Художник, философ, писатель, поэт, музыкант, защитник окружающей среды, экспериментатор, заведующий лабораторией дистанционных обучений в Современном гуманитарном университете столицы…
Имя Федора Конюхова уже сейчас, при жизни – на страницах Всемирной энциклопедии “Хроника человечества”. Ему принадлежит первое место в рейтинге планетарных путешественников.
Без всякого преувеличения можно утверждать: в ХХ столетии никому не удалось сделать столько: трижды побывать на Северном полюсе и в одиночку достичь полюса Южного, подняться на Эверест, покорить вершины всех континентов, три раза в одиночку обойти на яхте вокруг света. Всего за его плечами более 40 уникальных экспедиций, в том числе не имеющих аналогов в мире.
О нем пишут как о человеке-легенде, планетарном покорителе вершин, полюсов, труднейших маршрутов, русском Колумбе, Миклухо-Маклае ХХ века. Наш брат-журналист вдохновляет читателей историями о “величайшем авантюристе”.
В 1983 году в 33 года он стал самым молодым членом Союза художников СССР. Его работы выставлялись в Польше, Дании, Канаде, Сирии, Испании, Франции, Марокко и других странах. Их приобретают музеи и коллекционеры. Его видение мира в полной мере отражает самобытный склад личности. “Прежде, чем рисовать дерево, почувствуйте, как оно растет”, – таково его творческое кредо.
Так какой же он – Федор Конюхов? Чтобы понять, наверное, надо вывести воображение за границы привычных условностей нашей жизни.
Сам о себе он сказал так: “Я родился на этой Земле и хочу ее познать, познать этот Мир и себя в нем”.
– После общения с вами у всех возникает вопрос: так есть ли предел человеческих возможностей? “Примерив на себя” ваши приключения, испытываешь эдакое “томление в груди”, ощущение, будто ветер дальних странствий всколыхнул тихую заводь рутинной повседневности. Но останавливает страх: а справлюсь ли, выдержу?
– Предел возможностей человеческого тела, может быть, и есть. Но меня не интересуют просто физические усилия при преодолении трудностей, необходимые, например, на пути к полюсу, при восхождении на Эверест, плавании вокруг мыса Горн. Я получаю удовольствие, когда ко мне приходят духовные силы. Преодолеваю путь сначала духом, а потом уже телом. А для духовных сил никаких преград и ограничений не существует. Не надо загонять себя в привычные рамки. Надо просто видеть впереди цель. Когда путник идет по дороге и до намеченной им цели осталось немного, а день близится к концу – неужели он будет оглядываться по сторонам или на пройденный путь? Тем самым рискует растерять время и не достигнуть желанного рубежа.
– Обратила внимание: в кульминационные, победные моменты – на величайших вершинах, полюсах – вы фотографируетесь непременно с российским флагом в руках…
– Если мы все – патриоты своей страны, если мы действительно любим Россию, наш флаг, то почему же редко бываем первыми? На Эвересте первым был флаг англичан. Не мы первыми стояли на полюсах. Я не преклоняюсь перед иностранцами, просто хочу, чтобы, зная историю путешествий, мы тоже смогли стать первопроходцами на неизведанных тропах Земли. Ведь только в 1990 году первый русский отправился покорять планету на яхте “Караана”. И спасибо Владимиру Шахову из Владивостока – генеральному директору страховой компании “Дальроссо”, который знал еще до начала моей экспедиции, что идет на большой риск, покупая в Австралии “Караану” для моего путешествия. Но ему небезразличны престиж страны, честь ее и достоинство. И Россия вышла на просторы Мирового океана не только на своих военных кораблях, но и на спортивных яхтах.
– Но что же все-таки тянет в рискованные путешествия? Может быть, самолюбие?
– И оно тоже. Прежде всего я – романтик, искатель приключений. Меня редко можно встретить в городах. Не принимаю саму их сущность, городскую атмосферу. Она “выталкивает” меня в новое путешествие, к новым приключениям. Давно вынашиваю идею трижды обойти планету на яхте без заходов в порты. Но идея эта стара, как наш мир. Готовясь к плаванию на своих каравеллах, Христофор Колумб лукавил, когда говорил о заокеанских сокровищах. Он просто искал и хотел найти нечто новое. Любознательность и любопытство были и остаются одним из важнейших рычагов человеческого прогресса.
По вере я христианин, по профессии – путешественник. С детства ношу в душе то вечное беспокойство, которое гонит многих на поиски приключений. Хотя сердцу ближе тихая, спокойная жизнь. Но у меня так не получается. Еще в юности определил в своем дневнике некий план, рассчитал, сколько лет учиться, сколько – путешествовать, затем заняться искусством. А к 70 годам стать деревенским священником. Но это была теория. У меня до конца не получается порвать с привычным и выйти на новый жизненный виток. Может быть, это страх. В путешествии я знаю, что делать. Знаю, как организовать экспедицию, как вести яхту вокруг света. А в мире творчества пока четко не представляю, какой дорогой идти. Хотя и стремлюсь подчинить свою жизнь именно творчеству. Ведь только оно приносит настоящую радость.
– До ухода на покой еще далеко. Знаю: планов у вас – океан. Только в ближайшем будущем два крупных проекта…
– Да, в середине апреля стартует первый этап Международной научно-исследовательской экспедиции “По следам Великого шелкового пути 2002-2004”. Экспедиция проводится при поддержке президента Республики Калмыкия Кирсана Илюмжинова. Я выступаю как руководитель. У меня давно зародилась идея пройти этот исторический маршрут на верблюдах, снять фильм, написать новые картины и книгу об этом пути. А в октябре-декабре 2002 года попробую покорить океан на гребной лодке “УралАЗ” в одиночку. Для России это станет первым в истории таким походом: через океан – на веслах. Планирую его как продолжение выдающихся походов на гребной лодке россиянина из Липецка Евгения Смургиса который в 1993 году впервые в мире сделал попытку обойти на веслах земной шар. Может быть, это удастся сделать мне. Лодка практически готова, строили ее на автомобильном заводе “Урал”. Завод выступает и генеральным спонсором моего океанского гребного марафона. Постараюсь не подвести тех, кто в меня верит.
– Во время экспедиций продолжите многолетний эксперимент в области дистанционного обучения в экстремальных условиях, проводимый Современным гуманитарным университетом?
– Методики и оборудование, разработанные СГУ, я успешно опробую уже три года. Во время кругосветных гонок на борту океанской яхты, которая была построена на средства университета, на просторах Аляски во время гонки собачьей упряжки и теперь вот – в условиях высоких температур пустыни Калмыкии.
– Ваш пример для подражания замечателен, а опыт бесценен, уникален. Хорошо было бы воспитать преемников.
– У меня в Находке с 1989 года есть уже “Школа путешественников”. Там разработал целую программу. Построены специально для ребят домики, чтобы они спортом занимались, на лошадях ездили, рыбу ловили с рыбаками, с охотниками в тайгу ходили, об экологии края заботились и про церковь не забывали. Мечта моя – и в Москве такую школу открыть. Эти школы и дружили бы между собой. Задумок о воспитании детей много, но очень трудно все эти идеи “пробивать”.
– Но ведь государство внимательно следит за вашими успехами. Постоянно приходят благодарственные письма за укрепление престижа России. Писали Ельцин, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал Владимир Куроедов, депутаты Госдумы. Вами восхищаются и в других странах. Неужели не поддерживают?
– Сейчас, конечно, стало легче. И все равно, в основном дела движутся благодаря отдельным помощникам-энтузиастам. Но все больше людей понимают, что мной в путешествиях и проектах движет не честолюбие и корысть, а желание поднять авторитет России на высоту, которой она достойна.
– Если у читателей “Военного образования” будут к вам вопросы, могут ли они задать их?
– Буду рад. Если мой опыт даст кому-нибудь верные ориентиры в жизни, значит, я выбрал правильный маршрут.
В целом мне очень интересна идея этого издания. Проблемы, которые оно поднимает, тоже. Готов к сотрудничеству с ним. Давайте скажем читателям, у которых будут ко мне вопросы: пишите – “Военное образование”, Федору Конюхову.
Беседовала Ирина ПАВЛЮТКИНА
Комментарии