search
main
0

Фильм без ремейка. или В «Гладиаторе» не только юноши

Странное сочетание слов: «трудный подросток». Есть «трудное» общество и «трудные» родители, а подростки? «Дети группы риска», может, чуточку точней… Впрочем, и термином «трудные подростки» придется пользоваться, достаточно прочно он вошел в обиход.

Режиссер Кирилл Барышников посвятил свой новый документальный фильм «Пацаны 25 лет спустя» известной киноленте Динары Асановой. Она вышла на экраны в 1983 году (то есть 27 лет назад), в 1985-м Динара Асанова была удостоена за него Государственной премии СССР. К сожалению, посмертно… 18 марта в кинозале Центрального дома журналиста состоялась презентация фильма Кирилла Барышникова, в которой приняли участие, кроме самого режиссера, актриса Елена Цыплакова, работавшая с Динарой Асановой, и Сергей Федюкин, руководитель московского спортивного клуба «Гладиатор».

Фильм Динары Асановой и его герои выходили за рамки привычного стереотипа. По своим характерам, образу поведения они не походили на классические образцы социалистического реализма. На помощь им пришел Павел Антонов, или просто Паша, начальник летнего спортивно-трудового лагеря для трудных подростков, спортсмен, чуткий воспитатель, живущий по принципу «Сердце отдаю детям». Его роль блестяще воплотил на экране Валерий Приемыхов. Главным для Динары Асановой в этой игровой картине с элементами кинодокументалистики оставался внутренний мир героев, как верно заметила Елена Цыплакова: «Ей не нужны были «актеры показа», ей было нужно, чтобы люди жили на экране».

Задача нового документального фильма – «по возможности объективно посмотреть, в чем отличие трудного подростка последней четверти прошлого века по сравнению с его ровесником первых лет второго тысячелетия». Сегодня на помощь подросткам приходят такие же неисправимые энтузиасты, которые любят детей и верят в добро. Один из героев фильма «Пацаны 25 лет спустя» – именно такой воспитатель, как Паша, Сергей Александрович Федюкин. Его «Гладиатор» был создан на базе организованного тридцать с лишним лет назад клуба «Юный дзержинец» Черемушкинского района Москвы. После распада СССР воспитанниками «Гладиатора» стали главным образом трудные подростки. Сейчас «Гладиатор» – муниципальное учреждение, которое финансируется из бюджета Москвы, а также благодаря некоторой спонсорской поддержке. Свои лагеря, похожие на тот, которым руководил в «Пацанах» Павел Антонов, начали делать в 1988 году с помощью райкома комсомола. У Сергея Федюкина, как и у Павла Антонова, много общего. Иногда даже кажется, что вымышленный экранный образ перевоплотился в реального человека.

У «Пацанов» нет, как сейчас говорят, ремейка. Подобные фильмы появляются на свет раз и навсегда, хотя их проблематика неисчерпаема. Динара Асанова показала, как можно без идеологической показухи учить и воспитывать детей, прививая им лучшие человеческие и гражданские качества. В то же время ее фильм – спор о разных подходах к воспитанию.

– Их жизни надо учить, жизни, – говорит один из героев фильма Павлу Антонову. – Она и так трудная. Надо, чтобы они мужиками были. С силой воли. Могли за себя постоять, за девушку. А они… Сюсюканьем ты с ними занимаешься!

– Ты их все время учишь, – возражает Павел. – А их не надо учить, их надо любить.

– За что ж я их любить-то должен?

– Ну не люби ты их… Для начала не прячь шмотки в сейф.

– Останусь голым!

У Сергея Федюкина, как ни странно, гораздо больше единомышленников, чем у Паши. В основном это бывшие воспитанники «Гладиатора». Одна из его заслуг в том, что он удерживает вокруг себя коллектив единомышленников. Кто-то из подростков приходит в «Гладиатор» по доброй воле, кого-то направляют комиссии по делам несовершеннолетних. Распорядок дня в «гладиаторских» лагерях жестко регламентирован, в чем-то похож на армейский. Подъем, зарядка, завтрак, тренировки, обед, тихий час, занятия в спортивных секциях. И так до ужина. Вечером свободное время, разумеется, на территории лагеря.

В наше время среди юных правонарушителей все чаще встречаются девочки. У Паши Антонова была чисто «мужская» компания. В отличие от подростков советской эпохи, юные «гладиаторы» не помогают колхозам. Но, как и в фильме Динары Асановой, пацаны здесь тоже разбиты на отряды. В «Гладиаторе» работают не только тренеры-воспитатели, но и детский психолог, о котором Павел Антонов даже мечтать не мог. Психологические тренинги позволяют лучше разобраться в себе, в своем характере, в отношениях с товарищами, а главное – по-настоящему понять причину конфликтов. Самое удивительное, что эти занятия так же популярны, как кикбоксинг, ушу, волейбол и футбол.

На вопрос, чем отличаются подростки 1980-х от современных, Сергей Федюкин отвечает:

– У них разные трудности, разный фольклор, мифология. Сейчас – скинхедство. Когда-то мы считали, что «хуже пьянства зверя нет», потом появился клей «Момент»… Это особый специализированный разговор, но если в общем, то, например, в конце 1980-х завлечь ребенка в секцию бокса или кикбоксинга не составляло проблем. Когда-то мы открыли секцию в 1108-й школе в Ясеневе (у меня было в целом порядка 15 секций по району), в обыкновенном спортивном зале собирались свыше сотни человек, плюс человек пятьдесят висели гроздьями на шведских стенках. Им интересно было смотреть. Кстати, занятия единоборствами хорошо отучают от мордобоя. Сейчас завлечь сложнее. Как член комиссии по делам несовершеннолетних, я постоянно предлагаю: ходите. Многие не хотят.

– Чем объяснить это?

– Быть мужественным было круто. Вот такое детское слово. Круто заниматься спортом. Сейчас, когда обычные дети встречаются в лагере, они «фанатеют» от компьютерных игр. «А ты знаешь, в такой-то игре есть такой секретный ход, где можно взять какое-то супероружие или стать бессмертным». Приоритет этих знаний ценится куда больше. Чем-то регулярным вроде спорта заниматься не хотят. Хотят быть сильными, красивыми, но не желают ничего для этого делать. Они более пассивны. Благодаря кино и мультипликации укрепляется мысль о том, что насилие – это «прикольно», весело и здорово.

На вопрос о том, почему сейчас не появляются фильмы с той же проблематикой, что и «Пацаны», Кирилл Барышников отвечает, что среди основных причин – неумение современной киноиндустрии распознавать, выбирать и определять подобные кинопроекты. Нет целевых денег. Может быть, нет актеров такого масштаба, как Валерий Приемыхов, нет грамотного подхода продюсеров, сценаристов. Тем не менее государство должно финансировать такие киноленты.

В чем истоки насилия? В генах, в обществе, в семье, пусть внешне благополучной? В том, что воспитание отдано на откуп энтузиастам? Все это особый, долгий и сложный разговор… Однако в любом случае президент, у которого в стране банка алкогольного коктейля стоит дешевле, чем молоко, у которого в стране по государственному телеканалу – одно иностранное кино с мордобоем, у которого в стране не решаются проблемы с кадрами учителей и оплатой их труда, нет идеологии, может сколь угодно говорить о «духовно-нравственной культуре подрастающего поколения», а события в шелеховской школе №1 Иркутской области будут только повторяться. Чаще и чаще.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте