search
main
0

Феномен воспитания. Школа как центр гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания

​Длительный процесс модернизации российской школы затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. «Сегодня под воспитанием в общеобразовательном учреждении, – говорит директор Богатовской школы Алексей Викторович Гуров, – мы понимаем создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся для эффективного решения общих задач».

С этой целью в Отрадненском управлении Министерства образования и науки Самарской области на базе ГБОУ СОШ с. Богатое был создан Центр научно-методического сопровождения классных руководителей, который возглавила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Юлия Анатольевна Холоденина.В 2013-2014 учебном году работа Центра научно-методического сопровождения классных руководителей выстраивается согласно приоритетным направлениям развития образования Российской Федерации, обозначенным в программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе, опираясь на задачи, озвученные в послании губернатора Самарской области Н.И.Меркушкина.В соответствии с этим ЦНМС классных руководителей осуществляет свою деятельность по четырем направлениям: интеллектуальное воспитание, нравственное и духовное воспитание, здоровьесберегающее и гражданско-патриотическое воспитание.Курирует работу 244 классных руководителей из 30 образовательных учреждений Отрадненского образовательного округа старший методист МБОУ ДПО (ПК) Центра развития образования г.о. Самара кандидат педагогических наук Светлана Владимировна Апасова, которая знакомит их с теоретическими основами приоритетных направлений в условиях введения стандартов второго поколения.Педагоги в свою очередь представляют собственный опыт работы согласно заданной тематике.Расширяя свою деятельность, ЦНМС классных руководителей сотрудничает с детскими объединениями Богатовской школы.В целях развития интеллектуальных способностей учащихся, повышения интереса к научно-исследовательской деятельности, более полного раскрытия возможностей творчески одаренных детей в школе с. Богатое работает детское объединение «Интеллектуал» (руководитель – учитель русского языка и литературы Елена Николаевна Ганькина). Это самостоятельное формирование, которое объединяет 365 учащихся школы, способных к научному поиску и исследовательской деятельности, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний.Благодаря развитию систем олимпиад и конкурсов школьников в рамках приоритетного национального проекта «Образование» ребята получают возможность участвовать в таких мероприятиях региона и России, как Турнир имени М.В.Ломоносова (Всероссийская олимпиада), Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И.Менделеева, Международная открытая научно-исследовательская конференция молодых исследователей (старшеклассников и студентов) «Образование. Наука. Профессия», Всероссийская олимпиада школьников по физике «Наследники Левши», Межрегиональная олимпиада по русскому языку и истории «Будущие исследователи – будущее России», Межрегиональная олимпиада школьников по математике «САММАТ», областной конкурс зоологических работ им. П.А.Мантейфеля (региональный этап конкурса юных натуралистов стран СНГ им. П.А.Мантейфеля), областная конференция школьников «Наш дом – планета Земля», областной научно-исследовательский конкурс по естествознанию «Мир, в котором я живу», региональная аграрная олимпиада школьников, областной конкурс «Хозяин Земли».Осенью 2013 года учащиеся 9-11-х классов прошли обучение в Самарском региональном центре для одаренных детей, созданном по инициативе губернатора Самарской области Н.И.Меркушкина на базе областного лицея-интерната.Действуя в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», мудрые учителя-наставники обеспечивают условия для реализации инновационного потенциала учащихся, создают такое образовательное пространство, в котором дети вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, учатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.Поэтическим клубом «Содружество» уже более пяти лет руководит Татьяна Сергеевна Кутузова: «Наш клуб объединил всех любителей поэзии из школ Отрадненского округа. Слово «Содружество» в названии клуба возникло не случайно: среди нас и совсем юные дарования, и матерые поэты «с сединою на висках». Поэтому и свой первый стихотворный сборник назвали символично – «Стихов связующая нить». Почему? Да потому что задача, которую мы поставили перед собой, была простой и одновременно сложной – через любовь к поэзии воспитать гражданина – патриота своего Отечества. Мы проводим встречи с местными поэтами, приглашаем мастеров пера из Самары и других городов России. Школьный поэтический клуб стал открытым социальным институтом, все более востребованным в обществе».Экологический кружок «Юный эколог» под руководством учителя биологии Тамары Ивановны Типикиной реализует здоровьесберегающие технологии. В системе образования выделяют несколько групп здоровьесберегающих технологий, в основе которых – разный подход к охране здоровья, а соответственно и разные методы и формы работы.В работе с детьми Тамара Ивановна использует экологические здоровьесберегающие технологии, которые позволяют воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о ней.Экологический кружок решает задачу приобщения школьников к исследованию природы родного края, развивает у подростков чувство причастности к решению экологических проблем, формирует экологическую культуру.Силами детей и родителей ежегодно проводятся акции «Забота о птицах», «Чистые берега». Ребята мастерят кормушки, скворечники для птиц и развешивают их в парке нашего села, в лесном массиве Бузулукского бора. Юные экологи реализуют проект по благоустройству и озеленению школьного двора. Ими разработаны и посажены цветочные клумбы на территории школы и мемориала «Скорбящая мать», липы и дубки – в районе озера Духовое.Ребята стараются быть причастными к решению экологических проблем своего села: очищают берега озер от мусора. Разработан план по реализации нового проекта: благоустройство заброшенных родников Богатовского района.Члены экологического кружка ведут большую научно-исследовательскую работу, результаты которой успешно представляют на конференциях и конкурсах регионального, всероссийского и международного уровней (областной конкурс юных исследователей окружающей среды, региональная научно-исследовательской конференция «Юный исследователь», областной юниорский лесной конкурс «Подрост» за сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам, областной форум «Зеленая планета-2013», Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», Международный конкурс среди школьников на лучший учебно-практический проект «Природа, Человек, Страна-2013»).С 2012 года в школе реализуется государственная программа «Доступная среда». Для детей с ОВЗ созданы комфортные условия для обучения и развития.Детское объединение «Поиск» под руководством Галины Григорьевны Пивкиной на протяжении многих лет реализует социальный проект «Книга Памяти». Совместно с детьми авторами проекта Пивкиной Галиной Григорьевной и Артюковым Василием Фроловичем были изданы четыре Книги Памяти – дань великому подвигу фронтовиков, отстоявших нашу Родину в кровопролитной войне. Это уникальная энциклопедия, в которой увековечены имена богатовцев, не вернувшихся с фронта, живших и живущих после войны, чей подвиг всегда будет примером для будущих поколений.Книги Памяти подготовлены на основе подлинных архивных документов Министерства обороны РФ и содержат биографические сведения о погибших, воспоминания об их подвигах, письма с фронта, редкие фотографии военного времени. У проекта много партнеров – администрация Богатовского района, архив, военный комиссариат, Совет ветеранов войны и труда.Всего увековечено в четырех Книгах Памяти Богатовского района 945 имен участников Великой Отечественной войны, из них четыре Героя Советского Союза, 55 орденоносцев Славы, 533 фронтовика, не зачисленных в областную Книгу Памяти (о погибших) и областную Памятную Книгу (живших после войны).Результатом работы группы «Поиск» стал Диплом II степени на Всероссийской научно-практической краеведческой конференции в Москве, премия губернатора Самарской области, президентская премия, финал областной народной акции «Народное признание» (3-е место).Группа «Поиск» работает на базе школьного историко-краеведческого музея, который был создан в мае 1976 года как комната боевой славы, а в последующие годы перерос рамки своей тематики, и сейчас в нем следующие разделы: «Богатовцы в годы Великой Отечественной войны», «Учителя-фронтовики», «История народного образования на Богатовской земле», «Боевой путь 47-го штурмового Феодосийского Краснознаменного ордена Ушакова авиационного полка ВВС ВМФ», «Дети блокадного Ленинграда» (о виловатовском детском доме №44 Богатовского района – 1942-1957 г.), «Древняя история Богатовского края», «История Богатовского МЭЗа», «Нумизматика».В настоящее время площадь музея составляет 50 кв. м. Здесь никогда не бывает пусто – тут проходят уроки истории, литературы, библиотечные и музейные уроки, тематические классные часы.На базе музея проводятся экскурсии для учащихся, жителей села и района, ветеранов ВОВ Богатовского района и Самарской области, праздники-юбилеи, встречи с участниками исторических событий. Лекторская группа выступает не только перед учащимися нашей школы, но и принимает гостей из других школ района, округа, области. Ребята издают музейную газету «Краевед».Об эффективности работы музея свидетельствует и тот факт, что в 2010 году на областном смотре-конкурсе музеев образовательных учреждений, посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, который проводил Центр социализации молодежи Самары, музей Богатовской школы занял 1-е место.На базе музея успешно работает Центр детских гражданских инициатив.Участвуя в конкурсе проектов «Гражданин», ребята Богатовской школы совместно с общественностью под руководством своих наставников разработали и реализовали такие социально значимые проекты, как «Туристический путеводитель по Богатовскому краю» (руководитель Т.В.Гусакова), «Галерея воинской славы» (руководитель Ю.А.Холоденина), «Посади дерево» (руководитель Т.И.Типикина), «Стихов связующая нить» (руководитель Т.С.Кутузова), «Радуга талантов Богатовского края» (руководитель Ю.А.Холоденина), «Учителя-фронтовики» (руководитель В.Ф.Артюков), «Я – гражданин России» (руководители Т.В.Зотова, О.М.Шилова), «Чистые берега» (руководитель Г.М.Мамонтова).С 2013 года ЦНМС классных руководителей Отрадненского образовательного округа работает над реализацией новой образовательно-воспитательной программы «Патриотизм, гражданственность, социализация».Концептуально данная программа продолжает линию совершенствования и углубления системы гражданско-патриотического воспитания, которая получила мощный импульс на нашей территории и рассчитана на 2013-2015 годы. За этот период в образовательных учреждениях Отрадненского округа планируется реализовать комплекс образовательно-воспитательных циклов и программ гражданско-патриотической направленности: цикл «Я и моя Россия» (освоение в деятельностном режиме элементов исторической пропедевтики, символики России, важнейших нравственных ценностей и традиций нашего народа), цикл «Граждановедение» (главная содержательная линия – гражданин, личность человека как участника сложных общественно-политических процессов переходного периода, разработка и реализация социального проекта «Гражданин», развитие системы школьного краеведения и музееведения), циклы «Твой жизненный успех» и «Твой выбор» (стимулируют поиск старшеклассниками своего места в жизни).Существенно расширяет потенциал этого направления деятельности классных руководителей и образовательно-воспитательная программа Я.В.Соколова «Я – гражданин России».«Безусловно, – считает директор А.В.Гуров, – ЦНМС классных руководителей решает задачи сохранения в молодежной среде Отрадненского образовательного округа традиционных для нашей страны духовных и нравственных ценностей, помогает растить настоящих граждан».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте