Прежде чем действовать, пойми как. Этим постулатом в Подмосковье руководствуются четко. Именно создание нормативных документов по защите детства позволяет действовать отлаженному механизму. Реализация законодательства возможна только тогда, когда прописаны все детали.
Право на образование
Закон предусматривает зачисление на полное государственное обеспечение на период обучения в учреждениях профессионального образования.
Право на получение бесплатного первого и второго начального профессионального образования (постановление правительства МО от 24.02.2005 №121/8).
Выплату в период обучения стипендии, размер которой увеличивается на 50 процентов, и ежегодного пособия на приобретение учебной литературы в размере трехмесячной стипендии.
Законом МО от 01.12.2004 №163/2004-ОЗ установлен размер стипендий обучающимся в государственных (областных) образовательных учреждениях в Московской области.
Государственные социальные стипендии (выплачиваются в обязательном порядке всем учащимся):
– 360 рублей в месяц для учащихся начального и среднего профессионального образования;
– 750 рублей в месяц для студентов учреждений высшего профессионального образования.
Государственные академические стипендии (выплачиваются дополнительно к социальной стипендии в зависимости от успеваемости учащегося):
– 240 рублей в месяц для учащихся начального и среднего профессионального образования;
– 600 рублей в месяц для студентов учреждений высшего профессионального образования.
Также постановлением правительства Московской области от 05.07.2002 №284/24 предусмотрены дополнительные выплаты учащимся учреждений начального профессионального образования: ежемесячно – 100 рублей к стипендии, ежегодно – 200 рублей.
Постановление губернатора Московской области от 02.10.2003 № 191-ПГ устанавливает выплату 50 стипендий в размере 500 рублей ежемесячно для детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, поступивших на первый курс учреждений среднего и высшего профессионального образования.
При выпуске из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, они обеспечиваются одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.
Постановлением правительства МО от 23.03.2005 №182/10 установлены размеры и порядок обеспечения единовременным пособием.
Данная льгота введена с целью материальной поддержки выпускников – каждый год из учреждений выпускаются более 800 детей, оставшихся без попечения родителей.
По окончании образовательного учреждения выплачивается единовременное денежное пособие в размере 20 тыс. руб. каждому ребенку из средств областного бюджета в случаях, когда выпускник не продолжает обучение, и 2 тысячи рублей, если ребенок продолжает обучение.
Кроме этого в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.06.92 №409 все выпускники обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием или компенсацией на сумму 20-21 тысяча рублей в 2004 году и 29 тысяч рублей в 2005 году.
Обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Постановлением правительства МО от 31.05.2005 №354/19 установлены размеры и порядок возмещения расходов подготовительных курсов. В 2006 году возмещение курсов производится по фактическим затратам.
Полное государственное обеспечение
Дети, оставшиеся без попечения родителей, за время пребывания в областном, муниципальном и негосударственном учреждении Московской области, в семье опекуна, попечителя, приемного родителя обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, медицинским обслуживанием, проживанием в общежитии за счет средств бюджета Московской области.
Постановлением правительства МО от 18.01.2006 №26/53 установлены нормы материального и денежного обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечивается единое финансирование содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных, муниципальных и негосударственных учреждениях из средств бюджета Московской области.
Право на имущество и жилое помещение
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения или признанные в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже социальных норм, установленных законодательством Московской области.
Средства на обеспечение жильем предусматриваются в бюджете Московской области на соответствующий финансовый год в виде субвенций муниципальным образованиям Московской области.
Субвенции рассчитываются исходя из стандарта нормативной площади жилого помещения – 33 квадратных метра общей площади на одиноко проживающих граждан, определенного законом МО от 30.12.2004 № 213/2004-ОЗ, и среднего значения рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, утверждаемого постановлением правительства Московской области ежеквартально.
Закон Московской области от 19.11.1997 № 6/153 «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» (в редакции законов МО от 21.12.2001 №235/2001-ОЗ, от 31.12.2005 №278/2005-ОЗ)
Размер оплаты труда приемных родителей установлен данным законом и составляет четыре минимальных размера оплаты труда: 4400 рублей каждому приемному родителю за каждого приемного ребенка.
Передача ребенка в приемную семью осуществляется на основании договора и постановления главы органа местного самоуправления. Приемными родителями могут быть лица, состоящие в браке, и одинокие лица. В приемную семью, как правило, передается не более 8 детей.
Кроме этого, за воспитание приемного ребенка, не достигшего 3-летнего возраста, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида размер оплаты труда увеличивается на 1,5 мин. размера оплаты труда, при наличии двух или более оснований – на минимальный размер оплаты труда.
Ежегодно выплачивается материальная помощь в размере 2 минимальных размеров оплаты труда на каждого приемного ребенка или производится компенсация расходов на приобретение путевок для совместного (родителей и детей) отдыха в размере 3 минимальных размеров оплаты труда на каждого члена приемной семьи.
Постановлением правительства МО от 15.08.2006 №797/31 установлен размер денежных средств, выплачиваемых на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях в Московской области.
С 1 января 2007 года размер пособия будет составлять от 4253 до 6186 рублей ежемесячно на каждого ребенка в зависимости от возраста (в настоящее время от 2666 до 4972 рублей).
Порядок выплаты данных средств установлен постановлением правительства МО от 24.02.2005 №122/8.
Данным постановлением расширен круг детей, которым назначаются денежные средства, в том числе в случае отобрания ребенка у родителей на основании акта органа местного самоуправления при непосредственной угрозе его жизни и здоровью, в случае, когда родители имеют инвалидность, ограничивающую трудоспособность, в случае согласия родителей на усыновление ребенка, в случае, когда родители не достигли совершеннолетия.
Закон Московской области от 26.03.2004 № 45/2004-ОЗ «Об органах опеки и попечительства в Московской области»
Регулирует данный закон организацию и деятельность органов опеки и попечительства, обеспечивающих защиту прав:
– несовершеннолетних детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
– детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет,
– совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными,
– совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.
Данный закон определяет основные задачи, полномочия органов опеки и попечительства и обеспечивает единую государственную политику и необходимую организационную основу в вопросах защиты прав несовершеннолетних детей в Московской области.
Нововведением закона стало появление норматива кадрового обеспечения муниципальных органов опеки и попечительства.
Данным законом вводится норма кадрового обеспечения органов опеки и попечительства, а именно – 1 специалист по охране прав детей на 5 тысяч детского населения в городе и 1 специалист по охране прав детей на 3 тысячи детского населения в сельской местности.
В соответствии со статьей 1 данного закона органами опеки и попечительства Московской области являются органы местного самоуправления. Полномочия органов опеки и попечительства определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Главой администрации муниципального образования осуществляется межведомственная координация по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разграничение полномочий между муниципальными органами управления образованием, муниципальными органами социальной защиты населения, муниципальными органами управления здравоохранением позволит четко определить круг обязанностей и ответственность по опеке и попечительству.
При этом законом введена отдельная статья об ответственности должностных лиц исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области за неисполнение норм настоящего закона.
Законом определено взаимодействие органов опеки и попечительства в своей деятельности с исполнительными органами государственной власти Московской области, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченным по правам человека в Московской области, органами записи актов гражданского состояния, воинскими частями, органами внутренних дел, профессиональными союзами, иными организациями.
Закон Московской области «Об органах опеки и попечительства в Московской области» предполагает возложение функций по защите прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на систему образования.
Возложение функций по опеке и попечительству на систему образования обосновано законом Московской области «Об органах опеки и попечительства в Московской области», определена компетенция регионального оператора государственного банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также лицах из их числа в возрасте от 18 до 23 лет и гражданах, желающих взять ребенка на воспитание в семью. Введена норма специалистов регионального оператора исходя из расчета не менее 6 специалистов на 2 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на региональном учете в государственном банке данных.
Координацию деятельности муниципальных органов опеки и попечительства Московской области и образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет Министерство образования Московской области. Также им обеспечивается функционирование государственного регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, передача детей на воспитание в семью.
Министерство образования Московской области как исполнительный орган государственной власти в сфере образования обеспечивает развитие и совершенствование нормативно-правовой базы по защите прав детей данной категории на областном уровне. Координирующий орган в области защиты прав несовершеннолетних на уровне Российской Федерации – Министерство образования и науки РФ.
Закон Московской области от 5.07.2003 №77/2003-0З «О патронате» (в редакции законов МО от 28.07.2004 №111/2004-ОЗ, от 15.07.2005 №177/2005-ОЗ, от 21.12.2005 №280/2005, от 27.07.2006 №139/2006-ОЗ)
Патронат – форма воспитания и оказания социальной помощи детям, нуждающимся в государственной поддержке, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет.
Основные задачи патроната:
– защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;
– реализация прав детей, оставшихся без попечения родителей, жить и воспитываться в семье;
– постинтернатная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;
– профилактика социального сиротства.
Передача ребенка на патронат устанавливается на основании договора, заключенного между патронатным воспитателем, учреждением по патронату, органом опеки и попечительством. В договоре об установлении постинтернатного патроната указываются права и обязанности всех сторон договора, в том числе контроль за осуществлением патроната.
Срок договора может быть различным (от нескольких месяцев до нескольких лет) и определяется сторонами.
Патронатный воспитатель не является законным представителем ребенка, в отношении которого установлен патронат. Законным представителем ребенка, переданного на патронатное воспитание, остается учреждение по патронату, где ребенок находится на полном государственном обеспечении.
Размер вознаграждения патронатного воспитателя составляет при постинтернатном патронате и патронатном воспитании 2500 рублей за каждого ребенка, при социальном патронате – 1000 рублей.
Средства для выплаты вознаграждений патронатным воспитателям, осуществляющим патронатное воспитание и постинтернатный патронат, предусматриваются в бюджете Московской области на соответствующий финансовый год в виде субвенций муниципальным образованиям Московской области.
Законом установлено 3 вида патроната:
Патронатное воспитание – фактическая передача ребенка на воспитание в семью.
Патронатное воспитание устанавливается, когда не могут быть применены иные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья, детский дом семейного типа). При установлении патроната над ребенком, достигшим 10 лет, учитывается его согласие.
Законом установлен срок передачи ребенка на патронатное воспитание, а именно – не более 6 месяцев. Наиболее приемлемая форма осуществления патронатного воспитания – передача ребенка в семью посторонних граждан на период школьных каникул (на срок не менее 10 дней), на период летнего отдыха, реабилитации и оздоровления, в иных случаях.
Патронатному воспитателю на патронатное воспитание может быть передано не более трех детей. Данное ограничение не применяется в случае передачи на патронатное воспитание детей, являющихся близкими родственниками. Дети, являющиеся близкими родственниками, передаются одному патронатному воспитателю, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или иным причинам содержание и воспитание детей должно осуществляться раздельно.
Денежные средства на содержание ребенка ежемесячно перечисляются учреждением по патронату на личный счет патронатного воспитателя в сроки, указанные в договоре.
Постинтернатный патронат – регулярное посещение выпускника, проживающего самостоятельно.
Как правило, постинтернатный патронат устанавливается в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет – выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе продолжающих обучение в учреждениях профессионального образования, с целью адаптации к новым жизненным условиям.
При заключении договора в отношении лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, старше 18 лет, данное лицо является стороной договора.
За патронатным воспитателем может быть закреплено не более пяти воспитанников.
Социальный патронат – регулярное посещение детей, проживающих в неблагополучных семьях.
Устанавливается над ребенком, проживающим в семье и признанным в установленном порядке нуждающимся в государственной поддержке, в форме регулярного посещения патронатным воспитателем воспитанника по месту жительства с целью оказания социальной помощи.
Социальный патронат не устанавливается в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье, детском доме семейного типа.
Функции по организации социального патроната осуществляются центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере социальной защиты населения.
За патронатным воспитателем может быть закреплено не более тридцати воспитанников.
Закон Московской области от 05.07.2006 № 98/2006-0З «О материальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на усыновление в семьи граждан Российской Федерации»
Закон предусматривает выплату с 1 января 2007 года единовременного пособия при усыновлении ребенка из Московской области посторонними гражданами РФ, проживающими в любом субъекте России в размере 20 тысяч рублей.
Закон Московской области от 09.12.2004 №170/2004-ОЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлении им полного государственного обеспечения» (в редакции законов МО от 17.01.2006
№4/2006-ОЗ, от 04.05.2006 №66/2006-ОЗ, от 04.07.2006 №95/2006-ОЗ, от 21.07.2006 №119/2006-ОЗ)
Дополнительными гарантиями обеспечиваются:
– дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в областных, муниципальных негосударственных учреждениях Московской области;
– дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой, в приемных семьях, в детских домах семейного типа;
– дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воинских частях в качестве воспитанников;
– лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, находящиеся на полном государственном обеспечении в учреждениях.
Финансирование всех дополнительных гарантий осуществляется из бюджета Московской области через муниципальные образования.
Право на проезд
Все дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа данных детей в возрасте от 18 до 23 лет данной категории, в том числе находящиеся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, внутрирайонном транспорте (кроме такси) с ежемесячным возмещением расходов по фактическим затратам, возмещение расходов на проезд к месту жительства, расположенному за пределами Московской области, и обратно к месту учебы один раз в год – по фактической стоимости билета, на проезд к месту лечения и отдыха, расположенному за пределами Московской области, и обратно один раз в год – по фактической стоимости билета.
Постановление правительства МО от 02.02.2005 №65/5 определяет механизм и условия финансирования расходов, связанных с возмещением транспортных расходов.
Право на медицинское обслуживание, оздоровление и отдых
Все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются бесплатным медицинским обслуживанием, путевками в школьные оздоровительные лагеря, санатории, базы труда и отдыха.
Комментарии