search
main
0

Филипок не шел, а бежал в школу Урок литературного чтения в первом классе

Минутки выразительного чтения.
1.1. Прочитайте произведение Е. Тараховской “Заяц”.
Читают вполголоса:
Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку.
И ужа, и ежа,
И чижа, и стрижа
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке.

Вопросы учителя ребятам:
О ком стихотворение?
Что можете сказать о зайце?
Прочитайте стихотворение так, чтобы все поняли, как боится зайчик. Для этого используйте мимику и жесты.

1.2. Чтение стихотворения учениками вслух (с инсценировкой).
Минутки выразительного чтения помогут нам в течение урока читать выразительно новое произведение.

Работа над новым материалом

Сегодня на уроке будем читать произведение великого русского писателя. А кого, вы узнаете из рассказа-загадки.
(Рассказ – загадку читает ученица).
Годы жизни писателя 1828-1910. Он был озабочен просвещением народа, образованием крестьянских детей, написал 629 произведений для детей. Известны различные жанры, в которых писатель сочинял произведения для детей: рассказ, быль, очерк, сказка, басня, пословица, загадка.
О каком писателе идет речь?
(Речь идет о Л.Н. Толстом).
А что мы будем читать?
Давайте разгадаем кроссворд. А для этого вспомним произведения Л.Н. Толстого, которые мы читали.

(На доске или листе ватмана составляется простой кроссворд из четырех горизонтальных четырехугольников, разбитых на квадратики и расположенных со смещением так, что совмещаются третья буква первого слова с седьмой буквой второго, с первой – третьего и четвертой – четвертого. Эти четыре буквы обведены вертикальной рамочкой с ячейками, в которых должно получиться искомое слово).

2.1. Вопросы кроссворда:
1) Все вы знаете, что Л.Н. Толстой открыл для крестьянских детей бесплатную школу. Для того чтобы детям легче было учиться, он написал учебную книгу. Как она называется? (Азбука.)
2) Какое интересное произведение мы читали, в котором говорится о добром сердце девочки Маши? (“Подкидыш”).
Учитель показывает книгу.
3) К какой басне Л.Н. Толстого подходит пословица “Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят”. (“Лгун”).
4) В каком произведении говорится о верном друге человека – собаке? (“Булька”).
Какое слово получилось в итоге? (Быль.)
Что такое быль?
Учитель показывает толковый словарь С.И. Ожегова, и дети зачитывают значение слова “быль”.
Быль – рассказ о действительном происшествии в отличие от небылицы.
Сегодня мы читаем быль Л.Н. Толстого “Филипок”.

Цели урока:
Работа по содержанию произведения Л.Н. Толстого “Филипок”.
3.1. Чтение произведения учителем и подготовленными учениками.
Что вы можете сказать об этой были?
3.2. Словарная работа:
поденная – работа с оплатой по отработанным дням;
слободка – пригород;
сенцы – помещение между жилой частью дома и крыльцом;
полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды;
бедовый – шустрый, смелый.

3.3. Послушайте вопрос:
Каков же Филипок? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем это произведение:
1) чтение первой части “цепочкой”: Филипок хотел идти в школу, просился, просился у матери, чтобы она отдала его учиться.
А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе.)
Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делает молча, никому не говоря.)
2) чтение второй части “цепочкой”:
Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село.)
Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А еще лают собаки, когда бежишь.)
Филипок не шел, а бежал в школу – вот что важно! Да еще он был в отцовской старой шапке, в шубе. Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки? А почему он не вернулся, хотя и было страшно? Найдите в тексте выражения, которые изображают, что происходило с Филипком.
3) чтение третьей части про себя. Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают из книги.)
4) чтение четвертой и пятой частей: Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить.)
Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? (“Я бедовый…”)
Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий. Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что он сможет учиться.)
Так каков же Филипок? (Филипок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер – он может добиться своей цели.)
Какая у него цель? (Хорошая, благородная.) Мог ли писатель дать другое название рассказу? (В названии большой смысл.)
Что же больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка.)

Инсценировка
Дети инсценируют пятую часть произведения Л.Н. Толстого “Филипок”.

Итог урока. Домашнее задание.
Какое бы домашнее задание выполнили вы? (Чтение по ролям, картинный план.)

Г.П. УЛЬЯНОВА,
учитель начальных классов
г. Глазов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте