Владимир ФИЛИППОВ,
министр общего и профессионального образования
– Скажу вам так: может быть, впервые педагогическому сообществу удалось добиться если не полного согласия, то вполне приемлемого консенсуса. Меня часто спрашивают: а зачем вообще нужна Федеральная программа развития образования? Есть же Закон “Об образовании”. Разрабатывается национальная доктрина. Министерство издает приказы и инструкции, утверждает положения и концепции, составляет планы и графики. На мой взгляд, Федеральная программа развития образования нужна, чтобы наша система работала в едином ритме на всем российском образовательном пространстве. Если Закон “Об образовании”, национальная доктрина – это стратегические документы, то в программе должна быть прописана наша тактика.
К сожалению, разработанную правительством в мае 1994 года программу Федеральное Собрание Российской Федерации так и не утвердило. Причины тому разные: организационные, политические, финансовые. Но, несмотря на то, что программа не получила статус закона, она все же действовала. Правда, правительство в ее рамках выделяло лишь средства на строительство и ремонт учебных заведений федерального подчинения.
Проанализировав в прошлом году сложившуюся ситуацию, мы пришли к выводу, что необходимо изменить подходы к разработке этой программы. Мы поняли, что надо сделать так, чтобы над ней работали совместно все заинтересованные организации и ведомства. Вот и создали авторитетную комиссию, куда вошли представители Российской академии наук, профсоюзов, РАО, Совета Федерации, Думы, нашего министерства. Получился документ, в котором учтены позиции всего педагогического сообщества. Профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации, правление Союза ректоров уже рассмотрели ее и приняли. Коллегия Министерства образования тоже одобрила. 16 июля программа будет рассматриваться на заседании правительства. В нынешней программе – две части, два этапа. В течение первых двух лет будут предприниматься меры, которые позволят сохранить сеть образовательных учреждений, поддержать их и провести в регионах ряд экспериментов, в том числе такие, как введение подушевого финансирования, образовательного страхования. Эти два года станут базой, на которой мы создадим условия для развития системы образования. Конечно, без средств Федеральную программу развития образования не реализовать. Поэтому каждый год будут утверждаться мероприятия в ее рамках и в бюджет закладываться средства для их реализации.
Я надеюсь, что к осени у нас будет полноценная программа, что к тому времени и правительство ее утвердит, и Федеральное Собрание примет.
Комментарии