Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Учитель года

Финалисты-2021. Вторая группа

Учительская газета, №38 от 21 сентября 2021. Читать номер
Автор:

Мы свое призванье не забудем

Вторая группа по воле случая собрала исключительно женщин – их здесь 12 человек. Конкурсантки приехали из Мурманской, Орловской, Тюменской, Вологодской, Брянской, Ивановской, Кировской и Челябинской областей, республик Саха (Якутия), Тыва и Марий Эл, а также из Пермского края. Больше всего учителей английского языка – 3 (одна преподает также и китайский), 2 человека ведут начальные классы, столько же преподают русский язык и литературу, по 1 – биологию, химию, физику, историю и географию. Педагогический стаж самого опытного учителя – 29 лет, самого юного – 5 лет. Средний стаж в целом по группе – 12,9 года.

Евгения Андреевна БРОКАРЕВА

Мурманская область, Мончегорск

Учитель биологии и химии Лицея имени В.Г.Сизова

23.07.1992

Педагогический стаж 7 лет

Мечта Евгении Андреевны – стать для каждого воспитанника учителем-спутником, который не просто дает знания по предмету, а ставит своей целью образование ребенка в целом. Но тонкость ситуации заключается в том, что она не стремится продемонстрировать окружающим все свое мастерство (хотя и способна на это), а искусно и тактично передает инициативу в руки самого ребенка, с одной стороны, позволяя ему как бы самостоятельно двигаться в том направлении, которое его интересует, а с другой – постоянно расширяя область интересов и пополняя багаж знаний школьника. Евгения Брокарева убеждена: основа продуктивного обучения ученика – его здоровье и воспитанность. Каждый ребенок должен сохранить желание задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы, поэтому никогда не стоит пренебрегать историей становления и развития методики преподавания, ибо любая инновационная деятельность в конечном счете опирается именно на нее. Образование учителя – фундаментальная основа, но уровень квалификации – непрерывное образование и самообразование. Поэтому педагог активно осваивает такие современные средства самопрезентации, как скрапбукинг и блогинг.

Евгения Ивановна КОБЫЛКИНА

Орловская область, Ливны

Учитель английского языка Гимназии города Ливны

29.11.1984

Педагогический стаж 13 лет

Упорство и настойчивость, терпение и труд, скромность и обаяние – все это про нее. Увлечение актерским мастерством могло бы дать повод представить себя во всей красе, вложив в свое эссе максимум информации в самом выгодном для себя свете. Но Евгения Ивановна предпочитает меньше говорить и больше делать, именно поэтому она довольно лаконична в своих суждениях на тему собственной мотивации: «Работа в школе дает мне стимул к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию. Новое время выдвигает новые требования к детям и взрослым, и, чтобы соответствовать этим требованиям, я учусь, расту и развиваюсь вместе с моими учениками». А ведь у нее за плечами победа на муниципальном этапе конкурса «Учитель года»-2014, в том же году она стала лауреатом регионального этапа, победила в конкурсном отборе лучших учителей и иных педагогических работников образовательных организаций Орловской области. Словом, ей есть чем гордиться. Но об этом она предпочитает молчать. Из скромности.

 

Анна Сергеевна КОНОВА

Республика Саха (Якутия), Якутск

Учитель английского и китайского языков школы №23 имени В.И.Малышкина (с углубленным изучением отдельных предметов)

22.09.1987

Педагогический стаж 12 лет

Обычные учителя любят цитировать классиков отечественной или зарубежной педагогики, в крайнем случае – мыслителей древности, ученых и писателей. А вот что бы вы сказали о преподавателе, который привел (пусть и к месту) фразу Дэн Сяопина «Не важно, черная кошка или белая кошка, если она может ловить мышей – это хорошая кошка»? Для Анны Сергеевны такое цитирование абсолютно в порядке вещей, учитывая то, какой предмет и язык она ведет. Ее достижения на учительском поприще высоко оценены республиканским руководством: в 2012 году она получила почетный знак «Надежда Якутии», в 2012 и 2018 годах стала абсолютным победителем муниципального конкурса «Лучший классный руководитель» в номинации «Призвание». Анна Конова занимается самосовершенствованием не только посредством чтения книг на русском и иностранном языках, она любит вышивать, рисовать, коллекционирует виниловые пластинки, играет на губной гармошке и стальном лепестковом барабане. А среди своих сценических талантов называет ораторское искусство, что, безусловно, весьма ценно для любого учителя вообще и учителя года в частности.

 

Екатерина Сергеевна КОСТЫЛЕВА

Тюменская область, Тюмень

Учитель физики гимназии №16

27.08.1993

Педагогический стаж 8 лет

«Школа – это место, где детство встречается со взрослой жизнью, где все быстро меняется и ты видишь, как растут, духовно мужают твои воспитанники, – пишет Екатерина Сергеевна. – Это место, где ты можешь изменить жизнь одного конкретного ребенка, а может быть, в итоге даже всего человечества». Она любит путешествовать по миру, который меняет. Посетила более 30 стран и самые отдаленные города нашей необъятной Родины. Вела занятия для детей в сельской школе на Байкале, работала с проектной группой ребят в образовательном центре «Сириус», об экологических проблемах рассказывала в Варшаве на английском языке, проводила мастер-классы в ВДЦ «Океан», руководила площадкой «Занимательная физика» в Тобольске. Екатерина Костылева заместитель руководителя Центра молодежного инновационного творчества «ФабЛаб» ТюмГУ, методист городского центра «Академия профессий будущего». Много лет занималась спортивно-бальными танцами, окончила художественную школу. В прошлом комиссар педагогического отряда «Неугомонные», принимала активное участие в выездных сборах с детьми. Была участником поисковой экспедиции по местам сражений Великой Отечественной войны.

Елена Николаевна РОМАНОВА

Республика Марий Эл, пос. Краснооктябрьский

Учитель начальных классов Краснооктябрьской школы

8.09.1972

Педагогический стаж 29 лет

Когда-то Сократ сказал: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!» По мнению Елены Николаевны, учитель – это человек, чья задача увидеть это солнце. Она любит детей и принимает их такими, какие они есть. Идут годы, месяцы, дни, времена, но дети всегда остаются детьми, и ее задача как педагога – быть им другом и постараться помочь раскрыться каждому ребенку как личности, потому что в любом есть определенный талант. Главное для всех, кто работает в школе, – любить своих воспитанников, быть справедливым, тактичным, наблюдательным, зорким, терпеливым, трудолюбивым человеком. Именно человеком прежде всего, а уже потом педагогом-профессионалом. И, разумеется, обязательные качества творческой личности – целеустремленность, желание познавать новое. Но для этого очень важно быть не только в гармонии с самим собой, но и работать в дружном коллективе, где тебя всегда поймут, поддержат и помогут в трудную минуту.

 

Елена Владимировна ЩУКИНА

Пермский край, Пермь

Учитель химии школы «Петролеум+»

7.04.1987

Педагогический стаж 8 лет

Ее хобби способно вогнать в ступор любого, кто плохо учил в школе химию: молекулярная кухня! Хотя это, по мнению Елены Щукиной, всего лишь наглядное подтверждение старой истины: химия, так же как и биология, наука о жизни. Но, по ее собственному признанию, она никогда не стала бы учителем, если бы не педагогическая династия (общий педагогический стаж которой составляет 146 лет). И если бы не пример ее учителя химии, который помог понять: жизнь педагога как американские горки – никогда не знаешь, чего ждать за поворотом. И это здорово, поскольку предполагает свободу действий, несмотря на существующие рамки, постоянное самообразование и самосовершенствование, постоянное прокачивание навыка взаимодействия с людьми. А ведь сначала она поступила на филологический факультет, потом целых три года преподавала физику. Словом, неисповедимы пути твои, Елена Владимировна! В общении с каждым ребенком ей важно быть рядом, а не впереди. Через химию она помогает осознать детям неразрывную связь науки и повседневности, учит наблюдать, анализировать, делать выводы.

Анна Владимировна ЧУРКИНА

Вологодская область, Великий Устюг

Учитель географии Гимназии с углубленным изучением отдельных предметов

24.01.1990

Педагогический стаж 9 лет

Сказать, что учителю года очень нравится его работа и он получает от нее огромное удовольствие, – значит не сказать ничего. Ведь то же самое касается абсолютно всех конкурсантов. И все-таки, если человек делает упор именно на эти слова, значит, они для него особо важны. Анна Владимировна имеет полное право на удовольствие от педагогической деятельности, ибо делает то, что ей нравится, и то, что у нее отлично получается. А нравится ей, кстати, не только география, но и краеведение, к которому она успешно приобщает своих учеников. Ее дети выступают на различных районных конкурсах и занимают призовые места. И, конечно же, она никак не может быть равнодушной к предметам, напрямую связанным с географией. Поэтому в числе ее интересов биология, химия, психология, педагогика. Следует особо подчеркнуть, что географы на Всероссийском конкурсе «Учитель года» товар штучный. В этом году Анна Чуркина вообще оказалась единственной в своем роде, что, безусловно, свидетельствует и об еще одном ее профессиональном качестве – смелости, ведь, чтобы выступать от лица всего географического сообщества, нужно мужество федерального уровня.

Елена Алексеевна ГРАЧЕВА

Брянская область, Брянск

Учитель русского языка и литературы гимназии №4

19.04.1976

Педагогический стаж 21 год

В числе ее наград есть одна весьма необычная – медаль «В честь подвига партизан и подпольщиков». Она любит путешествия, в том числе по местам боевой славы. Ее педагогическое кредо – «Учиться вместе с детьми открывать мир и открываться ему». Елена Алексеевна человек самых разных интересов – поет, танцует, пишет сценарии, читает, занимается спортом… Фраза о том, что учитель – это многогранная профессия, для нее не руководство к действию, а смысл жизни, потому что она изначально такая, от природы. А поскольку ее внутреннее самоощущение полностью совпадает с тем, чего от нее требует профессия, можно говорить о полном взаимопонимании. «Работа в школе, с детьми, помогает расширить границы твоего мира, – говорит Елена Грачева. – Ты можешь быть актером, политиком, психологом, режиссером, главным редактором. И все это в рамках одной профессии – профессии без каких-либо рамок и границ». А еще она более 10 лет является главным редактором гимназического медиацентра «Школьный экспресс» (газета, группа во ВКонтакте, профиль в Инстаграме) и соавтором программы тьюторского сопровождения «Клуб образовательных путешествий».

Екатерина Викторовна ДЕЛЬЦОВА

Ивановская область, Шуя

Учитель английского языка школы №8

29.03.1993

Педагогический стаж 5 лет

За ее плечами – аспирантура. В ее активе – работа в Ивановской областной организации Общероссийского профсоюза образования. В списке добрых и полезных дел – участие в различных городских мероприятиях, межрегиональных, всероссийских и международных форумах, организация благотворительных концертов и акций. Екатерина Викторовна сотрудничает с Ивановским университетом непрерывного образования, Университетом имени Гете в Москве, Комитетом по молодежной политике и спорту при городской администрации. Профессионально занимается вокалом, обладает дипломами региональных, всероссийских и международных вокальных конкурсов. И все это за весьма небольшой период работы в школе! Ораторское мастерство, вокальное мастерство, актерское мастерство, навыки сценического движения помогают ей самореализовываться в профессии, опыт занятия легкой атлетикой и спортивной аэробикой – сохранять бодрость духа и красоту тела для будущих свершений. По ее твердому убеждению, ни одна другая профессия не дает такого разнообразия, динамичности, такого полета впечатлений и эмоций, такого большого количества людей, ежедневно окружающих тебя, как работа в школе.

Екатерина Анатольевна КИТАЙКИНА

Республика Тыва, Кызыл

Учитель русского языка и литературы школы №11 с углубленным изучением отдельных предметов

9.03.1979

Педагогический стаж 9 лет

Нет детей, абсолютно лишенных хоть какого-либо таланта, и нет детей, изначально настроенных против того, чтобы познавать мир и стремиться к знаниям. Именно потому так важно уметь найти подход к сердцу каждого ребенка, которого ты решился учить! И если это педагогу удастся, откроется тайная дверца к душам детей. В этом за годы работы в школе Екатерина Анатольевна убеждалась не раз. С самого раннего детства она мечтала стать учителем, как и многие ребята советского периода. Была увлечена проверкой своих же школьных тетрадок, чтением стихов воображаемым ученикам. Но вот осознанная мысль работать в школе пришла к ней только в 33 года, после рождения младшего сына. К этому возрастному рубежу она уже освоила профессию делопроизводителя, секретаря, бухгалтера, даже открыла собственный магазин… Однако желание делиться своими знаниями, учить и воспитывать было сильнее. К счастью, полученные на другой работе навыки оказались ничуть не лишними и в школе, как, впрочем, и все остальное – кулинария, рукоделие, выразительное чтение, плавание, бег. В работе с детьми все на пользу и все в тему!

Дина Сергеевна УТЛАНЦЕВА

Кировская область, Киров

Учитель начальных классов школы №16

11.05.1982

Педагогический стаж 17 лет

Педагогам очень нравится фраза «нельзя научить, но можно научиться». Дина Сергеевна считает, что в столь деликатном подходе возможен компромисс: «Надо учить своих детей так, чтобы захотел учиться каждый. И вместе с ними идти вперед, не останавливаться на достигнутом». Но это вряд ли получится, если не умеешь общаться с детьми и их родителями, а также действуешь только по шаблону и по инструкции. Ведь работа педагога – занятие исключительно творческое, здесь всегда есть место экспромтам, тут надо быть каждую минуту готовым к неожиданностям, сюрпризам, вводным. Поэтому так важно с самого начала освоения профессии стараться делать ставку на творчество, саморазвитие, психологический рост и совершенство. А еще, убеждена Дина Утланцева, надо уметь признавать свои ошибки и относиться с пониманием к ошибкам, которые делают другие, ведь от них никуда не денешься. Нужно стараться правильно оценивать свои возможности, быть всегда готовым прийти людям на помощь в трудной ситуации. А для души и сердца ей помогают занятия танцами, чтение книг, общение с интересными людьми и путешествия.

Валентина Валерьевна ШИШИНА

Челябинская область, Магнитогорск

Учитель истории и обществознания школы №5 с углубленным изучением математики

29.10.1980

Педагогический стаж 17 лет

Она одна из немногих конкурсантов, которые в числе своих профессиональных и личностных ценностей указали эмоциональный интеллект. Учителя, способные грамотно разбираться в столь сложной теме, сегодня на вес золота. Да и в школу Валентина Валерьевна пошла в поисках возможности интеллектуального обновления, личностного развития, движения вперед. Пошла и нашла здесь то, что искала, в огромном количестве. Но, как она постоянно убеждается, решение поставленных педагогом (и перед педагогом) задач отнюдь не ограничивается временем урока. Значит, и в школе, и дома, и на улице учитель не имеет права забывать о своем главном предназначении – нести миру радость познания. Гармоничное вхождение человека в современное общество зависит от умения критически мыслить, самостоятельно принимать решения. Способность мыслить – это труд. Мыслить самостоятельно – труд многократно более сложный. Но именно труд является одним из основных социальных качеств человека, а мыслительный (интеллектуальный, творческий) труд – главным качеством человека будущего. Сформировать такого человека – это и есть главная задача Валентины Шишиной.

 

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту