Урок закончился. Девчонки плотным кольцом окружили учителя. Честно говоря, я была слегка разочарована, ведь мне не удалось увидеть полета. Спокойный, будничный урок, без взрыва эмоций, меня, увы, не вдохновил. …Но вот прошло несколько дней, и я поймала себя на том, что память снова и снова возвращает меня к тем 45 минутам. Я почему-то вспомнила: девочки окружили Гурину, и лица их были сосредоточенны. А ведь они не хотели расставаться, подумала я, уходить из-под влияния ауры, которая исходила от учителя! Им хотелось продолжить эту жизнь, начавшуюся 45 минут назад… Кажется, я написала слово «жизнь». Ну конечно! Вот именно! Умный урок – это всегда жизнь. Не времяпрепровождение, а жизнь, которую учитель и ученики проживают вместе. На одном дыхании. Учитель, если он настоящий, ведет по жизни. Учит чему-то серьезному, важному, непреходящему.
Ася Васильевна Гурина в 7-й средней общеобразовательной школе преподает технологию. Не серьезный предмет, думают многие, не философский, как литература или история. Однако это далеко не так. И духовный нерв, будто струна, на том уроке, что я посмотрела, был хоть и не столь явным, но натянутым до предела. Итак, все с самого начала.
– Вообще-то по паспорту меня зовут Анфия, – заметно волнуясь от моего визита, свалившегося как снег на голову, сказала Гурина, едва я переступила порог кабинета технологии. – Но дети почему-то стали звать меня по-другому. И вот уже больше 30 лет я Ася Васильевна.
Я огляделась. Боже мой, да это же не кабинет, а самый настоящий музей ситцевого производства! Гурина с удовольствием берет на себя роль экскурсовода, и через минуту ее волнение проходит, как и не бывало.
Давным-давно во времена Ивана Грозного были в этих краях два села – Иваново и Вознесенский посад. Вот их-то крепостные крестьяне и создали здесь производство тканей (земли-то всегда скудные были). Археологические материалы свидетельствуют об этом. Сначала делались льняные холсты. Во многих крестьянских хозяйствах были так называемые манеры – доски для нанесения рисунка на ткань.
Каждая «манера» – произведение декоративно-прикладного искусства. В конце ХIХ века в Иванове значительно выросла популярность ситцев. Кстати, самые старые ситцы были изготовлены в Древнем Египте еще в V веке. А самые новые выполнены искусными мастерами ивановских текстильщиков в 80-х годах прошлого столетия. У ивановского ситца – особый стиль: нарядный, яркий, декоративный, корнями уходящий в русское крестьянское прикладное искусство.
– Ситце – это библейское слово, – подчеркивает Ася Васильевна. – И означает оно «таковой быть». Легкий ситец получается из сурового миткаля в результате красильно-отделочных операций.
На столах и стендах кабинета-музея я вижу интереснейшие поделки: от маленьких салфеток до больших лоскутных одеял.
– Можно считать эти изделия салфетками, а можно – одеяльцами для кукол, – улыбается не то мне, не то работам своих детей Гурина. – Ведь для большой, серьезной вещи надо дорасти. Надо, чтобы умными стали не только руки, но и душа. Поэтому ученицы младших классов начинают с салфеток и прихваток, а средняя школа делает уже фартуки. Все выполняется в лоскутной технике. Но важно, что наши девочки уже с 1-го класса постигают элементы художественного творчества. К 7-9-му классам в их собственном творчестве уже просматривается свой стиль. Многие вышивают крестом. И влюбляются в вышивку навсегда.
– «Свой стиль», «влюбляются», – повторяю я за Асей Васильевной в задумчивости. – Но ведь это говорит прежде всего о том, что дети становятся маленькими творцами, художниками, не так ли?
– Нет, может быть, еще не совсем. Хотя… Более тонкой, богатой становится их душа. Творец уже начинает в них просыпаться, – подхватывает мою мысль Гурина. – Только вы не подумайте, что это исключительно моя заслуга. Вот этого не надо!
Нас трое, кто работает на один результат. Это учитель изо, талантливейший художник Тамара Николаевна Соколова, и моя коллега, еще один учитель технологии, Марика Ивановна Лецкалюк.
В 9-м классе девочки выбирают темы для своих проектов, и очень часто это «Лоскутное одеяло». К этому возрасту мы с коллегами вырабатываем у них потребность к творчеству и самостоятельность. В 10-м они занимаются моделированием и конструированием.
Русская крестьянская вышивка символична. Наши девочки изучают символы, расшифровывают их. И… зашифровывают в своих вышивках собственные мысли. Вы знаете, например, что означает точка? Это начало сущего, единство. Горизонтальная линия – пассивный статичный элемент. Вертикаль – активность, динамичность. Треугольник – мужское начало, действие, эволюция.
Сначала наши дети создают открытки из бумаги, из орнаментов, закладывают в них определенный смысл. А потом вышивают. Кстати, крестьянки перекладывали на вышитый орнамент и колыбельные песни, и молитвы. Женщина оберегала себя, любимого, ребенка. Все в русской избе, сделанное женскими руками, было оберегом. Лоскутное одеяло в том числе. В самой конструкции его заложен оберег семьи.
Вот какова философия предмета технологии, как его понимает Ася Гурина. Такова и сама ее личность. А какова личность учителя – такова и философия его уроков. Урок, если рассматривать его в отрыве от этой философии, может и не впечатлить, показаться обыденным. Но на самом деле один урок – это просто звено в жизненной философии учителя, звено в его поиске истины, в воспитании им человеческой души.
И еще одну очень важную мысль я осознала, уже вернувшись из Иванова, в Москве, спустя несколько дней. Урок – это явление не только личностной и профессиональной жизни учителя. Это обязательно – явление общественной, социальной жизни города. И вот почему.
То, что Иваново – край ситцевый, в советское время знал, наверное, весь мир. В тридцатые годы, когда началось время масштабных производственных соревнований, становится почти мифологическим образ текстильщицы. Таким он и остается почти 60 лет, до времени, когда все в нашей стране изменилось. Все разрушилось. Текстильная промышленность в том числе.
Итак, разрушилось все. Но не школа! И учитель продолжал воспитывать в детях любовь к родному месту и труду. В Иванове – к труду ткаческому. Похоже на то, что в последние годы промышленность стала возрождаться. Сегодня предприятия текстильной промышленности Ивановской области перерабатывают более 120 тысяч тонн хлопка и выпускают около 110 тысяч тонн пряжи. Это почти половина всего общероссийского объема. Однако заработная плата в 2005 году, например, составила здесь в среднем 4143 рубля. Нетрудно догадаться, с охотой ли идут туда работать ивановские девчата.
Как же работает в подобных условиях учитель технологии Гурина? Она ставит перед собой большие и серьезные задачи. Потому что настоящий учитель понимает, что его задача не может быть сиюминутной. Его цель – высокая, благодарная, из разряда вечных ценностей. Любовь к труду – из этого разряда. Воспитывать ее – вечная, несиюминутная задача учителя труда. И хороший, мудрый учитель это понимает. Или хотя бы чувствует. И воспитывает. Гурина – на каждом уроке. Даже на таком рядовом, обычном, не открытом, плановом, как этот.
Он проходил в школьном швейном цехе, что рядом с «ситцевым музеем». Чтобы попасть туда, надо пройти весь этот музей, два кабинета – просто большие смежные комнаты. Швейный цех – действительно настоящий цех (во всяком случае с точки зрения такого дилетанта в этом деле, как я), в нем много электрических машинок и утюгов. На стенах правила техники безопасности, инструкции по работе с оборудованием. Девочки-десятиклассницы одеты в халаты, и все до одной с косынками на головах. На доске я вижу тему урока «Анализ цветового решения лоскутной композиции». И определение: «Гармония – это красивая, согласованная, приятная для восприятия цветовая композиция». Чуть ниже еще одно: «Тон – степень интенсивности цвета в пределах одной краски». И рядом: «Насыщенность – это степень густоты в пределах одного цвета».
– Итак, девочки, вы обогатились еще одной технологией – лоскутного одеяла, – начала урок Ася Васильевна. – Все принесли с собой свои работы. А начинали-то еще в 8-м классе. Теперь наша задача – поставить точку. Сегодня каждая из вас должна сделать анализ цветового решения своего изделия. Работа с цветом – составная часть дизайнерства. На моем столе учебники по этому виду деятельности начиная с 5-го класса. Можете пользоваться ими. Так же, как и проектами прошлых лет. Есть здесь и анализы других училищ. Все это – ваши помощники, подсказки для вас. Главное для вас сегодня вот что: вы должны увидеть и осознать собственные ошибки, если они есть. Давайте попытаемся критически посмотреть на свои творения. Зачем? Это очень важно для человека творческого… Да, собственно говоря, и человека вообще.
…Сегодня, спустя несколько дней после «обычного» урока, я думаю о том, что не сразу поняла значение задачи, которую поставила перед ученицами Ася Васильевна Гурина. А ведь она подчеркивала: аналитическая критика – важна. Она воспитывает ответственность. И художника, и человека.
Честное слово, не думала я, что столкнусь с подобной философией на уроке технологии. Может быть, поэтому и не сразу догадалась, оценила его значение. И каким же глубоким надо быть человеком, чтобы воспитывать в девочках именно это качество, именно сегодня – ответственность за свой труд.
– Нет, я, конечно, понимаю: цветовая композиция может восприниматься индивидуально, – как бы слегка отступая от своего требования, говорит Гурина. – Но прошу вас сегодня об этом забыть. А вспомнить правила и каноны гармонии. Вспомните, почему в русском национальном костюме именно такое, определенное сочетание цветов: красный – желтый, коричневый – зеленый и так далее. Какие краски присутствуют в ивановском ситце? Посмотрим давайте цветные аппликации из бумаги. Из тканей. Это удачные работы. Сначала вы как дизайнеры отрабатывали цвет на бумаге, в аппликациях. Может быть, там цвет был задуман один, а в одеяле получился другой. Почему? Проанализируйте. Итак, открываем тетради – и за работу!
Через некоторое время многие девочки уже готовы, поднимают руки. Но надо ждать всех. И вот наконец одна за другой они зачитывают свои анализы. Становится ясно: они показывают, как применяли свои знания, полученные раньше, и даже на других уроках, скажем, на рисовании.
– Должна вам сказать, – шепчет мне на ухо коллега Гуриной, – что сегодня делать лоскутное одеяло в гармоничном цветовом сочетании очень и очень непросто. В магазинах мало выбора. Да и стоит ситец нынче недешево, а на одеяло требуется не меньше пяти метров. Кроме того, нужно купить еще синтепон или ватин. Поэтому самые лучшие, красивые вещи получаются у тех девочек, чьи мамы имеют достаточно богатый запас ситцевых тканей.
Пока я слушала эти объяснения, подошла очередь для анализа Виктории Куцан:
– Лоскутная композиция моего одеяла выполнена хроматическими цветами. Основной цвет – желтый. Но он лишь один из трех. Лоскутная композиция выполнена с помощью гармонии родственных цветов. Контрастность в ней отсутствует. Однако ткани различаются по интенсивности и насыщенности. Желтые и песочные оттенки относятся к теплым. И мне кажется, что мое одеяло похоже на солнышко.
Да уж, это совсем не просто: критиковать саму себя, свою «дорогую работу». Хотя и такие анализы тоже были: «Мне не удалось создать контрастность», «Цвета моих тканей одинаковые по интенсивности, что не совсем удачно. Насыщенность должна быть разной: бледное с темным», «К сожалению, мне не удалось достичь гармонии. Почему? Я знала, что близкие цвета действуют успокаивающе, однако слишком большая гармония выглядит монотонной».
Критиковать себя непросто. Но нормальный человек обязательно сомневается. И проверяет себя своей совестью. Лишь только тупой всегда сыт и доволен. Живое творчество, не порывая связи с сиюминутным, с быстротекущей реальностью, все равно не заслоняется никакими околичностями. Трудно делать эти одеяла: денег нет, тканей нет, мама сердится – «садись за уроки». Но юная душа не позволяет себе сделать плохо, старается изо всех сил.
Это и есть гарантия жизненной силы человека творящего, отвечающего за результаты своего труда. Именно эти качества и развивает в своих ученицах учитель Гурина. Увидеть, где недоработала, понять, как надо было, осознать ошибки и… научиться радоваться своему творению, похожему на солнышко, гордиться им!
К концу урока успела прибежать, отпросившись с работы, бывшая ученица Гуриной Мария Акимова. Она закончила факультет дизайна Ивановской текстильной академии. Машенька – потомственная швея: и дед, и мама были портными. С первого класса она вышивает. Меня обрадовали в ней две «вещи»: одухотворенное лицо, какие встречаются на полотнах древних мастеров, и две ее работы, что она прислала показать девочкам. Это платья из шифона. Описать их невозможно. Два таких нежных бежевых облака в цветочек и горошек.
В академии Мария тоже, как и на уроках Гуриной, сделала лоскутное одеяло. И когда к ним в гости приехал Вячеслав Зайцев (знаменитый кутюрье родом из Иванова, закончил эту же академию, шефствует над ней как художник), ему подарили Машенькино одеяло.
Ася Васильевна научила Марию на уроках технологии и многому другому. Например, варить яблочное варенье. Ученица так прямо мне и сказала: «Я до сих пор помню вкус того первого варенья, которое мы варили в пятом классе!» Гурина учила и принципиально другому: нельзя останавливаться на достигнутом, забывая о творчестве, нельзя жить без высоких душевных порывов, исканий, тревог и забот о других людях. Не останавливайся в своем развитии. Человеческое падение бежит быстрее смерти.
…Что есть жизнь? И зачем человек живет? Каково его предназначение на этой земле? Вот такие вопросы решает с детьми на своих уроках учитель технологии Ася Гурина. Учитель высшей категории. Вот такими она растит будущих текстильщиц.
А кто-то станет просто заботливой женой и мамой.
Прекрасно!
Комментарии