search
main
0

Философия педагогики

Не зубри формулы – познай себя!

Каждый взрослый мечтает дать своему ребенку хорошее образование – нанимает репетиторов, покупает словари, энциклопедии. Но книги лежат зачастую нетронутыми, а вместо стремящихся к знаниям молодых людей нам приходится видеть интеллектуальных бездельников, умеющих, но не желающих учиться.

Причина, на мой взгляд, в том, что учение утеряло сокровенный смысл, стало набором разрозненных знаний. Да еще в таком объеме, что и взрослый-то не в состоянии их усвоить. Масса понятий, цифр и формул, никак не связанных друг с другом, в любой момент грозит подмять под себя ученика. Одни исправно несут эту ношу, страдая от нервных перегрузок. Другие научились отлынивать, чтобы окончательно не свихнуться.

Между тем учение может стать увлекательнейшим занятием, если вернуть ему сакральный смысл и разрозненные предметы рассматривать не как отвлеченные и не связанные друг с другом области, а как единую систему знаний. И постигать ее через ЧЕЛОВЕКА.

Например, в одной из московских школ соединили рисование и биологию, историю и художественное творчество. Не удивляйтесь! Изображение рыбины стало, ей-богу, осмысленнее, поскольку ребенок узнал ее внутреннее “устройство”. А история просто превратилась в реальность, когда ученик своими руками сделал древнегреческий головной убор и попробовал писать клинышком на непросохших глиняных табличках. Интуиция подсказала учителям главный принцип познания, когда одно постигается через другое и без другого не существует.

Как малыш собирает по частичкам мозаику, так и ученик, ведомый учителем, должен собрать свою картину мира. И тогда за отдельными фактами вдруг откроются процессы, причины соединятся со следствиями, прошлое – с будущим. Ученик научится мыслить. Ну а мыслящий школьник перестанет делить науки на “нужные” и “ненужные”, поймет, что только все вместе они отвечают на вопросы: КТО МЫ? ОТКУДА ИДЕМ? и КУДА ДЕРЖИМ ПУТЬ? Философский смысл учения – познать себя.

Вот как можно выстроить образовательную программу. В детском саду и младших классах учитель представляет ребенку мир как единое целое, где все живое не только связано между собой, но и подчинено единому замыслу. Этот замысел спрятан в мифах, сказках, в разных науках, и ученику за время учебы предстоит его раскрыть. Принцип обучения: обо всем понемногу. Любим и бережем мир неосознанно. Работа в основном с правым, образно-интуитивным полушарием.

В средних классах обучение строится по принципу разделения Целого (то есть мира) на части, постижение порядка и законов внутри каждой из них. Принцип обучения: погружение в предмет, дробление и сравнение его частей. Работа в основном с левым, конкретно-логическим полушарием.

В старших классах учитель подводит учеников к синтезу, к интегральному мировоззрению, когда любишь и бережешь мир осознанно. Принцип такой: соединяя, обретаем целостное сознание. Я и мир неразделимы.

Если первые две ступени просматриваются в нашей школьной образовательной системе, то третья, на мой взгляд, отсутствует полностью. А без нее невозможно воспитание полноценного Человека.

Теперь попробуем рассмотреть привычные всем школьные предметы с иной точки зрения. Каждый предмет – это особый способ постижения действительности. Связывая эти науки в одно целое, человек соединяет элементы своего сознания, то есть становится целостным. Такой человек не допустит разрушения мира, ибо считает себя его частью.

Итак, ГЕОМЕТРИЯ помогает нам обрести многомерность восприятия, умение мыслить в иных плоскостях и пространствах, постигать сокрытое, запредельное, тайное. Она демонстрирует соразмерность и гармонию мира, связь Человека со всем сущим.

АЛГЕБРА развивает способность человека к анализу, дает представление о формуле как концентрированном знании, о соподчинении отдельных элементов в природе. Эволюция – это творение новых формул бытия.

РУССКИЙ ЯЗЫК отражает принцип взаимосвязи. Например, связь букв и чисел, выражение одного через другое. Словотворчество как собирание новых смыслов. Слово напоминает живой организм: корень – это ядро, а приставки и суффиксы – подвижные электроны. Связь русского языка с праязыком древних.

ХИМИЯ выражает синтез и распад – главные двигатели жизни на земле. Дает представление об эволюции как образовании новых, более сложных связей внутри и вне организма.

ИСТОРИЯ дает образец причинно-следственных отношений, позволяет понять, что такое процесс, закономерность. Смысл всякого события – это освобождение от стереотипов и восхождение на новый уровень. В этом плане задача истории как науки – преобразование человеческого сознания.

ЛИТЕРАТУРА – это поиск истинного в человеке. Осознание себя как частицы высшего сознания. Жизнь души и ее законы.

Учение без смысла и радости иссушает не только ум, но и сердце. В то время как живительный источник совсем рядом – он в нас самих. Человек и есть мера всех вещей, та самая универсальная координата, на которую нужно ориентироваться, чтобы преобразовать всю систему школьного образования. А значит, сделать наших детей счастливыми.

Валерия КОЛБИКОВА, учитель соционики

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте