Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

ФГОС предъявляет революционные требования к результатам

УГ - Москва, №33 от 14 августа 2012. Читать номер
Автор:

Москва сегодня представляет собой уникальный для всего мирового образования регион, где благодаря принятым на федеральном уровне решениям, поддержке Правительства Москвы и стратегии Департамента образования идет системная трансформация начального образования. В чем результаты этой трансформации, что происходит с образовательным процессом?

Разговор о ФГОС часто начинается со слов о деятельностной парадигме. При этом часто можно услышать от учителей, которые только входят в новую волну работы: «Что же тут нового? У нас дети на уроке всегда что-нибудь делают – они слушают, они пишут, читают. Это деятельность очень важная, интересная». С другой стороны, есть сформировавшееся в советской образовательной психологии на основе культурно-исторического подхода специальное понятие «учебная деятельность», тоже для нас важное, связанное с универсальными учебными действиями. Мы же говорим о том, что требуется формировать образовательные ситуации продуктивной, социально значимой деятельности, где детскими руками в результате обсуждений, экспериментов и исследований учащимися cоздаются самостоятельные творческие произведения – интересные, эстетически ценные и законченные продукты. Дети представляют их друг другу, учителям, родителям. Такое произведение можно изучать, к нему можно возвращаться, его можно развивать, совершенствовать, учитывая комментарии товарищей, советы учителя, предложения родителей. Для такого рода деятельности нужны инструменты, адекватные основным направлениям преобразований, заложенным в стандарте, а также позволяющие маленькому человеку не только создать нечто важное и интересное для него и других, но и сохранить созданное, будь то город из ЛЕГО или устный рассказ о путешествии, предмет рукотворной деятельности, исполненное музыкальное произведение или ход рассуждений, приведший к решению сложной задачи. Эти инструменты должны также учитывать психофизиологические особенности возраста, с которым мы имеем дело. Для первоклассников они должны позволять продолжать дошкольные виды деятельности: игровую, художественную, музыкальную, конструирование, исследование окружающего мира и закреплять успешность ребенка в них. В такой ситуации, опираясь на знакомые ребенку инструменты и ситуации, мы на их основе выращиваем произвольность и универсальные учебные действия.

Представители других регионов часто спрашивают, почему в московском образовании такое большое внимание уделяется информационным технологиям. Прежде всего потому, что именно они инструмент, позволяющий эффективно и органично формировать универсальные учебные действия. Как же мы эти инструменты используем и какие виды деятельности при этом возникают? Именно возникают, а в каких-то случаях радикально меняются в соответствии с анализом, данным когда-то Л.Выготским, на который указывают А.Ас-молов и А.Семенов.

Мы видим во ФГОС революционные (если их воспринимать серьезно) требования к результатам, связанные с надпредметными компетентнос-тями, с формированием универсальных учебных действий, причем в каждой предметной области. Достижение этих требований стало реальностью в московской школе в рамках введения ФГОС благодаря факторам, где главными стали подготовка учителей и новые ИКТ. Мы начинаем реализацию ФГОС с того, что учим учителя прежде всего владеть всеми этими инструментами и видами деятельности, которые использует ребенок. Принципиально важно, что учителя учат другие учителя, у которых есть десятилетний опыт работы в экспериментальных площадках, где и формировались подходы ФГОС. К ним по ходу реализации в массовой школе ФГОС присоединяются все новые учителя, у которых сформировались правильные модели работы. Успешные образовательные практики такие учителя транслируют другим, включившись в городскую систему повышения квалификации в качестве тьюторов. Так формируется саморазвивающееся образовательное сообщество. Одним из инструментов поддержки сообщества московских учителей начальной школы стала информационная среда московского образования (http// nachalka.seminfo.ru), которая позволяет учителям выкладывать планирование своих курсов, поурочные материалы к ним, формировать портфолио работ учащихся, организовывать взаимодействие друг с другом, с тьюторами и методистами, представлять свои удачные проекты, консультировать

друг друга.

Один из основных революционных шагов, сделанных стандартом, – это введение в начальную школу новой технологии письма. Клавиатурное письмо радикально меняет (по Выготскому) интеллектуальную технологию письма, в частности делает реальной метапредметную модель совершенствования своего произведения. Улучшение после рекомендаций учителя или собственного чтения идет так, как это происходит у взрослого. Для освоения клавиатурного письма мы используем специальные инструменты, компьютерные среды, созданные нами и выложенные в информационной среде московского образования, – клавиатурные тренажеры, а также специальные редакторы, реализующие модели рисуночного, образного письма, письма звуковыми образами, цельными словами, прослушивания написанного. Мы видим, что, работая с клавиатурой всего лишь дважды в неделю по 10 минут, в конце первого класса дети создают объемные тексты, редактируют их, совершенствуют. Делают это они в два-три раза быстрее, чем пишут тексты рукой. Это количественное различие приводит к качественному скачку – дети действительно пишут лучше, формируя свою коммуникативную компетентность, а это качественно новый предметный и метапредметный результат.

Клавиатура не отменяет каллиграфию. Меняются акцент, приоритеты использования того или иного инструмента, прежде всего потому что они меняются во взрослой жизни. Но счастливым образом – эти изменения нам нужны и в школе – они задаются ФГОС. С первых же дней в классе дети начинают, работая с клавиатурой, создавать свои первые записные книжки с фотографиями, адресами и телефонами своих друзей, одноклассников и родственников, они создают иллюстрированные сборники своих сказок, рассказов, стихов. Все их работы размещаются в информационной среде, с другой стороны, в конце каждого проекта возникает конкретная вещь -книжка, журнал, дневник, – которая распространяется среди всех, кому это интересно, прежде всего родителей и одноклассников. Возникают первые энциклопедии, созданные самими учащимися. За счет возможности легко и быстро изменить свой текст к лучшему ребенок мотивируется к созданию более совершенных текстов и осваивает письменную речь.

Универсальной средой, давно апробированной в московском образовании, но приобретшей совершенно новую актуальность и важность в связи с введением ФГОС, стало ПервоЛого. Этот программный продукт есть во всех школах города. В нем дети создают свои комплексные мультимедийные произведения, добавляя к текстам видео- и фотоиллюстрации, изучая простейший язык программирования, который, будучи одним из инструментов этой среды, позволяет учащимся, управляя объектами на экране, создавать анимации и мультипликации на уроках литературного чтения, русского языка, материальных технологий, окружающего мира. Все работы складываются в индивидуальные портфолио учащихся.

По-новому ставятся задачи и в области освоения материальных технологий. И здесь также важны и потребность общества, и достижения современных образовательных технологий. Особенно важно тут создать образовательную среду, насыщенную адекватными инструментами деятельности учащихся. Поэтому в наших школах появляются и миниатюрные модульные станки для деревообработки, которые может собрать сам учащийся начальной школы, заодно поняв, как каждый такой станок устроен, и гончарные круги, которые помогают работать с пластическим материалом. Мы продолжаем линию использования конструкторов для освоения основ механического конструирования, введения в электричество, пневматику и начала робототехники. Все эти инструменты используются для проектной деятельности, интегрируя то, что делает ребенок на уроках изобразительного искусства и материальных технологий, с тем, что он делает на уроках литературного чтения, иностранного языка, уроках окружающего мира.

Свои аппликации, модели, собранные в конструкторе, пластилиновые, из соленого теста и бисерные фигурки ребенок фотографирует, размещает в среде ПервоЛого, с помощью простейшего языка визуального программирования управляет всеми объектами уже в виртуальном пространстве, возникают анимации и мультфильмы, озвученные одним ребенком или группой учащихся, иллюстрирующие собственные сочинения или литературные произведения, которые изучаются на уроках чтения или иностранного языка. В классах образуются сценические и съемочные площадки. У каждого ребенка есть доступ к компьютеру для индивидуальной работы, одновременно идет активная деятельность в «съемочных группах», в группах «сценаристов».

Мы занимаемся математикой и информатикой (курс «Математика и информатика» А.Л.Семенова, Т.А.Рудченко), погружаясь в среду решения задач, осознания и проектирования алгоритмов и игровых стратегий, что дает важные мета-предметные результаты. Среда «Живая математика» делает геометрию не только доказательной областью, но и экспериментальной уже для начальной школы. Достаточно новый для московских школ программный продукт – Мат-Решка – это среда формирования индивидуальных траекторий каждого ребенка в математике. Система предлагает учащемуся решать математические задачи, определяя при этом его зону ближайшего развития и предлагая в ней все более сложные, но доступные данному ребенку задачи. Мат-Решка быстро стала популярной и среди детей, и среди учителей. Для учителя, в частности, она автоматически собирает данные по зоне ближайшего развития ребенка, групп детей, всего класса, дает возможность увидеть прогресс от урока к уроку, по неделям, четвертям, итогам года, сравнить текущее состояние ребенка или класса с тем, что происходит в других школах. Учитель, сам ребенок, родитель видят, что удалось освоить и какие возникли трудности.

До введения ФГОС в большинстве школ работа по окружающему миру на 90% состояла из чтения и пересказа учебника, деятельностная педагогика здесь была редким исключением. Сегодня это уже не так. И здесь у нас есть внешний стимул в лице Курчатовского института (конвергентное образование) и наработки таких наших учителей, как С.Ловягин. С первых дней в школе детям выдают инструменты для фиксации того, что они наблюдают. Первоклассники производят измерения с помощью компактных цифровых лабораторий, в которых все измерительные приборы вмонтированы в небольшой корпус с дисплеем, видят и отмечают свое местоположение на цифровых картах, выходя на прогулки, посещая зоопарки и другие места, собирают данные о состоянии воздуха, зашумленности улиц, загрязненности почвы, передают эти данные по беспроводному каналу на свои компьютеры. В компьютере можно прокомментировать свои наблюдения, создать рассказ о том, что ты увидел и зафиксировал с помощью видеокамеры и цифровых приборов или микроскопа.

Фиксация на видео хода, плана работы, этапов работы и потом рефлексия – рассказ о том, как я чему-то научился, как я учился и научился решать задачу, или лепить из пластилина, или конструировать мосты и механизмы, тоже часть образовательного процесса. Каждый ребенок размещает в информационной среде такое сочинение, такой видеорассказ о том, что происходит на уроке окружающего мира и материальных технологий. И все, что дети делают, они потом объясняют и рассказывают друг другу, напоминают себе, поскольку все это выложено в информационной среде, то это могут услышать и увидеть родители.

Такая работа с речью ребенка была раньше невозможна. Учитель начальной школы хорошо знает, что в традиционном классе те дети, которые «хорошо говорят» (встают и говорят), те дети, которые «плохо говорят», в большинстве своем так и остаются с тем уровнем речевого развития, с которым они пришли из дошкольного детства, отстают все больше и больше.

Если говорить о следующих революционных шагах в направлении реализации стандарта, то их нам предстоит сделать в образовательной области «Искусство». Требования к результатам обучения в образовательной области «Искусство», в частности в музыке, предполагают, что ребенок к концу начальной школы должен получить опыт исполнения, сочинительства, аранжировки музыкальных произведений, то есть опыт деятельности с музыкой, деятельности по самостоятельному созданию музыки, в том числе с применением традиционных музыкальных инструментов и цифровых технологий. Мы уже начали эту работу – в этом году провели проектный семинар в одном из образовательных учреждений, где эта работа идет уже много лет и очень успешно. Учителя этой школы уже набирают группы учителей музыки в Московском институте открытого образования. Теперь мы планируем широкое развертывание этой работы, как и в других направлениях, опираясь на опыт школ, где соответствующие педагогические решения прошли многолетнюю апробацию, где сложились компетентные коллективы, которые могут создать необходимые для работы со всем городом стажировочные площадки.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту