search
main
0

Феномен информации. Грамотность без оттенка примитивности

Какую же специальную цель, какое ответственное задание выполняет школьная библиотека в государстве, имя которому «Общеобразовательное учреждение»? Ответ на этот вопрос невозможен без учета тех изменений, которые происходят в современной школе, отражающих, в свою очередь, динамику жизни современного общества. На смену принципу «образование на всю жизнь» пришел принцип «образование в течение всей жизни». Причина такой замены обусловлена вхождением человечества в информационное общество. Оно характеризуется усилением роли информации и знаний в современной цивилизации, появлением «информационной экономики» и «экономики знаний», стремительным развитием новых информационных технологий, вторгшихся практически во все сферы жизни современного человека.

Ученые все еще продолжают спорить о преимуществах и пагубных последствиях грядущего информационного общества, но бесспорным остается его неотвратимость и неизбежность. Следовательно, сам собой напрашивается вывод о необходимости специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе, формирования особых знаний и умений по работе с информацией.

Сразу скажу, что я разделяю точку зрения сторонников разработки стандартов по информационной грамотности. Стандартизация давно и активно распространяется не только на техническую, но и на социальную сферу. Например, образовательные стандарты активно используются во всем мире для повышения качества всех уровней и ступеней образования, обеспечения единого национального и мирового образовательного пространства. Возникает справедливое недоумение: если весь мир пользуется образовательными стандартами в качестве рабочих инструментов управления качеством обучения литературе, физике, математике и т.д., то почему нельзя «замерить» уровень информационных знаний и умений человека, без которых его жизнь в информационном обществе серьезно осложняется? Почему формирование этих знаний надо вести стихийно, методом проб и ошибок, «на глазок», закрепляя в общественном сознании и практической деятельности людей представление об их простоте и примитивизме? Сегодня такой путь исчерпал себя полностью.

В России гораздо более широкое распространение, чем «информационная грамотность», получил другой термин – «информационная культура». Причина этого мне видится в следующем. В самом слове «грамотность» есть оттенок элементарности, примитивности, отражение самого простого, начального уровня образования. Применительно ко всему многообразию знаний, умений и самостоятельных действий человека при работе в такой сфере, как информация и современные информационные технологии, термин «информационная грамотность» не вполне точен. Гораздо более соответствует масштабу рассматриваемого феномена (феномена информации и информационных технологий, информационного общества в целом) понятие информационной культуры.

Понятие «информационная культура личности» в последние годы существенно потеснило привычные ранее «библиотечно-библиографические знания», «библиотечно-библиографическую грамотность», «культуру чтения», «библиотечно-библиографическую культуру», «информационную грамотность», «компьютерную грамотность», и это не случайно. Современная трактовка информационной культуры предполагает синтез старой, преимущественно книжной, библиотечной культуры и культуры, связанной с новыми информационными технологиями («экранной культуры», компьютерной культуры). Информационная культура личности – это одна из составляющих общей культуры человека. Ее важнейшим компонентом наряду с системой информационных знаний и умений (умение вести самостоятельный поиск, анализ и синтез информации с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий) является информационное мировоззрение – это система взглядов, характеризующих сознательное отношение человека к информации и информационным ресурсам, понимание их роли и места в жизни современного общества, осмысленное отношение к необходимости получения специальной информационной подготовки. В целом информационная культура сейчас обоснованно трактуется как важнейший фактор успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

И вот тут свою миссию, свое специальное ответственное задание может и должна выполнить школьная библиотека. Иными словами, речь идет об особой роли школьной библиотеки в деле формирования информационной культуры подрастающего поколения. Действительно, где как не в школьной библиотеке можно получить систематическую информационную подготовку, уяснить неразрывную связь учебы, образования с многообразными современными источниками информации: от книги до интернета?

Думается, возражать против выполнения школьной библиотекой такого ответственного задания, такой особой миссии – формирование информационной культуры – некому. Вопрос лишь заключается в том, готов ли школьный библиотекарь реализовать эту функцию, насколько богаты информационные ресурсы школьной библиотеки, в какой мере новые информационные технологии проникли в работу школьной библиотеки?

При ближайшем рассмотрении оказывается, что ответы на все эти вопросы требуют решения целого ряда проблем на общероссийском уровне. Начнем с готовности школьного библиотекаря к роли миссионера информационной культуры. Школьные библиотекари России на инициативной основе, на извечном библиотечном энтузиазме ведут огромную работу по информационному просвещению и детей, и учителей. Однако при этом преобладает монодисциплинарный подход, в результате которого формирование информационной культуры сводится к обучению основам библиотечно-библиографических знаний, ликвидации компьютерной безграмотности, овладению рациональными приемами работы с книгой и т.п. Вся эта работа, безусловно, важна, но вот беда: имея локальный характер, ни одно из этих направлений не способно сформировать информационную культуру в целом, во всей полноте и сложности этого явления. Убеждена, что к этой работе библиотекаря нужно специально готовить. Он должен быть носителем и знатоком не только традиционной библиотечно-библиографической культуры, а в совершенстве владеть всей совокупностью информационных знаний и умений, включая освоение новых информационных технологий. В структуре нового Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность» квалификация, отражающая педагогическую направленность деятельности школьного библиотекаря, отсутствует. Введение в Государственный образовательный стандарт новой квалификации, закрепляющей статус школьного библиотекаря как равноправного участника образовательного процесса в современной школе, дело нелегкое, но вполне возможное. Но для этого нужен четко сформулированный социальный заказ со стороны работодателя – Министерства образования, в ведении которого находятся школьные библиотеки; нужна согласованная позиция Министерства труда, разделяющего трактовку профессии школьного библиотекаря как работника педагогического труда; нужна корпоративная деятельность ведущих университетов культуры и искусства, традиционно готовящих библиотекарей высшей квалификации и имеющих опыт разработки образовательных стандартов.

Итак, предположим, школьный библиотекарь профессионально готов к реализации важнейшей задачи – формированию информационной культуры личности, подготовке юных граждан к жизни в информационном обществе. Но что он может сделать, если ресурсная база его библиотеки бедна? Подчеркну, что, с моей точки зрения, эти факторы – качество комплектования и оснащенность школьной библиотеки компьютерной техникой, современными средствами связи, возможностью работы в режиме Сети – одинаково важны. Без богатых информационных ресурсов, как и без новых информационных технологий школьная библиотека будет ассоциироваться со скучным, убогим, архаичным и малоинтересным местом. С этой точки зрения необходимость оснащения школьных библиотек современной техникой очевидна. Однако менее очевиден тот факт, что компьютеризация школьных библиотек не должна вестись стихийно, что школьные библиотеки в сфере автоматизации библиотечно-библиографических процессов не должны повторять путь ошибок и заблуждений, который уже прошли, например, муниципальные библиотеки; что компьютеризация школьных библиотек должна вестись исходя из принципов системности и технологичности, ориентации на сетевой режим работы, иначе вместо единой системы, звенья которой совместимы, мы получим набор нестыкующихся, неспособных к взаимодействию автоматизированных систем; что школьный библиотекарь недолжен оставаться один на один с проблемами выбора программного обеспечения и поддержания имеющихся технических средств в рабочем состоянии; что он должен иметь возможность получения квалифицированной помощи по каждой из проблем, связанных с компьютеризацией библиотеки.

Все эти проблемы отнюдь не локальны, они имеют общероссийский характер. При этом я заведомо оставляю в стороне финансовый аспект проблемы. Меня волнует проблема отбора, проблема качественного комплектования школьной библиотеки. Мне могут возразить: «Дайте нам приличное финансирование, и мы отберем все, что необходимо. Были бы деньги, а при сегодняшнем богатстве книжного рынка никакой проблемы с приобретением литературы нет».

