search
main
0

Финансовая самостоятельность

Нужна ли школе финансовая самостоятельность? Какие плюсы и минусы она в себе таит? Достаточно ли директору школы отказаться от услуг централизованной бухгалтерии, чтобы свободно распоряжаться школьными финансами?.. Экономическая ситуация диктует свои условия, и директора школ вынуждены их принимать.

Ирина КУРБАТОВА, директор школы №13, Тамбов: Выходим в автономное плавание

Понятие «финансовая самостоятельность» подразумевает не только наличие собственной бухгалтерии, но и автономность образовательного учреждения. Для муниципальных школ все финансовые потоки, независимо от того, связаны они с субвенциями на заработную плату или с обязательствами учредителя по содержанию хозяйственной части и оплате коммунальных услуг, корректируются муниципальными органами управления образованием. Уменьшить зарплату в связи с нормативом они не могут, а вот сметы, связанные с финансированием расходов на содержание технических работников, капитальный и текущий ремонты, корректируются очень серьезно, и обычно в сторону уменьшения. Автономия подразумевает самостоятельную деятельность без корректировки муниципальными органами управления образованием. То есть сама школа напрямую работает с казначейством, создает свою смету, регулирует вопросы, связанные с приоритетными областями экономического развития на данный период, можно сказать, целиком и полностью ведет свою хозяйственную деятельность. Вплоть до того, что проводит даже аудиторский учет. Бухгалтерская независимость по сравнению с автономией – это капля в море.

Наша школа сейчас находится на стадии оформления документов для перехода в статус автономного учреждения. С этим связаны многие наши надежды. Во-первых, это гораздо более широкие полномочия, потому что школа становится самостоятельной и при составлении сметы расходов, и при определении своих болевых точек развития, что помогает четче расставить приоритеты. Кроме того, автономия даст возможность создавать при учреждении некоммерческие организации, то есть больше заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью и иметь от этого определенную прибыль, например, от той же сдачи помещений в аренду. У нас много молодых родителей, которые хотели бы заниматься в школьном спортивном зале – самостоятельно, вечером, никому не мешая. Но позволить занимать спортзал в учебные дни мы не можем, потому что плотность занятий в зале очень велика. Мы могли бы предоставить эту услугу в воскресенье, однако это предполагает дополнительный обслуживающий персонал.

Решить этот вопрос через договоры оплаты услуг техническому персоналу возможно, когда будут открыты некоммерческие организации на базе школы. Ведь создать сегодня в школе фонд, который бы работал параллельно с казначейством, очень трудно – мы муниципальное учреждение.

Есть у автономии и свои минусы. Первый и достаточно серьезный – это заказ учредителя. Он в обязательном порядке заключается с образовательным учреждением, и это естественно, потому что как бы мы ни хотели самостоятельности, мы все равно никогда не будем коммерческой организацией, да это и не нужно. Каким будет данный заказ, сказать очень сложно, так как здесь есть определенные нюансы, связанные с нормативной базой работы автономного учреждения.

Второй серьезный момент связан с тем, что до сих пор мы полностью самостоятельно хозяйственную деятельность не вели, и все, что связано с аудиторскими проверками, – это, безусловно, дополнительные деньги. Очень трудными окажутся задачи, которые школа ставит сегодня перед собой, например постройка еще одного бассейна или реставрация спортзала. На это при автономии денежные средства уже выделяться не будут. Надо быть к этому готовыми.

Галина СУЛЕЙМАНОВА, директор школы №115, Нижний Новгород: Теперь мы сами определяем приоритеты

Могу сказать с уверенностью: финансовая самостоятельность – благо для школ. Если раньше деньги из городского или областного бюджета спускались по районам, а уже из районов приходили в образовательные учреждения, причем часто не в том объеме, который был необходим или изначально запланирован, то теперь перевести деньги школы на какие-то другие цели без распоряжения директора невозможно. Поскольку финансирование осуществляется напрямую из областного бюджета строго исходя из числа учеников, приходится бороться за каждого ребенка. Мы стремимся к тому, чтобы от нас не только никто не переходил в другие учреждения, но и, напротив, к нам приходили из других школ. Развивается конкуренция. Родители хотят выбрать для своего ребенка наиболее подходящую школу, значит, мы должны предоставить качественные образовательные услуги, комфортные условия, ввести дополнительные занятия. На все это требуются средства. Сегодня мы получаем их наравне с любой другой школой. Это не значит, что у образовательных учреждений равные возможности: современные новые школы, как ни крути, находятся в более выигрышном положении. А что делать, если здание старое и рассчитано на небольшое число учеников? Остается делать упор на качество преподавания.

Сегодня мы можем сами планировать расходы и тратить отпущенные средства по своему усмотрению. Раньше невозможно было, допустим, своевременно сделать ремонт или закупить необходимое оборудование – нужно было ждать, когда сверху отпустят для этого деньги. Теперь мы сами определяем приоритеты: на что потратить в первую очередь, на что – во вторую, на чем разумнее сэкономить. Разумеется, бюджет не безграничен: нам спускают цифры из областного министерства, и мы в рамках этих показателей планируем расходы.

Комментарий

Нина ЛЕБЕДЕВА, главный экономист Управления образования администрации Брянского района Брянской области:

– В условиях недостаточного финансирования образовательных учреждений содержание самостоятельной бухгалтерии – дорогое удовольствие: оплата труда нескольких бухгалтеров, финансовые расходы на приобретение техники, специального программного обеспечения, его обслуживание. Экономически обосновано введение самостоятельной бухгалтерии в крупных школах, интернатах, находящихся в городах, крупных населенных пунктах, где можно привлечь профессиональных, опытных работников и использовать дополнительные средства родителей и спонсоров. А как быть школам малокомплектным, где расходы на содержание школьника высоки и без бухгалтерии в штатном расписании? Где директор зачастую работает один, без заместителя, и на его плечах не только обучение, воспитание, но и все хозяйственные вопросы.

Централизованная бухгалтерия не мешает финансовой самостоятельности школ, привлечению дополнительных средств и их использованию. В то же время грамотная работа ЦБ позволяет директору школы уделять больше внимания главному, для чего школа существует, – образованию и воспитанию детей. А переход на самостоятельное бухгалтерское обслуживание – часто вынужденная мера, так как нагрузка на муниципальный бюджет снижается вместе с сокращением централизованной бухгалтерии, увеличивая расходы на образовательный процесс.

В любом случае руководителям образовательных учреждений надо дать возможность выбирать: пускаться ли в самостоятельное плавание или пользоваться услугами ЦБ.

Любовь ПАВЛОВА, директор Ермолинской школы, Новгородский район, Новгородская область:

Восприняли неоднозначно…

Когда я начала работать в школе в 1982 году, в районе существовала централизованная бухгалтерия. Директора школ приезжали в бухгалтерию, получали заработную плату и эту зарплату сами выдавали своим работникам. Тогда были сельские советы, и средства, которые централизованная бухгалтерия направляла школам на ремонтные работы, приобретение наглядных пособий, приходили в администрации сельских советов. Бывало, что у школ оставались неиспользованные средства. Как помнят многие, это была эпоха дефицита и сложно было достать стройматериалы, краску, мебель, оборудование для школ. Таким образом, получалось, что выделенные согласно бюджету средства иногда оставались неизрасходованными. Но эти деньги, так же как и средства, сэкономленные школой на затратах по воде, свету или на проведении ремонта, оставались в сельсоветах и райфинотделах – школы их не получали.

Первый закон об образовании дал директорам право оставлять

сэкономленные средства внутри школы. Это стало первым шагом к финансовой самостоятельности образовательных учреждений. Я помню, как радовались наши учителя, когда в 1991 году на сэкономленные средства мы выехали всем педагогическим коллективом в Санкт-Петербург, посетили Ботанический сад, сходили на шоу «Балет на льду». Я напоминаю о прежних временах, потому что сейчас, с постепенным переходом на автономию, директора школ это воспринимают неоднозначно. Но нужно осознать, что мы получили возможность тратить средства, которые сами зарабатываем, на нужды школы. Самостоятельность дает определенную свободу, а свободы без ответственности не бывает. Поэтому пришло время, когда каждый директор школы из простого руководителя должен превратиться в менеджера системы образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте