В объявленный Президентом России Владимиром Путиным Год защитника Отечества с 22 по 23 апреля в Махачкале состоялся Фестиваля авторских педагогических идей «Порт-Петровские уроки для будущего», цель которого – обмен лучшими профессиональными практиками, воспитание сопричастности к историко-культурным событиям страны и современным событиям, формирование представления о малой Родине как части единого образовательно-воспитательного пространства в условиях реализации патриотического воспитания.

Стартовавший в 2022 году фестиваль «Порт-Петровские уроки» стал не просто возможностью прикоснуться к опыту коллег из других регионов, но и согласовать позиции по стратегическим направлениям и актуальным задачам. Напомним читателям, традиционный фестиваль «Порт-Петровские уроки» впервые состоялся в год 165-летнего юбилея города Махачкалы, а название ретроспективно высвечивает историю становления системы образования столицы Республики Дагестан, именовавшейся с 1844 по 1921 год Порт-Петровском.
Участниками фестиваля в 2025 году стали выдающиеся педагоги из разных уголков страны, которые провели мастер-классы, открытые уроки, воспитательные события.
Это 18 победителей, лауреатов и финалистов Всероссийских конкурсов «Учитель года России», «Классная тема», «Педагогический дебют», «Флагманы образования», экспертов в области образования и воспитания из 11 регионов страны. Среди них:
- заместитель руководителя Департамента образования,
- председатель регионального отделения «Движения Первых»,
- руководители инновационных школ,
- члены Общественной палаты регионов,
- советники Министерства образования регионов,
- члены Всероссийского экспертного педагогического совета,
- лекторы Российского общества «Знание».
Начался фестиваль с возложения цветов к Памятнику русской интеллигенции. В церемонии приняла участие председатель Комитета по образованию и науке Народного Собрания Дагестана Елена Павлюченко.
После торжественной церемонии гости прогулялись по аллее педагогических династий, где в Год педагога и наставника, в День учителя была заложена «Капсула времени» с посланием учителям будущего.
Затем участников ждал деловой завтрак, где в неформальной обстановке педагоги и гости обсудили ключевые тенденции современного образования. В уютной атмосфере, за чашкой кофе коллеги делились впечатлениями от первого дня пребывания в Махачкале: теплый прием, насыщенная программа и, конечно, вдохновляющие встречи с местными учителями. Это не просто профессиональный диалог — это встреча единомышленников, готовых вместе делать образование ярче, глубже и доступнее для каждого ребенка.
В рамках пленарного заседания-открытия фестиваля запущен муниципальный образовательный проект «Просветитель. Старт», в ходе реализации которого школьники получат возможность поделиться своими знаниями с ровесниками и взрослыми, вести просветительскую деятельность, в том числе в медиа-пространстве.
Учащиеся МБОУ «Многопрофильный лицей № 39 им. Б.Астемирова» г. Махачкалы презентовали интервью-репортажи «История одного героя» о Бессаловой Марине Владимировне, пережившей блокаду Ленинграда, и об Исмаилове Абдулхакиме Исаковиче, Герое Российской Федерации, который вместе с сержантами Леонидом Горичевым и Алексеем Ковалёвым водрузил Красное знамя 2 мая 1945 года на одну из башен Рейхстага, а также об Айдемире Исмаилове – внуке Героя России, участнике Специальной военной операции.
Первый день фестиваля «Порт-Петровские уроки для будущего» стал по-настоящему вдохновляющим и полным педагогических открытий.
Ярким акцентом дня стали лекции от лекторов Российского общества «Знание» и 18 мастер-классов, прошедших в пяти тематических секциях:
– «Движение Первых» – о лидерстве и инициативах в образовании;
– «История, обществознание» – новые подходы к преподаванию гуманитарных дисциплин;
– «Математика» – креативные решения для точных наук;
– «Воспитательная работа и школьные проекты» – идеи для внеурочной деятельности;
– «Классные руководители» – мастерство наставничества и диалога с учениками.
Тематика мастер-классов и лекций разнообразна, но пронизана вопросами формирования патриотического сознания: «Служение Отечеству. Из поколения в поколение», «Героическая летопись Дагестанского государственного университета – годы Великой Отечественной войны», «Как музейное дело помогает любить малую и большую Родину», «Семнадцать мгновений Победы», «Тактическая медицина как средство оказания первой помощи в бою» и другие.
Второй день фестиваля начался со знакового события: участники из 11 регионов нашей страны высадили деревья в рамках Всероссийской акции «Сад памяти» на территории махачкалинского детского сада № 34 «Любознайка». Махачкала — первый муниципалитет, высадивший «Сад памяти» на территории дошкольной образовательной организации. Ранее «Сады памяти» уже были созданы на территориях школ и высших учебных заведений.
Малыши подготовили трогательное выступление, пронизанное искренним патриотизмом и уважением к героям. Этот утренний диалог поколений стал не просто мероприятием, а живым напоминанием о том, что память и благодарность воспитываются с первых лет жизни.
Участники фестиваля высадили деревья, которые символизируют жизнь и рост, а также установили мемориальные таблички. Это пространство станет не только зелёным уголком, но и центром культурной жизни детского сада – местом, где у подрастающего поколения формируются важные нравственные ценности.

Посещение школьных музеев стало для каждого педагога неожиданной и крайне знаковой историей. Иван Иванович Хеорхе отметил: «Важной частью Фестиваля стало знакомство гостей с системой воспитательной работы, которая проводится в столице Дагестана. Мы посетили дошкольное учебное заведение и Гимназий № 35 и 37 и воочию убедились, насколько серьезно в республике подходят к этому вопросу. Вся школьная инфраструктура, музейные пространства, каждый кабинет создает условия для патриотического воспитания школьников». В адрес руководителя школьного музея гимназии 35 Меджидовой Чакар Меджидовны звучали слова от педагогов из регионов: «Это лучшее, что мы видели в Дагестане», «Если мы патриотизм собираем по капле, то здесь – целый источник», «Если мы Учителя года, то Вы – Учитель столетия» и многое-многое другое.
Во второй день фестиваля прозвучали 15 мастер-классов для школьников и педагогов на такие темы, как «Легендарная «Катюша»: символ Великой Победы от первой до последней ноты», «Герои математики: подвиги и достижения», «Математика защиты», «Наука Победы» и другие.
Ярким завершением фестиваля стал арт-тимбилдинг «Мы вместе»: учителя из разных регионов вместе с махачкалинскими педагогами и активистами «Движения Первых» создали картину в большом формате – арт-полотно, символически выражающее единение народов, сотрудничество и сплочённость в следовании одной общей миссии. В основе эскиза – рисунок ученицы 7 класса МБОУ «Многопрофильная гимназия № 38» города Махачкалы Аслановой Хадижи – участницы республиканского конкурса «Защитникам Отечества посвящается», организованного по инициативе Главы Республики Дагестан Сергея Меликова. Рисунок девочки называется «Мне кажется порою, что солдаты…»

Все занятия в дни фестиваля были подчинены фундаментальным воспитательно-образовательным задачам сегодняшнего времени. Однако важной отличительной особенностью фестиваля–2025 стала возможность не просто обсудить актуальные вопросы обучения и воспитания, но и получить инструментарий для дальнейшей работы: педагоги обменялись авторскими идеями школьных и муниципальных проектов, которые планируются к реализации в Махачкале и других городах-участниках фестиваля.
Фестиваль педагогического мастерства «Порт-Петровские уроки для будущего» традиционно становится не просто важным событием, но и возможностью прикоснуться к опыту коллег из других регионов, согласовать позиции по стратегическим направлениям и актуальным задачам.
Профессиональное педагогическое сообщество – это команда, которая способна многое изменить. Фестиваль, интегрируя уникальный учительский опыт, взаимно обогатил каждого участника и в это сложное время создал условия для коммуникации, вдохновения и отдыха.
Гаджиева Марина Джабраиловна, заместитель начальника методического отдела МКУ «Управление образования» города Махачкалы, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2017», Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации, полуфиналист Всероссийского конкурса «Флагманы образования. Муниципалитет»
Комментарии