Попробую опровергнуть это, к сожалению, распространенное представление. Итак, проблема отбора литературы для школьной библиотеки. Какой литературы? Для строгости рассуждений скажем, что речь поведем не об учебной литературе (не об учебниках) и не о художественной литературе. Вычленим проблему отбора так называемой познавательной литературы или литературы в помощь освоению учебных предметов общеобразовательной школы. Именно на эту часть литературы падает значительная доля информационных запросов и от учащихся («Хочу почитать что-нибудь по географии»), и от учителей («Необходимы источники по культуре Древней Руси, но адаптированные для учащихся 3-го класса»), и от родителей («У меня сын-пятиклассник, отстает по русскому языку, нельзя ли что-нибудь, что заинтересовало бы его и помогло освоить программу курса?»).

Раз есть спрос, следовательно, школьный библиотекарь должен его учитывать и приобретать необходимую литературу. Однако здесь-то и начинаются сложности. Во-первых, очень часто библиотекарь должен принять решение о приобретении (заказе) книги исходя из вторичной информации – библиографического описания, сопровождаемого аннотацией в каком-либо перечне, прейскуранте и т.п. Но чаще всего аннотация, даже если она и есть, не содержит самых важных для принятия решения сведений: 1) четкого указания на возрастную категорию потенциального читателя (конкретный класс или хотя бы возрастная группа, например «младшие школьники», «подростки», «учителя» и т. п.,) 2) характеристики целевого назначения издания – то есть ответа на вопрос «Зачем нужна эта книга?»; 3) определения жанра книги и формы представления информации в ней (справочник, энциклопедия, альбом, рекомендации, руководства и т.п.).

Очень часто ответа на эти вопросы не содержит и прикнижная аннотация. Следовательно, чтобы принять решение о приобретении такого издания, надо более детально знакомиться с ним, что влечет большие затраты времени, и что практически не выполнимо, учитывая, что школьный библиотекарь работает с потоком литературы и выбирать должен не из нескольких десятков или даже сотен названий, а из нескольких тысяч наименований. Для примера, все книжные издательства России поставляют ежегодно на книжный рынок не мене 80 тыс. названий книг.

Я далека от мысли, что сотрудники великого множества частных издательств, возникновение и исчезновение которых трудно предсказать, уже завтра проникнутся мыслью о необходимости соблюдения четкой структуры издательской аннотации и осознают необходимость подготовки не просто рекламной, а информативной аннотации. (Замечу, что речь по-прежнему идет о раскрытии содержания познавательной литературы для детей и юношества). Однако небольшому кругу ведущих издательств России, определяющих состояние отечественного книжного рынка, было бы не худо понять, что «чисто рекламная» аннотация, скрывающая за броскими, но малосодержательными фразами смысл и назначение издания, вовсе не способствует продвижению книги к покупателю. Наличие информативной аннотации, содержащей четкий читательский адрес, указывающей на целевое назначение книги и форму представления материала в ней, облегчает принятие решения о приобретении этого издания и тем самым обеспечивает продвижение книги к таким категориям «массового читателя», как школьники, учителя, библиотекари, родители. При этом выгоду получают все.

Без качественной издательской аннотации оказались безуспешными все попытки компьютеризации библиотечной технологии комплектования и книготорговой технологии продвижения книги к читателю. Об этом, в частности, свидетельствует опыт такой передовой отечественной книготорговой фирмы, как торговый дом «Библио-Глобус», реализующей в своей практике программу «Библиография». Эта программа успешно решает многие задачи, но пасует перед запросами типа «Выдайте имеющиеся энциклопедии, рассчитанные на учащихся 1 – 3-х классов» (жанр документа + возрастная категория); «Выдайте книгу для учителя, в занимательной форме излагающую содержание курса «Русский язык» для учащихся начальной школы» (читательский адрес + форма изложения + учебный предмет). Нет, разумеется, необходимая информация была найдена, но не рационально, в несколько этапов, с непроизводительными затратами времени и необходимостью вовлечения в процесс анализа самого потребителя информации, то есть самого спрашивающего. Подчеркнем, что приведенный пример характеризует не единичный случай, а типичную ситуацию, требующую разрешения на общероссийском уровне – на уровне принятия решения о необходимости повышения качества издательских аннотаций, сведения из которых составляют основу для реализации единого формата обмена данными.

Наталья ГЕНДИНА, доктор педагогических наук, Кемерово

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте