Каковы перспективы развития сети федеральных университетов, какие вузы в нее войдут, каким образовательным программам следует отдавать предпочтение – многопрофильным или ориентированным на узкую специализацию? Этим вопросам было посвящено заседание межведомственной рабочей группы по реализации приоритетного национального проекта «Образование», состоявшееся в Министерстве образования и науки РФ 28 мая.
Напомним, что 7 мая Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о создании сети федеральных университетов. В тот же день Владимир Путин, озвучивая свое видение работы нового Правительства на заседании Государственной Думы, сообщил, что сеть будет включать в себя от 16 до 20 учреждений высшего образования в разных регионах страны. В частности, один из таких научно-образовательных центров, согласно президентскому указу, предполагается создать на Дальнем Востоке.
На заседании межведомственной рабочей группы, которое провел помощник Президента РФ Аркадий Дворкович, концепцию создания федеральных университетов на своей базе представили три вуза – Дальневосточный государственный университет (ДВГУ), Московский институт стали и сплавов (МИСиС) и Московский инженерно-физический институт (МИФИ). Из проекта, предложенного ДВГУ, очевидно, что программа университета будет ориентирована на решение геополитических задач и в первую очередь на инновационное развитие Дальневосточного федерального округа. Как сообщил ректор ДВГУ Владимир Курилов, к университету предполагается присоединить ряд вузов Приморского края и сконцентрировать усилия на пяти основных направлениях. Это подготовка специалистов для комплексного изучения и освоения ресурсов Мирового океана, реализация научно-образовательных программ и разработок в области био- и нанотехнологий, укрепление позиций русского языка на Дальнем Востоке России и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, а также комплексное изучение политических, экономических и социальных процессов, происходящих в этих странах. Пятым стратегическим направлением станет создание Международной школы бизнеса для подготовки управленческих кадров высшего звена.
Как отметил Аркадий Дворкович, в 2012 году на Дальнем Востоке будет проходить саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), и всю готовящуюся для его проведения инфраструктуру (здания, сооружения, апартаменты) предполагается в дальнейшем использовать для размещения университетского научного центра. «Уже сейчас строительство инфраструктуры, сооружений планируется с учетом того, что потом они будут использоваться в этих целях», – подчеркнул он.
У МИФИ более специализированная программа: 6 российских вузов и 18 учреждений начального и среднего профобразования планируется объединить в консолидированную систему подготовки высококвалифицированных кадров для атомной отрасли, ядром которой станет Федеральный ядерный университет. Приоритетными направлениями инновационной и научной деятельности этой образовательной системы ректор МИФИ Михаил Стриханов назвал ядерную физику, инжиниринг, стратегическое управление, экономику и современные информационные технологии.
МИСиС в свою очередь предлагает создать инновационно-технологический комплекс, который будет выпускать специалистов для широкого спектра системообразующих отраслей экономики. Приоритетами станут нанотехнологии и технологии новых материалов, телекоммуникационные, здоровьесберегающие технологии, технологии живых систем и рационального природопользования.
Все три вуза видят в основе финансовой модели новых университетов частно-государственное партнерство, в том числе создание целевых капиталов – эндаументов. Кроме того, внимание предлагается уделить фундаментальным научным исследованиям, а также созданию вокруг университетов полноценной инновационной среды: бизнес-инкубаторов, технопарков, венчурных фондов.
Подводя итоги обсуждения, Аркадий Дворкович порекомендовал вузам доработать свои концепции, обратив особое внимание на тесную интеграцию с наукой, подумать об экспорте образовательных услуг, а также четко определить конкурентные преимущества университетов, в том числе на международном уровне. В целом, по его словам, для формирования сети федеральных университетов предстоит решить еще немало как законодательных вопросов, связанных со статусом и самостоятельностью новых вузов, так и вопросов организационного характера, связанных с определением регионов, в которых будут развиваться эти университеты.
На заседании обсуждалась также проблема замены школьных автобусов, поставленных в регионы в 2006 году. Напомним, что за счет федерального бюджета помимо 22-местных машин тогда было закуплено 442 11-местных автобуса марки УАЗ. Однако выяснилось, что этот вид автотранспорта не соответствует требованиям государственного стандарта к транспорту для перевозки детей. Более того, оказалось, что ни один российский производитель не выпускает автобусы, подходящие для этих целей. Для решения этой проблемы перед российским автопромом была поставлена задача разработать модель детского автобуса на 11-13 мест, который бы полностью отвечал необходимым требованиям, а также доработать и сертифицировать УАЗы. Весной этого года на нескольких российских предприятиях уже начался выпуск новых моделей. Сегодня из 442 автобусов, не соответствующих ГОСТу, заменено 220. С учетом климатических условий в отдельных регионах эту работу планируется завершить до 15 июля 2008 года.
Комментарии