search
main
0

Федор ПОПОВ: Блокадников кормила другая дорога, о которой никто не знал

27 января – 75‑я годовщина снятия блокады Ленинграда. Как оказалось, кроме Дороги жизни в Ленинград вела еще одна дорога. Как утверждает директор киностудии «ВГИК-дебют» режиссер Федор Попов, по ней в блокадный Ленинград было доставлено в три раза больше продовольствия, чем по Дороге жизни. Ее называли дорогой смерти…

– Федор Максимович, в исторической памяти существовала одна дорога, по которой доставлялось продовольствие в Ленинград. Вы нашли факты, которые утверждают обратное?
– Факты нашли не мы, просто о них мало кто знал. Была написана глубокая, подробная, содержательная монография военным историком Валентином Михайловичем Ковальчуком. Когда я начал работать над сценарием картины «Коридор бессмертия», он еще был жив. Я не успел взять у него интервью, он умер…
– Он ленинградец?
– Да. И собранные им документы легли в фактическую основу нашего сценария. А узнал я об этой теме, прочитав небольшую публикацию в каком-то журнале, не имеющем отношения ни к железной дороге, ни к войне. Второй источник – Мария Ивановна Яблонцева, которая тоже недавно ушла из жизни. Она была из сорок восьмой колонны особого резерва наркома путей сообщения. Я с ней делал документальный фильм «Колонисты». Главный наш герой – это реальный человек Георгий Иосифович Федоров по кличке Жора Полундра. Он был командиром поезда, который курсировал по этой дороге. Когда мы снимали картину «Коридор бессмертия», нам позвонил его внук. Дал нам рисунки, документы. Еще источник – Даниил Александрович Гранин, недавно тоже ушедший из жизни. Он был в блокадном Ленинграде, был нашим консультантом. Прочел внимательно сценарий и сказал: «Девчонки настоящие, я знал таких». Приезжал на съемки, смотрел материал.
– И вы решили снять по этой истории фильм?
– Да, написали сценарий с Дмитрием Каралисом. Сняли на студии «ВГИК-дебют». Сейчас картина закончена.
– Что вас поразило больше всего в этой истории?
– Вот эта цифра: дорога была построена за 17 дней, ее строили 5 тысяч человек. 18 января 1943 года блокада была прорвана. Тут же было принято решение строить дорогу. Через Неву навели мост, а ширина Невы в том месте более километра, мост построили длиной 1300 метров. Его делали вогнутым, потому что течение большое, чтобы не снесло. Эти факты меня поразили еще и тем, что они были, по сути дела, неизвестны. Знали только железнодорожники на Октябрьской дороге. Они каждый год приезжали на это место в годовщину сдачи моста.
– Сколько там погибло людей?
– Точной цифры не помню, но знаю, что в сутки было в среднем примерно до трех прямых попаданий в поезда. Иногда больше, иногда меньше.
– А сколько поездов проходило в сутки?
– К апрелю 1943 года – до 30 поездов. И один поезд перевозил грузов, как тысяча грузовиков-«полуторок». То есть один поезд перевозил полторы тысячи тонн груза. Вот умножьте на 30. Дорога смерти перевезла 75% всех грузов. Дорога жизни – ладожская – 25% всех грузов.
– Меня всегда смущал этот факт – как можно было накормить город одной дорогой…
– Знаете, эта вторая дорога спасла Ленинград. Через неделю, после того как дорога заработала, карточки ленинградцев сравнялись с московскими. Город ожил, трамваи пошли. Дорога, по сути дела, создала условия для победы.
– О ней знали в Ленинграде?
– Нет. Люди, которые работали на ней, приходили работать просто за паек. Там кормили. Кто понимал вообще, что это за дорога? О ней просто не знали. Записывались на курсы кондукторов. Кондукторы – это не те, кто билеты проверяет, это те, кто знает все про сцепки, сигнальные фонари, обслуживание эшелонов. В последнем вагоне сидели два кондуктора, и они передавали сигналы для идущего за ними поезда, потому что поезда шли без освещения, без фонарей. Ширина коридора была от 4 до 8 км, некоторые участки простреливались прямой наводкой немцами, они еще и бомбили с воздуха. При попадании в поезд кондукторы выставляли петарды. И машинист следующего поезда понимал, что пути разрушены. Попали в поезд – сразу бежит девчонка эта, кондуктор, назад, отсчитывает 800 шагов и ставит петарды. Петарды – это такие штучки, которые взрываются, когда поезд идет, грохот создают. И понятно, что что-то происходит. И поезд, следом идущий, тормозит. У нас в картине есть такие эпизоды.
– А ремонтные бригады – это тоже были девочки?
– Дорогу строили в основном женщины. Хотя были и ленинградские метростроевцы, и железнодорожники. Но большинство – женщины, поскольку мужчины были на фронтах. Кстати, многие машинисты просто вынули бронь из военного билета и пошли добровольцами на фронт. Их потом спецрейсами свозили в Ленинград, когда эта дорога заработала, чтобы они водили поезда.
– То есть машинистами брали только проверенных людей?
– Конечно. Поезд обслуживали 11 человек. За удачно проведенный поезд давали небольшую норму хлеба, пачку сигарет. Масла могли дать. За мародерство расстреливали на месте. Разбомбили поезд, голодные люди набрали себе еды – их расстреливали…

P.S. Фильм Федора Попова «Коридор бессмертия» выйдет на экраны 9 Мая 2019 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте