асте и ала-асте в фаворитах. В списке – десяток школ Хельсинки. В последнее время родители стали выражать свое недовольство большим количеством детей-мигрантов в некоторых школах. Сегодня они стараются отправлять своих детей в ту школу, в районе которой наименьшее число иностранцев.Этот антирейтинговый список показывает прежде всего, сколько денег выделяется школам (из расчета на 1 учащегося) на дополнительное обучение независимо от того, иностранцы там или нет. То есть сумма субвенций говорит о том, какая доля детей в данной школе не справляется со стандартной программой. Это может означать как то, что ребенок иностранец (и ему требуется дополнительно заниматься финским), так и дислексию, или общее отставание в развитии, или слепоту, глухоту – в общем, что угодно, из-за чего надо уменьшать классы, нанимать помощников. То, что в Якомяки выделяется больше всего денег, говорит не только о том, что там много нефинских детей, но и о том, что и финские дети там с не самым благополучным анамнезом и не самой большой мотивацией к учебе.В какую школу определить свое чадо в США? Это вам подскажут рейтинги из самых разнообразных источников. Есть официальные, в аналитических документах Департамента образования США. Есть неофициальные – ведущих национальных газет, специализированных интернет-сайтов, а также ряда благотворительных фондов.Принцип оценок во всех случаях достаточно прост: главное – это так называемые стандартизированные тесты – контрольные задания, универсальные по всей стране, которые выполняют ученики с первого по двенадцатый класс. И финальный экзамен – американский старший брат нашего ЕГЭ, который сдают по математике, английскому и обычно одному предмету по выбору. Система стандартизированных тестов появилась в США в середине шестидесятых. Сейчас она практически не оставляет лазеек для подделки результатов. Хотя справедливости ради стоит сказать, что даже в Америке периодически случаются скандалы из-за нарушений на экзаменах.Относительно недавно, в 2002 году, в США стартовала национальная программа развития образования «Ни один ребенок не забыт» (No Child Left Behind). Она предусматривает более сложную систему оценки качества образования. В частности, появился новый термин – «адекватный годовой прогресс» (Adequate Yearly Progress). Это попытка оценить работу школ в динамике. То есть теперь это не только подведение итогов экзаменов, но и сравнение результатов с предыдущим годом. В новой системе оценок появился и коэффициент повышения успеваемости – устанавливается своеобразная планка, насколько школа должна «вырасти над собой». Также принимается во внимание процент учеников, улучшивших свой результат в течение года. Благодаря Эй-Уай-Пи в рейтингах школ стала учитываться и посещаемость занятий.Самое интересное в американских рейтингах школ – это не простота критериев оценки, а, как и многое в США, целостность и финансовая целесообразность этой системы. Дело в том, что самыми активными «потребителями» рейтингов американских школ являются родители. Именно они создают высокую посещаемость специализированным рейтинговым веб-сайтам и скупают тиражи национальных газет в день публикации школьных оценочных таблиц. Социальная мода в США последних лет – выбирать свое место жительства, ориентируясь в первую очередь на качество школьного образования.Обычная ситуация в американской семье: папа может сесть утром за руль и потратить на дорогу час, чтобы добраться до работы, зато удобно детям – рядом с домом хорошая школа, которую родители выбрали, используя рейтинги, доступные в газете или Интернете.Почему американской школе выгодно иметь высокий рейтинг? А потому, что американцы платят свои налоги по месту жительства. И получается интересная взаимосвязь – чем больше людей переезжает в район школы, чем более успешны родители учеников, тем больше налогов поступает в местный бюджет. Соответственно растут дотации на развитие школ и выплату зарплат учителям.Конечно, есть и обратная ситуация. В бедных кварталах качество школьного образования невысоко. Родители, у которых есть деньги, чтобы позаботиться о своем ребенке, переезжают в более благополучные районы. Школа, из которой уходят ученики, теряет финансирование и отстает еще больше. В этом случае опять же помогают рейтинги. Благотворительные частные фонды отслеживают ситуацию в школах с низкими показателями и вырабатывают для них особые механизмы поддержки и защиты.В Англии немало школ, которые сохраняют свою репутацию с прошлых веков, и иные англичане выбирают школу по старинке. Для таких родителей прославленные Eton (излюбленное место учебы принцев – как местных, британских, так и арабских), Winchester, Harrow, Rugby с их элитарностью, клубами выпускников, возможностью завязать полезные связи – привлекательны вне зависимости от того, какое место в общенациональном рейтинге они сейчас занимают. Но для других – и таких, пожалуй, большинство – уровень академической подготовки, а значит, и шансы попасть в один из лучших университетов, дороже аромата старины, и они ориентируются на рейтинги академических результатов частных школ.Школы здесь делят на лиги – высшую, первую, вторую. Рейтинги публикуют ведущие британские газеты: Financial Times, Independent, Daily Telegraph, Times. Существует несколько методов построения рейтингов, но все они основаны на результатах, которые продемонстрировали ученики на выпускных экзаменах GCSE и A-level. Считается, что наиболее полную картину успеваемости в каждой школе отражает рейтинг Financial Times: он высчитывается по сложной формуле, учитывающей и суммарный средний балл, полученный каждым студентом, и средний балл, полученный всеми студентами на каждом экзамене.В стране активно обсуждается необходимость изменить подход к составлению рейтингов, ведь в нынешней ситуации конкурсные школы, имеющие возможность отбирать самых способных, оказываются в выигрышном положении по сравнению со школами, принимающими детей с разными способностями и уровнем подготовки. Предлагается, чтобы в дальнейшем рейтинги школ Великобритании основывались на прогрессе учеников, то есть определялись по разнице результатов, показанных студентами на разных этапах (экзамены сдают в 13, 16 и 18 лет).Годами первые места занимали исключительно женские и мужские школы. Правда, сейчас положение стало меняться, совместные школы начали теснить однополые. С другой стороны, мальчикам и девочкам полезно общаться друг с другом, ведь воспитанный в однополой среде человек рискует оказаться не подготовленным к реальной жизни.Безусловно, возможен компромисс. Loughborough Grammar (69-е место в рейтинге) расположена в центре треугольника, образованного тремя городами – Ноттингемом, Лестером и Дерби. Это старинная (основана в 1495 году) школа для мальчиков. Школа для девочек, Loughborough High, поблизости. Так что многие внеурочные мероприятия – танцевальные вечера, театральные постановки – организуются двумя школами совместно.Rugby – школа совместного обучения в графстве Warwickshire – как раз из тех совместных школ, которые занимают в рейтинге все более высокие позиции (сейчас на 40-м месте). Учебу, академические показатели питомцев школа считает своим главным делом. На уровне A-level предлагается около 30 предметов на выбор, в том числе четыре иностранных языка, история искусства, дизайн. Математику, многие гуманитарные и естественно-научные дисциплины можно изучать на продвинутом университетском уровне.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте