search
main
0

Финансовая грамотность от «а» до «я»

Кредитная история волшебника Мерлина и другое

Размеры состояния определяются не величиною доходов, а привычками и образом жизни.
Марк Туллий Цицерон

Современные школьники достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями, то есть с раннего возраста являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Почти в каждой семье дети с ранних лет не только являются пользователями сети Интернет, но и активными покупателями в Сети. А для безопасных покупок в виртуальном и реальном пространстве им необходим определенный уровень финансовой грамотности.

Работа по повышению уровня финансовой грамотности в Московской международной школе носит системный характер: занятия (игры, квесты, разработанные воспитателями и учителями), экскурсии, деловые встречи проходят в течение всего учебного года на классных часах, во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. Вопросы финансовой грамотности интегрируются в учебные предметы, например, на уроках окружающего мира и обществознания могут рассматриваться такие понятия, как «деньги», EazyPay и PayPass, а старшеклассники в рамках предмета «Экономика» могут попрактиковаться в составлении личного финансового плана на ближайшие 10 лет, обозначив ключевые цели для себя, и узнать об интерактивных приложениях для контроля своих расходов и ведения персональных финансов. Сценарии уроков учителей школы можно найти в Московской электронной школе.

Для учащихся начальной школы проводятся активные перемены, на которых ребята учатся работать в команде, проигрывают жизненные ситуации, связанные с финансовыми отношениями. Проведение таких перемен способствует достижению нескольких задач: профилактика детского травматизма, повышение уровня знаний по финансовой грамотности, сплочение детского коллектива, организация досуга школьников в образовательном процессе.

В системе дополнительного образования действуют две театральные студии – «Маленькая компания» и «Родник». Воспитанники данных объединений вместе со своими руководителями ставят театральные композиции про мир финансовой грамотности на основе традиционных русских сказок, поэм и рассказов, таких как «Муха-Цокотуха», «Кредитная история волшебника Мерлина» и другие.

Несколько раз в год в школе проводится неделя финансовой грамотности. Целью недели является донесение до каждого ученика важной финансовой информации в интересной, адаптированной к возрасту учащихся форме. Неделя проводится для всех четырех уровней образования. Воспитанники дошкольных подразделений в рамках недели участвуют в интерактивной игре «Юный финансист», которая разработана воспитателями и методистами школы. В игре используются сюжеты различных мультфильмов про историю возникновения денег и их функции. Воспитанникам предлагается создать свои деньги: нарисовать или сделать аппликацию. Придуманные деньги используются далее воспитанниками в играх «Семейный бюджет», «Ярмарка товаров» и заключительном мероприятии – тренажере «Накопи на свою мечту». Для «Ярмарки товаров» ребята делают свои поделки, которые потом обменивают на деньги. Таким образом, ребята как учатся производить собственный товар, так и понимают, как тратить деньги, на чем можно экономить и как выгодно делать покупки.

В этот раз в рамках недели финансовой грамотности особенно положительный отклик у ребят начальной и основной школы вызвал квест «Приумножай и распоряжайся». Он проводился с учетом рекомендаций Роспотребнадзора: события были распределены таким образом, чтобы учащиеся из разных параллелей не пересекались, при проведении участниками становились по два класса, не более 50 человек. Каждой команде выдавался свой маршрутный лист, в котором были указаны путь и название станций. Например, для учащихся начальной школы в основу квеста был положен сюжет мультфильма про Дядю Федора и его друзей («Трое из Простоквашино»). Участники квеста должны были помочь приумножить клад Дяди Федора, собирая пазлы, отгадывая загадки и решая математические задачки. За каждое выполненное задание команда получала финансовый лайфхак, из которых по окончании квеста команда собирала плакат «Советы юному финансисту». Плакаты были размещены в холлах школы и социальных сетях, где родители смогли ознакомиться с ними. Таким образом, квест носил не только развивающий характер, но и учебный. Каждая команда выполнила мини-проект с получением продукта в виде социальных плакатов.

Ежегодно по доброй традиции в начале учебного года, в сентябре, проводится Фестиваль финансовой грамотности и предпринимательской культуры в Москве. Фестиваль проходит в рамках государственного профессионального праздника «День финансиста» при поддержке Министерства финансов РФ, Банка России, Департамента образования и науки города Москвы и многих других организаций. Указом Президента Российской Федерации №1101 от 19 августа 2011 года День финансиста учрежден в качестве государственного праздника, который отмечается 8 сентября. Дата выбрана не случайно, в этот день в 1802 году император Александр I основал Министерство финансов России. Дни финансовой грамотности проходят на территории всех регионов Российской Федерации при поддержке Министерства финансов России и региональных органов исполнительной власти. Среди участников Москва занимает одно из ведущих мест. Очень приятно отметить тот факт, что в этом году каждая образовательная организация могла стать участником фестиваля, а это значит, что финансовая грамотность «посетила» каждую семью, где есть школьник.

Московская международная школа служит базовой площадкой по финансовой грамотности более пяти лет, и каждый сентябрь принимает в своих стенах гостей фестиваля от 0+ до 99+. В этом году фестиваль проходил в онлайн-режиме, партнерами фестиваля было подготовлено большое количество мероприятий, таких как квесты, лекции, мастер-классы, КВИЗы.

Активная подготовка началась еще в августе. Практически каждый участник нашел в календаре фестиваля такое событие, участие в котором помогло решению его жизненных вопросов, помогло найти нужную информацию, разобраться в финансовых продуктах и услугах, способствовало осознанному использованию финансового инструментария, защите своих прав как потребителя.

Например, учащиеся средней школы на занятиях узнали о финансовых компаниях и о том, как обеспечивается контроль над деятельностью таких компаний со стороны государства (лицензирование, законодательство, саморегулируемые организации и т. п.), как отличить предложения реальных финансовых компаний от различных мошеннических и «серых» схем (финансовые пирамиды, форекс). А учащиеся основной школы ознакомились с историей возникновения и развития Московской биржи, разбирались в том, чем занимается биржа и какие операции совершаются на ней.

26 сентября две команды Московской международной школы стали участниками квиза по финансовой грамотности, проходившего в онлайн-режиме на Московском образовательном канале, и успешно справились с заданиями.

Все перечисленные выше мероприятия приносят свои положительные результаты. Особо выделим победителей начального, основного и среднего уровней образования в web-квесте «Рациональный выбор», викторине для учащихся 8‑11‑х классов «Конкуренция. Качество. Развитие», Московском городском конкурсе сочинений для учащихся 8‑11‑х классов «История предпринимательства» и деловой онлайн-игре для старшеклассников «Рациональный выбор». Хочется отметить победу учителей в городском конкурсе «Урок о конкуренции». Учителя начальной школы разработали сценарии уроков в Московской электронной школе, в основу которых положили известные мультфильмы, озвученные в новом контексте, подобрали под них интерактивные задания и приложения, а учителя старшей школы разработали метапредметные уроки, в которых учащиеся совершают виртуальное путешествие в другую страну, составляют программу путешествия и рассчитывают всевозможные варианты покупки билетов, обмена валюты, подбора жилья, билетов в музеи, в общем, делают все, чтобы их путешествие получилось недорогим и интересным.

Московская международная школа вошла в пятерку лучших образовательных организаций в рамках недели «Дни московской конкуренции», а команда контрактных управляющих межрайонного совета директоров №13 стала победителем квиза для контрактных управляющих, проходившего на Московском образовательном канале.

Не забываем мы и о наших родителях. Для них ежегодно проводятся лекции и консультации по темам финансового мошенничества, умения работать с онлайн-сервисами и финансовыми продуктами. Для самых старших участников (дедушек и бабушек) проводятся мастер-классы по умению соизмерять финансовые риски и полезность приобретаемой финансовой услуги, осознанию влияния финансовых решений на уровень личного благосостояния и финансовой ответственности за принимаемые решения. А они рассказывают учащимся о том, как в разные периоды экономили для жизни, какие финансовые продукты и услуги были у них.

Финансовый аспект затрагивает практически все сферы жизни современного человека. Если мы обучены финансовой грамотности, то с легкостью можем управлять своим финансовым благополучием, а вот отсутствие элементарных экономических знаний и навыков ограничивает наши возможности по принятию правильных решений для обеспечения своей финансовой стабильности.

Нелли МИРОНОВА, заместитель директора по воспитанию и социализации Московской международной школы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте