Москва сегодня представляет собой уникальный для всего мирового образования регион, где благодаря принятым на федеральном уровне решениям, поддержке Правительства Москвы и стратегии Департамента образования идет системная трансформация начального образования. В чем результаты этой трансформации, что происходит с образовательным процессом?
Разговор о ФГОС часто начинается со слов о деятельностной парадигме. При этом часто можно услышать от учителей, которые только входят в новую волну работы: «Что же тут нового? У нас дети на уроке всегда что-нибудь делают – они слушают, они пишут, читают. Это деятельность очень важная, интересная». С другой стороны, есть сформировавшееся в советской образовательной психологии на основе культурно-исторического подхода специальное понятие «учебная деятельность», тоже для нас важное, связанное с универсальными учебными действиями. Мы же говорим о том, что требуется формировать образовательные ситуации продуктивной, социально значимой деятельности, где детскими руками в результате обсуждений, экспериментов и исследований учащимися cоздаются самостоятельные творческие произведения – интересные, эстетически ценные и законченные продукты. Дети представляют их друг другу, учителям, родителям. Такое произведение можно изучать, к нему можно возвращаться, его можно развивать, совершенствовать, учитывая комментарии товарищей, советы учителя, предложения родителей. Для такого рода деятельности нужны инструменты, адекватные основным направлениям преобразований, заложенным в стандарте, а также позволяющие маленькому человеку не только создать нечто важное и интересное для него и других, но и сохранить созданное, будь то город из ЛЕГО или устный рассказ о путешествии, предмет рукотворной деятельности, исполненное музыкальное произведение или ход рассуждений, приведший к решению сложной задачи. Эти инструменты должны также учитывать психофизиологические особенности возраста, с которым мы имеем дело. Для первоклассников они должны позволять продолжать дошкольные виды деятельности: игровую, художественную, музыкальную, конструирование, исследование окружающего мира и закреплять успешность ребенка в них. В такой ситуации, опираясь на знакомые ребенку инструменты и ситуации, мы на их основе выращиваем произвольность и универсальные учебные действия.
Представители других регионов часто спрашивают, почему в московском образовании такое большое внимание уделяется информационным технологиям. Прежде всего потому, что именно они инструмент, позволяющий эффективно и органично формировать универсальные учебные действия. Как же мы эти инструменты используем и какие виды деятельности при этом возникают? Именно возникают, а в каких-то случаях радикально меняются в соответствии с анализом, данным когда-то Л.Выготским, на который указывают А.Ас-молов и А.Семенов.
Мы видим во ФГОС революционные (если их воспринимать серьезно) требования к результатам, связанные с надпредметными компетентнос-тями, с формированием универсальных учебных действий, причем в каждой предметной области. Достижение этих требований стало реальностью в московской школе в рамках введения ФГОС благодаря факторам, где главными стали подготовка учителей и новые ИКТ. Мы начинаем реализацию ФГОС с того, что учим учителя прежде всего владеть всеми этими инструментами и видами деятельности, которые использует ребенок. Принципиально важно, что учителя учат другие учителя, у которых есть десятилетний опыт работы в экспериментальных площадках, где и формировались подходы ФГОС. К ним по ходу реализации в массовой школе ФГОС присоединяются все новые учителя, у которых сформировались правильные модели работы. Успешные образовательные практики такие учителя транслируют другим, включившись в городскую систему повышения квалификации в качестве тьюторов. Так формируется саморазвивающееся образовательное сообщество. Одним из инструментов поддержки сообщества московских учителей начальной школы стала информационная среда московского образования (http// nachalka.seminfo.ru), которая позволяет учителям выкладывать планирование своих курсов, поурочные материалы к ним, формировать портфолио работ учащихся, организовывать взаимодействие друг с другом, с тьюторами и методистами, представлять свои удачные проекты, консультировать
друг друга.
Один из основных революционных шагов, сделанных стандартом, – это введение в начальную школу новой технологии письма. Клавиатурное письмо радикально меняет (по Выготскому) интеллектуальную технологию письма, в частности делает реальной метапредметную модель совершенствования своего произведения. Улучшение после рекомендаций учителя или собственного чтения идет так, как это происходит у взрослого. Для освоения клавиатурного письма мы используем специальные инструменты, компьютерные среды, созданные нами и выложенные в информационной среде московского образования, – клавиатурные тренажеры, а также специальные редакторы, реализующие модели рисуночного, образного письма, письма звуковыми образами, цельными словами, прослушивания написанного. Мы видим, что, работая с клавиатурой всего лишь дважды в неделю по 10 минут, в конце первого класса дети создают объемные тексты, редактируют их, совершенствуют. Делают это они в два-три раза быстрее, чем пишут тексты рукой. Это количественное различие приводит к качественному скачку – дети действительно пишут лучше, формируя свою коммуникативную компетентность, а это качественно новый предметный и метапредметный результат.
Клавиатура не отменяет каллиграфию. Меняются акцент, приоритеты использования того или иного инструмента, прежде всего потому что они меняются во взрослой жизни. Но счастливым образом – эти изменения нам нужны и в школе – они задаются ФГОС. С первых же дней в классе дети начинают, работая с клавиатурой, создавать свои первые записные книжки с фотографиями, адресами и телефонами своих друзей, одноклассников и родственников, они создают иллюстрированные сборники своих сказок, рассказов, стихов. Все их работы размещаются в информационной среде, с другой стороны, в конце каждого проекта возникает конкретная вещь -книжка, журнал, дневник, – которая распространяется среди всех, кому это интересно, прежде всего родителей и одноклассников. Возникают первые энциклопедии, созданные самими учащимися. За счет возможности легко и быстро изменить свой текст к лучшему ребенок мотивируется к созданию более совершенных текстов и осваивает письменную речь.
Универсальной средой, давно апробированной в московском образовании, но приобретшей совершенно новую актуальность и важность в связи с введением ФГОС, стало ПервоЛого. Этот программный продукт есть во всех школах города. В нем дети создают свои комплексные мультимедийные произведения, добавляя к текстам видео- и фотоиллюстрации, изучая простейший язык программирования, который, будучи одним из инструментов этой среды, позволяет учащимся, управляя объектами на экране, создавать анимации и мультипликации на уроках литературного чтения, русского языка, материальных технологий, окружающего мира. Все работы складываются в индивидуальные портфолио учащихся.
По-новому ставятся задачи и в области освоения материальных технологий. И здесь также важны и потребность общества, и достижения современных образовательных технологий. Особенно важно тут создать образовательную среду, насыщенную адекватными инструментами деятельности учащихся. Поэтому в наших школах появляются и миниатюрные модульные станки для деревообработки, которые может собрать сам учащийся начальной школы, заодно поняв, как каждый такой станок устроен, и гончарные круги, которые помогают работать с пластическим материалом. Мы продолжаем линию использования конструкторов для освоения основ механического конструирования, введения в электричество, пневматику и начала робототехники. Все эти инструменты используются для проектной деятельности, интегрируя то, что делает ребенок на уроках изобразительного искусства и материальных технологий, с тем, что он делает на уроках литературного чтения, иностранного языка, уроках окружающего мира.
Свои аппликации, модели, собранные в конструкторе, пластилиновые, из соленого теста и бисерные фигурки ребенок фотографирует, размещает в среде ПервоЛого, с помощью простейшего языка визуального программирования управляет всеми объектами уже в виртуальном пространстве, возникают анимации и мультфильмы, озвученные одним ребенком или группой учащихся, иллюстрирующие собственные сочинения или литературные произведения, которые изучаются на уроках чтения или иностранного языка. В классах образуются сценические и съемочные площадки. У каждого ребенка есть доступ к компьютеру для индивидуальной работы, одновременно идет активная деятельность в «съемочных группах», в группах «сценаристов».
Мы занимаемся математикой и информатикой (курс «Математика и информатика» А.Л.Семенова, Т.А.Рудченко), погружаясь в среду решения задач, осознания и проектирования алгоритмов и игровых стратегий, что дает важные мета-предметные результаты. Среда «Живая математика» делает геометрию не только доказательной областью, но и экспериментальной уже для начальной школы. Достаточно новый для московских школ программный продукт – Мат-Решка – это среда формирования индивидуальных траекторий каждого ребенка в математике. Система предлагает учащемуся решать математические задачи, определяя при этом его зону ближайшего развития и предлагая в ней все более сложные, но доступные данному ребенку задачи. Мат-Решка быстро стала популярной и среди детей, и среди учителей. Для учителя, в частности, она автоматически собирает данные по зоне ближайшего развития ребенка, групп детей, всего класса, дает возможность увидеть прогресс от урока к уроку, по неделям, четвертям, итогам года, сравнить текущее состояние ребенка или класса с тем, что происходит в других школах. Учитель, сам ребенок, родитель видят, что удалось освоить и какие возникли трудности.
До введения ФГОС в большинстве школ работа по окружающему миру на 90% состояла из чтения и пересказа учебника, деятельностная педагогика здесь была редким исключением. Сегодня это уже не так. И здесь у нас есть внешний стимул в лице Курчатовского института (конвергентное образование) и наработки таких наших учителей, как С.Ловягин. С первых дней в школе детям выдают инструменты для фиксации того, что они наблюдают. Первоклассники производят измерения с помощью компактных цифровых лабораторий, в которых все измерительные приборы вмонтированы в небольшой корпус с дисплеем, видят и отмечают свое местоположение на цифровых картах, выходя на прогулки, посещая зоопарки и другие места, собирают данные о состоянии воздуха, зашумленности улиц, загрязненности почвы, передают эти данные по беспроводному каналу на свои компьютеры. В компьютере можно прокомментировать свои наблюдения, создать рассказ о том, что ты увидел и зафиксировал с помощью видеокамеры и цифровых приборов или микроскопа.
Фиксация на видео хода, плана работы, этапов работы и потом рефлексия – рассказ о том, как я чему-то научился, как я учился и научился решать задачу, или лепить из пластилина, или конструировать мосты и механизмы, тоже часть образовательного процесса. Каждый ребенок размещает в информационной среде такое сочинение, такой видеорассказ о том, что происходит на уроке окружающего мира и материальных технологий. И все, что дети делают, они потом объясняют и рассказывают друг другу, напоминают себе, поскольку все это выложено в информационной среде, то это могут услышать и увидеть родители.
Такая работа с речью ребенка была раньше невозможна. Учитель начальной школы хорошо знает, что в традиционном классе те дети, которые «хорошо говорят» (встают и говорят), те дети, которые «плохо говорят», в большинстве своем так и остаются с тем уровнем речевого развития, с которым они пришли из дошкольного детства, отстают все больше и больше.
Если говорить о следующих революционных шагах в направлении реализации стандарта, то их нам предстоит сделать в образовательной области «Искусство». Требования к результатам обучения в образовательной области «Искусство», в частности в музыке, предполагают, что ребенок к концу начальной школы должен получить опыт исполнения, сочинительства, аранжировки музыкальных произведений, то есть опыт деятельности с музыкой, деятельности по самостоятельному созданию музыки, в том числе с применением традиционных музыкальных инструментов и цифровых технологий. Мы уже начали эту работу – в этом году провели проектный семинар в одном из образовательных учреждений, где эта работа идет уже много лет и очень успешно. Учителя этой школы уже набирают группы учителей музыки в Московском институте открытого образования. Теперь мы планируем широкое развертывание этой работы, как и в других направлениях, опираясь на опыт школ, где соответствующие педагогические решения прошли многолетнюю апробацию, где сложились компетентные коллективы, которые могут создать необходимые для работы со всем городом стажировочные площадки.
Комментарии