Беседуя в школах с учителями и представителями администрации, я слышала много различных мнений об уровне заработной платы и о новой (да, в общем-то, уже и не очень новой) системе ее начисления. И все они складываются в два основных мотива. Первый отчетливо слышался в крупных учебных заведениях и был вполне мажорным. Второй – в тех учебных заведениях, где по разным причинам учится небольшое количество детей. Там мотив содержал низкие ноты, спотыкался, звучал неуверенно и нестройно.
Все большие школы счастливы одинаковоОдно из основных приобретений новой системы оплаты труда – стимулирующий фонд – в крупных школах имеет и «крупный размер», предоставляя хорошие возможности для поощрения. В екатеринбургском лицее №173, по словам директора Светланы Владимировны Куницкой, процесс настолько отлажен, что не вызывает никаких замечаний или нареканий: «Все идет как положено». В гимназии №116 Екатеринбурга тоже преобладает позитивный настрой. «Есть педагоги старой закалки, которые не ленятся и консультации проводить, и дополнительные занятия, постоянно что-то придумывают для эффективности учебного процесса. Их надо стимулировать», – убеждена директор Лариса Ефремовна Жданова.В городе Алапаевске Свердловской области средняя общеобразовательная школа №12 – третья по величине. В ней обучаются 450 детей, преподают 32 педагога. В конце 2012 года по уровню средней зарплаты школа вышла на 24,7 тысячи рублей в месяц. По итогам первого квартала эта цифра еще вырастет – примерно на 1 тысячу рублей. Педагоги в целом довольны, тем более что в городе, где промышленная ситуация в данный момент далека от процветания, трудоустройство в учебном заведении ценится, так как дает стабильность. Правда, делится своими сомнениями директор Ольга Александровна Федорова, предположить, что будет дальше, сложно. До 1 апреля требовалось составить программу эффективного использования государственных средств, то есть что-то уменьшить, убрать: «Таких шагов мы сделали уже достаточно. Создали, на наш взгляд, оптимальную систему управления и теперь в растерянности, что еще можно сократить». Вполне понятно, что единообразия и единомнения быть не может, да и не должно, мы все-таки люди, и никакие эмоции нам не чужды. Одни полностью удовлетворены цифрами в бухгалтерском «квиточке», другие считают, что заслуживают большего. Но в любой крупной школе, куда я обращалась с вопросом о заработной плате, мелодия звучала примерно одна и та же: все справедливо – кто больше работает, тот больше и получает.Средняя учительская зарплата в Екатеринбурге колеблется в районе 30-32 тысяч рублей в месяц. По Свердловской области она держится около 26 тысяч рублей (средняя по России – 25,7 тыс. рублей). Правда, чтобы получить указанные деньги, учителям приходится брать не одну ставку. В среднем загруженность педагога в областном центре составляет 24-25 часов. Все небольшие школы несчастливы по-своемуВообще-то речь не о счастье, а всего лишь о деньгах. В школе №65 Нижнего Тагила учится 191 человек. Не всегда она была такой «урезанной». В 2003 году по программе сноса ветхого жилья практически весь поселок на окраине промышленного города был ликвидирован. Школа осталась в одиночестве на огромном неосвещенном пустыре, что резко понизило ее статус. Сохранилось лишь по одному классу в параллели. На следующий учебный год в первоклассники записались 25 человек из 64, проживающих на близлежащей территории. Большинство родителей предпочитают возить своих детей в другие учебные заведения.Учеников мало, соответственно стимулирующий фонд оставляет желать лучшего. 18 тысяч рублей в месяц (и то с большим напряжением) – вот максимум, который может получить педагог этой школы. Штатное расписание в интересах «оптимизации» сокращено до предела возможностей: каждый сотрудник един во многих лицах. Нет секретаря, лаборантов, завхоза, эти функции выполняют педагоги. Тем не менее сейчас в учебном заведении четверть коллектива составляют молодые специалисты. Директор Татьяна Ильинична Моисеенко считает, что это люди, не случайные в педагогике. Они пришли в нее по призванию, на труд учителя смотрят открытыми глазами и прекрасно осознают, что уровень учительской зарплаты не совпадает с затраченными усилиями. Что же привлекает людей?Во-первых, для трети сотрудников 65-я – это родная школа, знакомая еще со времен собственного ученичества. Они привыкли к ее стенам, ее атмосфере и полюбили их. Во-вторых, к работе в ней можно относиться как к трамплину. Сложный контингент, непростые условия: если справишься, то закалишься и, попав в более благоприятную ситуацию, будешь чувствовать себя свободно. Карьера многих педагогов, что стартовали отсюда, складывается весьма успешно.А 185-я школа Екатеринбурга – особая. Вечерних школ в городе сохранилось лишь пять. В них учатся дети, которые покинули дневные учебные заведения: те, кто вернулся из спецучреждений, молодые мамочки, а также взрослые люди, которые не смогли по разным причинам вовремя получить среднее образование. Возраст учеников от 15 до 47 лет. Работа чрезвычайно трудная из-за своеобразия контингента, а ведь учебный план (одинаковый для всех) никто не отменял. Однако по логически не объяснимой причине исходный уровень заработной платы здесь ниже, чем в обычной школе. «К нам пришла устраиваться учитель-математик из дневной школы. Ей рассчитали примерный заработок, и она тут же отказалась, – рассказывает директор Валентина Матвеевна Виноградова. – До сих пор не урегулирован вопрос о том, что минимальная заработная плата у нас 2 тысячи рублей, а не 5,3, как это должно быть. Средства стимулирующего фонда приходится тратить на доведение уровня зарплаты до минимального. После выдачи этих денег на стимулирование остается лишь 12 тысяч…» Однако сколько бы минусов ни было, всегда найдется свой плюс. В 185-й есть возможность взять большое количество часов, благодаря тому что между первой и второй сменами перерыв в 2-2,5 часа. Педагог успевает отдохнуть, сходить домой на обед, восстановиться и вернуться на работу еще в одну смену. Деевская средняя общеобразовательная школа (Алапаевский район Свердловской области) для села считается отнюдь не маленькой. Здесь учатся 160 учеников. Начальные классы соответствуют норме – 21-24 ребенка, но старшие крохотные – по 5-6 человек. В школе 17 педагогов. Татьяна Николаевна Дунаева преподает искусство. Это значит, что и навыки рисования дети получают с ее помощью, и основы музыки постигают вместе с ней, от нее же исходят и знания о художественной культуре мира. Как оплачивается труд учителя, который ведет практически все классы, да еще и по разным предметам? 15 тысяч рублей в месяц набирается? «Меньше!» – весело говорит педагог. Правда, в последние годы зарплата выросла тысячи на три. И никакой грусти в голосе. «Я удовлетворена своей работой. У нас хороший, дружный коллектив, приятно идти в школу, это очень важно!» – продолжает она.Получается, что в школах, где маленькие зарплаты, педагоги умеют находить другие радости. Происходит своеобразная компенсация: недостаток материального удовлетворения восполняется удовлетворением моральным. Оптимизм и внутренняя позитивность помогают заполнить финансовую нишу. Это, конечно, хорошо. Но вряд ли справедливо.Что в итоге?Если проанализировать финансовую ситуацию в школах Свердловской области, можно выявить несколько закономерностей.Так, чем больше школа, тем у педагогов выше заработок. Прямая зависимость наблюдается и в крупных школах с приличным стимулирующим фондом: чем больше и лучше работаешь, тем больше получаешь. В других учебных заведениях она не столь очевидна. К сожалению, обнаруживается и еще одна прямая зависимость. Чем хуже условия, чем труднее работать, чем сложнее контингент, тем меньше заработок. «Экономическая оптимизация» и новая система оплаты труда приводят к усилению расслоения школ. Лучшие начинают жить еще лучше, успешные становятся еще успешнее, притягивая наиболее квалифицированные кадры, мотивированных учащихся, обеспеченных родителей и дополнительные средства, а слабые продолжают сдавать свои позиции.Свердловская область
Комментарии