Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

ФГТ и ФГОС: решение проблемы преемственности

УГ - Москва, №47 от 20 ноября 2012. Читать номер
Автор:

​Центральный округ Москвы можно было бы назвать еще и округом победителей: ежегодно на профессиональных городских конкурсах его учителя и воспитатели неизменно лидируют. В этом году педагог года и учитель года Москвы-2012 Вита Кириченко стала еще и учителем года России, а Любовь Меньщикова одержала победу в конкурсе «Воспитатель года Москвы». В чем секрет успешной работы округа? Кроме всего прочего, в том, что успешно работает окружной методический центр во главе с Марианной Лебедевой – талантливым «тренером» победителей, который очень серьезно и вдумчиво заботится о содержании школьного и дошкольного образования, о преемственности двух ступеней системы столичного образования.

Необходимость преемственности отдельных ступеней системы отечественного образования – проблема давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе совершенствования образования. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения (в частности, с появлением в нашей стране различных моделей обучения, особенно на ступенях дошкольного обучения и в начальной школе) стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования. В большинстве словарей «преемственность» трактуется как «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию». Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для современной школы – это конституция школьной жизни, а для детского сада таким документом стали федеральные государственные требования (ФГТ). Это минимальные требования к качеству образовательных услуг, а самое важное – к условиям реализации образовательной программы. Мы провели анализ текстов этих документов и определили, что ключевые слова в них – деятельность, развитие, формирование, воспитание.В образовании непрерывный процесс обучения и воспитания имеет общие и специфические цели для каждого возрастного периода, но при этом переход от одного к другому должен быть последовательным, с постепенным изменением содержания, форм и технологий. Анализ образовательных областей ФГТ и ФГОС НОО выявил содержательную преемственность, которую можно выразить так:Только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности – игра – как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности. Введение ФГТ и ФГОС НОО стало знаковым моментом в обеспечении преемственности, целостности и непрерывности образовательной среды в российском образовании. В них установлены требования и нормы для составления основной образовательной программы каждой из этих ступеней, даны ориентиры для определения содержания и планируемых результатов освоения программы, даны определения условий, при которых эти программы будут реализованы качественнее. Принятие и утверждение ФГТ и ФГОС НОО создали нормативную основу преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах: дошкольное образовательное учреждение – начальная школа. Многие из планируемых результатов программы дошкольного образования продолжают формировать и в период обучения в начальной школе. Замечено, что портреты выпускника ДОУ и выпускника начальной школы во многом схожи, но результаты обучения в начальной школе предполагают качественно новый уровень развития компетенций, сформированных в детском саду. Требования к результатам освоения образовательных программ в текстах ФГТ И ФГОС НОО во многом согласованы. Освоение образовательных областей в детском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе. Предполагается, что 20% образовательной программы дошкольного образования формируется всеми участниками образовательного процесса исходя из потребностей детей и родителей. Такая же возможность утверждена стандартом для начальной школы. Еще один показатель преемственности – обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения всех детей. В стандарте прописаны также и требования к личностным и метапредметным результатам, основы которых заложены в «портрете выпускника ДОУ». В свете введения ФГТ и ФГОС приобретает особое значение формирование универсальных учебных действий в школе и в ДОУ. Развитие универсальных учебных действий на этапе дошкольной подготовки – гарантия успешной адаптации и обучения в начальной школе. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать формирование умения учиться как ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Известно, что на ступени дошкольного, а точнее, предшкольного образования выражение личностной готовности к школе – сформированность «внутренней позиции школьника» и готовности ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей развитие высокой учебно-познавательной мотивации. Безусловно, на этапе подготовки ребенка к школе важно создавать условия для принятия и осмысления нового социального статуса ученика. Ролевые игры «ученик-учитель», экскурсии в школу, совместные мероприятия дошкольников с младшими школьниками способствуют развитию школьной мотивации, высокому уровню адаптации к школе. В старшем дошкольном возрасте начинает складываться самооценка – обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе. В первом классе задача учителя – поддержать и развить способность ребенка к самооценке. Очень часто учителя первых классов либо не ставят никаких баллов ученикам, отмечают только положительный результат, либо оценивают учащихся, не знакомя их с критериями, не предлагая согласовать отметки. И в том и в другом случае у детей не формируется навык самооценивания, не формируется адекватная самооценка. Источниками формирования самооценки выступают опыт деятельности ребенка, степень его успешности и опыт общения и взаимодействия с другими людьми. Так, в старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра – важнейшая форма познания мира, отношений взрослых и социальных ролей, норм поведения, принятых в сообществе. Игра остается основной формой проведения занятий в первом классе на протяжении всего адаптационного периода.Важное изменение в социальной ситуации развития ребенка при переходе из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу связано с изменением коммуникативной среды взаимодействия. К моменту поступления в школу ребенок обычно уже обладает коммуникативными и речевыми компетенциями. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороны готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Занятия в школе предполагают постоянное взаимодействие со сверстниками и разными учителями. К концу дошкольного периода заканчивается формирование произвольности поведения, что можно считать предпосылкой для формирования регулятивных учебных действий. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Отсутствие системы по развитию универсальных учебных действий в дошкольном учреждении находит отражение в известных проблемах школьного обучения: школьная неуспешность, несформированность школьной мотивации, низкая познавательная активность, отсутствие инициативы, трудности школьной адаптации. Светлана САБЕЛЬНИКОВА, заместитель директора методического центра Центрального окружного управления образования Департамента образования Москвы


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту