search
main
0

ФГТ и ФГОС: решение проблемы преемственности

​Центральный округ Москвы можно было бы назвать еще и округом победителей: ежегодно на профессиональных городских конкурсах его учителя и воспитатели неизменно лидируют. В этом году педагог года и учитель года Москвы-2012 Вита Кириченко стала еще и учителем года России, а Любовь Меньщикова одержала победу в конкурсе «Воспитатель года Москвы». В чем секрет успешной работы округа? Кроме всего прочего, в том, что успешно работает окружной методический центр во главе с Марианной Лебедевой – талантливым «тренером» победителей, который очень серьезно и вдумчиво заботится о содержании школьного и дошкольного образования, о преемственности двух ступеней системы столичного образования.

Необходимость преемственности отдельных ступеней системы отечественного образования – проблема давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе совершенствования образования. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения (в частности, с появлением в нашей стране различных моделей обучения, особенно на ступенях дошкольного обучения и в начальной школе) стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования. В большинстве словарей «преемственность» трактуется как «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию». Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для современной школы – это конституция школьной жизни, а для детского сада таким документом стали федеральные государственные требования (ФГТ). Это минимальные требования к качеству образовательных услуг, а самое важное – к условиям реализации образовательной программы. Мы провели анализ текстов этих документов и определили, что ключевые слова в них – деятельность, развитие, формирование, воспитание.В образовании непрерывный процесс обучения и воспитания имеет общие и специфические цели для каждого возрастного периода, но при этом переход от одного к другому должен быть последовательным, с постепенным изменением содержания, форм и технологий. Анализ образовательных областей ФГТ и ФГОС НОО выявил содержательную преемственность, которую можно выразить так:Только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности – игра – как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности. Введение ФГТ и ФГОС НОО стало знаковым моментом в обеспечении преемственности, целостности и непрерывности образовательной среды в российском образовании. В них установлены требования и нормы для составления основной образовательной программы каждой из этих ступеней, даны ориентиры для определения содержания и планируемых результатов освоения программы, даны определения условий, при которых эти программы будут реализованы качественнее. Принятие и утверждение ФГТ и ФГОС НОО создали нормативную основу преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах: дошкольное образовательное учреждение – начальная школа. Многие из планируемых результатов программы дошкольного образования продолжают формировать и в период обучения в начальной школе. Замечено, что портреты выпускника ДОУ и выпускника начальной школы во многом схожи, но результаты обучения в начальной школе предполагают качественно новый уровень развития компетенций, сформированных в детском саду. Требования к результатам освоения образовательных программ в текстах ФГТ И ФГОС НОО во многом согласованы. Освоение образовательных областей в детском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе. Предполагается, что 20% образовательной программы дошкольного образования формируется всеми участниками образовательного процесса исходя из потребностей детей и родителей. Такая же возможность утверждена стандартом для начальной школы. Еще один показатель преемственности – обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения всех детей. В стандарте прописаны также и требования к личностным и метапредметным результатам, основы которых заложены в «портрете выпускника ДОУ». В свете введения ФГТ и ФГОС приобретает особое значение формирование универсальных учебных действий в школе и в ДОУ. Развитие универсальных учебных действий на этапе дошкольной подготовки – гарантия успешной адаптации и обучения в начальной школе. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать формирование умения учиться как ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Известно, что на ступени дошкольного, а точнее, предшкольного образования выражение личностной готовности к школе – сформированность «внутренней позиции школьника» и готовности ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей развитие высокой учебно-познавательной мотивации. Безусловно, на этапе подготовки ребенка к школе важно создавать условия для принятия и осмысления нового социального статуса ученика. Ролевые игры «ученик-учитель», экскурсии в школу, совместные мероприятия дошкольников с младшими школьниками способствуют развитию школьной мотивации, высокому уровню адаптации к школе. В старшем дошкольном возрасте начинает складываться самооценка – обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе. В первом классе задача учителя – поддержать и развить способность ребенка к самооценке. Очень часто учителя первых классов либо не ставят никаких баллов ученикам, отмечают только положительный результат, либо оценивают учащихся, не знакомя их с критериями, не предлагая согласовать отметки. И в том и в другом случае у детей не формируется навык самооценивания, не формируется адекватная самооценка. Источниками формирования самооценки выступают опыт деятельности ребенка, степень его успешности и опыт общения и взаимодействия с другими людьми. Так, в старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра – важнейшая форма познания мира, отношений взрослых и социальных ролей, норм поведения, принятых в сообществе. Игра остается основной формой проведения занятий в первом классе на протяжении всего адаптационного периода.Важное изменение в социальной ситуации развития ребенка при переходе из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу связано с изменением коммуникативной среды взаимодействия. К моменту поступления в школу ребенок обычно уже обладает коммуникативными и речевыми компетенциями. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороны готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Занятия в школе предполагают постоянное взаимодействие со сверстниками и разными учителями. К концу дошкольного периода заканчивается формирование произвольности поведения, что можно считать предпосылкой для формирования регулятивных учебных действий. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Отсутствие системы по развитию универсальных учебных действий в дошкольном учреждении находит отражение в известных проблемах школьного обучения: школьная неуспешность, несформированность школьной мотивации, низкая познавательная активность, отсутствие инициативы, трудности школьной адаптации. Светлана САБЕЛЬНИКОВА, заместитель директора методического центра Центрального окружного управления образования Департамента образования Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте