Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Феерично, волшебно, радостно. Урок русского языка в 4-м классе на тему «Наречие. Значение наречий»

Учительская газета, №33 от 19 августа 2014. Читать номер
Автор:

Цель урока: организация деятельности обучающихся по закреплению, повторению и уточнению знаний о наречии.

Задачи: – воспитание уважения к родному языку, коммуникативных   качеств личности;- развитие речи, речевого этикета,  мышления, воображения, наблюдательности, умения рассуждать, анализировать, делать выводы, находить информацию, используя разные источники, выполнять мини-проекты;- обобщение и систематизация знаний о наречии, закрепление умения употреблять наречия в устной и письменной речи. Оборудование: ноутбук, проектор, экран, планшеты.Ресурсы: учебник «Русский язык 4 класс» Поляковой А.В., 2012 год, издательство «Просвещение», Словарь С.И.Ожегова, Толковый словарь иностранных слов, Интернет.Планируемые результатыЛичностные:- принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;- формирование личностного смысла учения;- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;- развитие навыков сотрудничества с взрослыми, сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;- формирование установки к работе на результат.МетапредметныеПознавательные УУД: – умение находить информацию в таблицах, схемах, словарях, сети Интернет;- умение анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы);- умение представлять информацию в сжатом виде (таблица).Регулятивные УУД:- определение цели, формулировка проблемы;- планирование деятельности;- умение работать по плану (алгоритму), сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки;- умение оценить степень успешности достижения цели.Коммуникативные УУД:- развитие умения излагать свое мнение и принимать позицию другого, участвовать в диалоге;- развитие умения использовать речевые средства в соответствии с ситуацией;- развитие умения работать в паре, группе в разных качествах (лидера, исполнителя).Предметные:- овладение знаниями о наречии как части речи;- формирование умения опознавать наречие в текстах, употреблять в письменной и устной речи;- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.Ход урокаI. Организационный моментУчитель: Здравствуйте! Садитесь! Я рада видеть вас! Пусть девизом нашего урока будет следующее высказывание: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала ваше хорошее настроение». Надеюсь, что эта песня подарит вам отличное настроение.Звучит песня «Новогодние игрушки».Учитель: Какие чувства у вас вызвала эта песня?Ответы учеников.Учитель: Посмотрите на слайд.  На слайде записаны слова: празднично, феерично, счастливый, неожиданно, волшебно, радостно, тепло, чудесно, сказочно, весело.  Учитель: Найдите среди данных слов лишнее. (Тепло.) Почему вы так думаете? (Слово «тепло»  может быть наречием или существительным.) На слайде есть еще одно лишнее слово. Какое? (Счастливая.) Докажите, что это слово лишнее. (Слово «счастливая» отвечает на вопрос «какая?». Это прилагательное. Остальные слова  отвечают на вопрос «как?». Это наречия.) Преобразуйте прилагательное «счастливая» в наречие. Какое слово получилось? (Как? Счастливо.)II. Сообщение темы урока, постановка задачУчитель: Какой части речи будет посвящен урок? Сформулируйте тему урока. (Наречие.) Эта тема уже знакома? (Да.  Мы уже ознакомились с наречием.) Что вы знаете о наречии? (Что обозначает, на какие вопросы отвечает, разряды наречий по значению.) Определите  задачи сегодняшнего  урока. (Мы сегодня будем повторять все, что узнали о наречии, о разрядах наречий, увидим,  для чего наречия нужны в нашей речи, как их правильно употреблять.)III. Обобщение знанийУчитель: Вспомните, о каком празднике шла речь в песне? Чем вам нравится этот праздник? Ответы учеников.Учитель: На Новый год наряжают елку. И мы будем наряжать елку, выполняя задания. Шары будут необычными. Они расскажут вам об истории Нового года. Вернемся к словам на  слайде. Какое слово вам непонятно? (Феерично.) А кто из вас может объяснить значение этого слова?Ответы учеников.Учитель: Как проверить, правы ли вы? (Посмотреть в словаре,  Интернете.) Объединитесь для работы в группах. Найдите и прочитайте значение слова «феерично». 1-я, 2-я и 3-я группы учеников работают со Словарем С.И.Ожегова и Толковым словарем иностранных слов. 4-я и 5-я группы работают с планшетами. Ответ: Феерично – фееричный, как в феерии, сказочно-красивый.Учитель: Удалось узнать значение слова? Украшаем елку.IV. Повторение изученного о наречии в форме игры «Верно – неверно»Учитель: Продолжаем работу. Послушайте утверждения. Докажите, верно или нет:- наречие – неизменяемая часть слова (неверно, часть речи);- наречия чаще всего поясняют глаголы и существительные (глаголы, прилагательные);- наречия имеют следующие разряды: места действия, образа действия, степень качества (время действия). Какие из них поясняют глаголы, а какие – прилагательные?- наречия отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие? (Нет.) На какие вопросы отвечают наречия? (Как? Где? Когда? Каким образом? И другие.)V. Контроль знаний Задание №1Учитель: Очень хорошо.  Работаем в паре. Используйте предыдущие ответы и заполните  схему, данную в ноутбуках. Не забудьте о правилах работы с ноутбуками.Дети работают в паре и заполняют схему.Учитель: Проверим  правильность выполнения задания.  Оцените вашу работу. Мы справились с заданием. Можем украсить елку.Схема поможет вам выполнить следующее задание. Продолжаем работать в паре. В четверостишиях (см. приложение) нужно найти наречия, записать их в схемы, распределив по группам. Подумайте, как верно выполнить задание.Ученики выполняют задание.Учитель: Проверим. Какие группы наречий получились? Назовите, какие наречия имеют значение – места  действия (ввысь, вперед); – время действия (однажды, сначала); – образа действия (мягко, слабо, весело).Обо всех группах сказали? (Нет. Не сказали о степени качества.)Отрывки из стихотворений, данные на слайде, помогут вам завершить схему.Какие наречия вы записали в последний столбик? (Очень, чуть.)Посмотрите на образец, найдите ошибки, оцените свои работы.Продолжаем украшать елку.Задание №2Учитель: Проверим, как «работает» наречие в нашей речи. Воспользуемся учебником. Разделитесь на группы. Получите карточки с заданием:1. Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 79, рис. 1). Обратите внимание на наречия, данные к ним.2. Сочините историю по рисунку (5-7 предложений).3. Используйте наречия, данные в учебнике, и те, которые встретились во время работы на уроке (при необходимости).4. Запишите получившийся текст  на ваших листах.Прочитайте получившиеся тексты. Какой рассказ понравился больше? Почему? Ответы учеников.Учитель: Украшаем елку.VI.  Домашнее заданиеУчитель: У вас получились очень интересные истории. Дома запишите наиболее понравившийся рассказ и  придумайте  продолжение. Оформите книжку-малютку.VII. Итог урока.  РефлексияУчитель: Наша елочка стала очень красивой. Все шары на елке. Собрав их вместе, вы сможете прочитать новогоднюю историю. Урок подходит к концу. Какая же часть речи была у нас хозяйкой?  (Наречие.) Что мы знали о наречии? Что мы узнали о наречии? Что еще вы хотели бы узнать о наречии? Во время беседы учитель заполняет таблицу на магнитной доске. Учитель: Спасибо за работу!  Приложение Простые игрушки сквозь щелкуОднажды увидели елку:«Давайте-ка елку нарядим!Залезем на ветку и сядем!»Мягко светятся иголки,Хвойный дух идет от елки.Ветви слабо шелестят,Бусы яркие блестят.Кому охота в Новый годПопасться в лапы волку?Зайчата бросились впередИ прыгнули на елку.Елочка, елочка,Яркие огни.Синими бусами,Елочка, звени.Елка плакала сначалаОт домашнего тепла.Утром плакать пересталаЗадышала, ожила.И дрожат ее иголки,На ветвях огни зажглись,Как по лесенке, по елкеОгоньки взбегают ввысь.Бусы повесили,Встали в хоровод.Весело, веселоВстретим Новый год.Прим. ред. Материалы к уроку – презентация, детские тексты, песня «Новогодние игрушки» – размещены на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/838.​Елена ШЕРБУСТАНОВА, учитель начальных классов гимназии №1 города Щекино Тульской области, учитель года Тульской области-2013


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту