search
main
0

Философия рисования Светлая живопись Светленского лицея

Светлый – такое вот название у этого сибирского поселка, расположенного в Томской области. Помимо обычной общеобразовательной школы, есть в поселке лицей с углубленным художественно-эстетическим направлением. Губернаторский Светленский лицей. Что ни говори, такое сегодня на селе редкость. Помимо живописи, ребята изучают декоративно-прикладное искусство, художественную роспись, основы дизайна. Директор лицея Александр Сайбединов – сам человек, увлеченный живописью. Пять лет назад в Центральном Доме работников искусств (Москва) прошла выставка его картин. У Александра Сайбединова вышли две книги со стихами и рассказами. В 1990 году Сайбединов стал финалистом I Всесоюзного конкурса “Учитель года”…

А в самом начале учительского пути у него была просто студия, уроки изо. Работая, Александр Геннадьевич пытался решить проблему, связанную с местом этих уроков в школе. Об этой проблеме и наш разговор.
– Дело не в изо – в творчестве. Пока общество не может понять, что творчество самый важный процесс, который отличает нас от всего, живущего на земле. Знания, их получение и репродуцирование – это просто освоение опыта. Человек и цивилизация двигаются вперед только благодаря художникам. Я имею в виду художников-писателей, художников-изобретателей, художников-архитекторов. Ниже следует уровень “мастеров”. Творчество развивает главное – абстрактное мышление. Эйнштейн не открыл бы без него свою теорию относительности. И в этом плане изо – уникальный предмет, развивающий эту сферу, снимающий стереотипы, ненужные табу. У нас в лицее учителей творческого цикла больше, чем, допустим, учителей математики, русского языка и литературы, но дети поступают на математические, гуманитарные факультеты. Ведь чтобы сделать открытие в химии, физике или других сферах деятельности, надо иметь определенное сознание, которое необходимо еще сформировать.
– Как я понимаю, в лицее учат не только “правильно рисовать”, его задачи шире.
– Художественно-эстетическое образование всегда находилось в странном состоянии. Проводя курсы для воспитателей, я часто слышал вопрос “Как правильно рисовать?”. “Почему вы не видите, что ветки вниз нарисованы? А вот небо здесь зеленое, а не голубое…” В этом вся проблема. Кто сказал, что небо – только голубое, а трава только зеленая? Посмотрите на детей в два-три года. Они раскрепощены, рисуют смело. Мы же, взрослые, убедили себя: “Я не умею рисовать”, но почему не говорим: “Я не умею дышать”? Нас сделали инвалидами, убедив, что небо только голубое, трава – только зеленая. От любого предмета будет польза лишь в том случае, когда он “вырастает” из основ творчества.
– В чем особенности уроков рисования в лицее?
– Они проводятся так, чтобы ребенок мог высказать личностную позицию. В третьем классе, например, есть такая тема – “Я природе хотел бы помочь вот чем…” Идет “погружение в урок”, осмысление темы. И в конце мы видим рисунки: автомобиль, а из выхлопной трубы – цветочки, порушенные деревья и дети, которые их бинтуют. Или вот тема для старших классов: “Наше время в зеркале слова”. Идет подбор слов-ассоциаций. 1917 год – революция, Ленин и так далее. 1945-й – фашизм, Гитлер, победа. Современность – перестройка, съезд, Чечня… Я пишу на доске знаковые слова независимо от года. И говорю: “Выбирайте слово, которое вы хотели бы нарисовать, от которого можно было бы оттолкнуться в рисунке”. Даже вовсе не обязательно, чтобы оно было на доске. Оно должно быть знаковым для ребенка, и он должен это выразить. Или вот тема для урока в 11-м классе: “Ко мне подошел мальчик и спросил: “Что такое доброта?”. В 15 или 16 лет человек должен иметь свою позицию и раскрыть ее в рисунке. Темы уроков позволяют вылить на бумажный лист всю душу, другие предметы не дают возможность такой своего рода психотерапии.
Мы не даем тем, не предполагающих осмысления, вроде таких: “Как мы гуляли в зимнем лесу” или “Как мы собирали урожай”…
– Для ваших тем нужна особая система оценок…
– Мы от них отказались. Если у ребенка нет изобразительного навыка, но в рисунке он передал мысль, то как оценить это? И что я должен оценить? Мастерство или внутреннее переживание?
– Система художественного образования в лицее имеет несколько ступеней. Что они собой представляют?
– Первая ступень – элементарное образование, обязательное для всех. Это уроки – практическое рисование, история изобразительного искусства, основы дизайна. Вторая ступень – наша художественная школа. Для желающих. Там порядка 30 разных формирований и групп от декоративно-прикладного искусства до литературного клуба. Ребята “мигрируют”. Порисовал, не понравилось, перешел в другую группу. Третья ступень – для тех, кто хочет рисовать хорошо, кто нацелен на серьезное постижение, допрофессиональное художественное образование, студия, которую веду я сам.
…Александр Сайбединов умеет видеть сокровеннейшую суть самых обыденных вещей. Вся его живопись философская. Черное небо, разорванное луной, – “Лунная ночь конца ХХ века”. Море, простор и громада кучевых облаков над идущим вдоль берега человеком – “Позови меня в даль светлую”. Или вот зеленый кустик среди пустыни. Картина называется “Философия начала”.
Светленский лицей молод, он образовался в 1995 году. Получил статус федеральной экспериментальной площадки. Сейчас в нем более 350 ребят. Среди учителей есть бывшие ученики Александра Геннадьевича. Его искренность и любовь к делу, к живописи, собственное мировоззрение во многом способствуют тому, что сельский лицей остается незаурядным “образовательным учреждением”.

Виктор БОЧЕНКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте