search
main
0

Фантазия – залог будущих успехов

Воспитание ребенка в дошкольном учреждении не может быть изолировано от семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и родителей в воспитательно-образовательном процессе помогает всестороннему развитию личности ребенка и успешной подготовке к школе. Основанием для описания взаимодействия в дошкольном учреждении с родителями или лицами, их заменяющими, служит городская программа «Московская семья – компетентные родители» (авторы Е. Арнаутова, К. Белая, научный руководитель – заместитель начальника Управления дошкольного и общего образования Департамента образования Мария Цапенко).

__20. Поведение ребенка при встрече (подчеркнуть): спокоен, плачет, продолжает играть, просит подождать. Другое _

Г. ПРОХОРОВА,методист Северного окружного методического центра

В семье растет малыш, и наступает время, когда принимается решение: отдавать ребенка в детский сад или ограничиться домашним воспитанием. На семейном совете решено – посещать детский сад. К понятию «домашняя педагогика» добавляется понятие «общественное воспитание».

Что означает «домашняя педагогика»? Прежде всего это значит, что на формирование личности ребенка оказывает естественное воздействие весь уклад жизни семьи. В домашней педагогике есть семейные традиции, непреходящие ценности, формирующие в ребенке черты, которые делают его духовным продолжением своих родителей. Приобщение к общественному воспитанию, то есть поступление ребенка в детский сад, оказывает социализирующее воздействие на личность малыша. Поэтому в процессе воспитания и обучения дошкольника становится важным и необходимым взаимодействие родителей (или лиц, их заменяющих) и педагогов.

Желание родителей или лиц, их заменяющих, познакомиться с детским садом начинается с того, что родители сначала оценивают учреждение по косвенным признакам и по внешнему виду. Проходя мимо детского сада, они отмечают состояние участков для прогулки, состояние самого здания, наблюдают, как проводит прогулку воспитатель. Гуляя с детьми во дворе дома, беседуют с другими родителями о том, «какой детский сад лучше».

О порядке поступления в детский сад родители могут узнать из объявлений, помещенных или перед входом на территорию, или перед центральным входом в помещение детского сада. Информация о структуре дошкольного учреждения обычно находится у центрального входа.

Затем, как правило, родители в приемное время посещают детский сад, иногда вместе с ребенком. Доброжелательное, заинтересованное отношение к посетителям любого из сотрудников учреждения создает доверительную атмосферу. Если при таком посещении присутствует малыш, это может снизить его тревожность и в некоторой степени подготовить к приходу в детский сад. В процессе беседы, чаще всего с заведующей или старшим воспитателем, родители узнают о том, по какому направлению работает учреждение, какие новые формы дошкольного образования (Центр игровой поддержки развития ребенка, лекотека, группы кратковременного пребывания и т. п.) есть в детском саду, какие занятия проводятся с детьми, предусмотрены ли дополнительные услуги.

Если родители уже получили путевку в детский сад, то беседа дополняется посещением группы, в которую поступит ребенок, и по возможности знакомством с воспитателями группы. В дальнейшем родители или лица, их заменяющие, приглашаются для беседы в медицинский кабинет, чтобы узнать, какие документы должны быть представлены до посещения ребенком детского сада. Как правило, при первой беседе родителям заполнять анкеты не предлагают.

Перед началом учебного года назначается дата общего собрания, в котором принимают участие все сотрудники детского сада.

Одна из приоритетных функций сотрудничества дошкольного учреждения и семьи – приобщение родителей к нормативным компонентам дошкольного образования, информирование их о задачах, содержании и методах воспитания детей в детском саду и семье. Формы этого сотрудничества могут быть как индивидуальными, так и общегрупповыми, а также с небольшой группой заинтересованных родителей. Практически все сотрудники детского сада так или иначе контактируют с родителями своих воспитанников. Это могут быть, если их можно так назвать, «рабочие» контакты в процессе ежедневной организации жизни ребенка в детском саду. Например, малыша надо показать медсестре или врачу детского сада, утром передать его воспитателю, вечером взять из группы домой.

В проведении общего родительского собрания участвуют администрация, все педагоги, медицинские работники. Название темы общего родительского собрания, как правило, раскрывает его основное содержание. Оно должно быть интересно родителям и может быть сформулировано, например, так: «Добро пожаловать в наш детский сад» (для родителей вновь поступающих детей или лиц, их заменяющих); «Здоровье дошкольника – общая забота» (по теме сохранения и укрепления здоровья детей). Перед началом учебного года на общем собрании родителям рассказывают об учреждении, о том, как будет проходить воспитательно-образовательный процесс в целом.

Руководитель учреждения раскрывает содержание устава детского сада, акцентирует внимание родителей на основных положениях договора, представляет специалистов, которые работают с детьми. Если в детском саду используется дополнительное образование, то на эти виды работы составляются отдельные договоры.

Старший воспитатель знакомит родителей с основной воспитательно-образовательной программой, по которой работает дошкольное учреждение, а также рассказывает о вспомогательных программах, которые используются парциально (отдельными блоками, например, обучение рисованию).

Медицинский работник сообщает о санитарно-эпидемиологических нормах и правилах, которые должны учитываться родителями.

Если в дошкольном учреждении работают учитель-логопед, учитель-дефектолог или другие специалисты, то они знакомят родителей с особенностями компенсирующего сопровождения.

Для родителей не всегда очевидно содержание работы педагога-психолога, поэтому на общем собрании целесообразно поговорить об этом и, в частности, рассказать о том, что психолого-педагогическое сопровождение детей не ставит целью «бесконечное тестирование». Педагог-психолог с помощью различных методов выявляет уровень актуального развития ребенка, для того чтобы определить, какое направление развивающей работы следует выбирать в том или ином случае для всесторонней подготовки его к школе.

Структура выступления каждого сотрудника на собрании может быть составлена по единому плану:

1. Краткое представление специалиста (имя, отчество, специальность, квалификация, направление работы).

2. Основная цель работы с детьми.

3. Задачи, которые помогают реализации поставленной цели.

4. Методы и средства, которые используются в достижении цели.

Разумеется, содержание сообщения каждого специалиста будет при этом индивидуальным. Например, заведующая детским садом представляет родителям врача (или медицинскую сестру), сообщая кратко необходимые данные. Затем врач рассказывает о проведении оздоровительной работы, цель которой – укрепление здоровья детей, сообщает, что при поступлении в дошкольное учреждение родители должны принести справки о состоянии здоровья ребенка, на основании которых ведется медицинская карта, подчеркивает важность соблюдения единства режима дня и питания в домашних условиях и в детском саду. Для родителей может быть составлена памятка об одежде ребенка в разное время года. Медицинский работник также напоминает о том, что следует сообщать о заболевании ребенка, и рассказывает, как поступать в этом случае.

На общем собрании родителей знакомят с персоналом, который обеспечивает питание детей, уборку помещений детского сада, благоустройство учреждения и охрану детей, заботится о том, чтобы было уютно. Это младшие воспитатели, заведующий хозяйством, повара, дворники, сотрудники охраны, дополнительный персонал в соответствии с видом детского сада.

В дошкольном учреждении около центрального входа в рамках подготовки к такому общему собранию может быть оформлен стенд «Мы заботимся о ваших детях», на котором размещаются фотографии сотрудников с указанием имени, отчества, фамилии, должности.

Одной из форм проведения общего собрания может стать родительская конференция в конце учебного года, на которой родители обмениваются мнениями о том, как прошел учебный год, какой положительный опыт приобрели дети, высказывают пожелания по улучшению работы с детьми.

При проведении встреч с родителями в возрастных группах к обсуждению (в дополнение к традиционным) могут быть предложены такие темы.

Младшая группа:

«Обогащение двигательного и речевого опыта малыша в повседневном общении».

«Почему двигательная активность важна для умственного развития».

«Какое значение имеет кризис трех лет в развитии ребенка».

«Телевидение и компьютер входят в жизнь малыша».

«Что важнее – учить буквы или развивать чувства?»

Средняя группа:

«Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций».

«Домашние игры, развивающие речь».

«Игра – это развитие любознательности, воображения и творчества».

«Животные в доме».

«Педагогика родительского запрета».

Старшая группа:

«Книги домашней библиотеки».

«Трудовое воспитание в семье».

«Как помочь ребенку выразить «запретные» чувства».

«Семейный туризм: «за» и «против».

«Разговорная речь взрослого как средство воспитания ребенка».

«В рисунках отражается внутренний мир ребенка».

Подготовительная к школе группа:

«На пороге школы».

«О пользе игры для социального взросления ребенка».

«О пользе художественного творчества».

«Почему необходимо соблюдать двигательный режим».

Просветительская информация подготавливается всеми специалистами дошкольного учреждения. Она может быть оформлена в виде стендов, альбомов, папок-передвижек.

Цель размещения информационных стендов – ознакомление родителей с различными аспектами воспитательно-образовательного процесса. При подборе информационных материалов используются нормативные документы (например, Конвенция о правах ребенка), интересные статьи, красочные иллюстрации. Информация на больших стендах, размещенных в холлах детского сада, раскрывает общие закономерности развития детей.

На стендах в возрастных группах следует обновлять материал 1–2 раза в месяц. Для привлечения родителей к взаимодействию воспитатели могут использовать возможности современных технических средств, например, групповые информационные стенды оформляются фотографиями из жизни детей возрастной группы, текст в этом случае должен быть небольшим по объему, а фотографии – соответствовать заданной тематике.

На одном стенде размещается материал по одному или двум близким по содержанию или, наоборот, контрастным направлениям развития детей:

«Физкультура дома» – «Физкультура в детском саду» (фотографии детей, занимающихся физкультурой).

«Наши чувства и эмоции» (сюжетные фотографии, на которых через позу или выражение лица «читаются» те или иные переживания детей в различных ситуациях, вызывающие ярко выраженную эмоциональную реакцию) – «Учимся считать» (фотографии дидактического материала или детей, работающих с ним).

Наряду с демонстрацией положительных аспектов можно использовать показ тех или иных проблемных ситуаций. Например, тема «Формирование культурно-гигиенических навыков» иллюстрируется фотографиями режимных моментов (одевание на прогулку). Здесь можно включить сюжет о поиске ребенком своих вещей, на которых нет индивидуальных меток с его именем, или показать, насколько сложно справиться малышу с неудобной обувью или тесным комбинезоном. Забавные подписи к фотографиям несколько смягчат остроту снимка. Например, «Как же найти свою одежду? Буду искать по особым приметам!» или «Ох, нелегкая это работа – натягивать ботинок на ногу!», «А космический скафандр никогда без помощи и не надевается!».

На выставочных стендах размещают творческие работы детей, красочные панно, фоторепортажи о проведенных мероприятиях, рекомендуемую литературу для родителей и тому подобное.

Для информации о проведенных творческих мероприятиях лучше использовать так называемые магнитные альбомы, в которых иллюстрации или фотографии прикрепляются с помощью снимающейся прозрачной пленки. В альбомах наряду с фотографиями помещают детские рисунки о прошедшем событии, например, проведенном празднике. Там могут быть и забавные высказывания дошкольников, записанные взрослыми. Таким образом, прошедшее мероприятие оценивается не только взрослыми, но и детьми. И это запоминается!

Папка-передвижка (передается, «передвигается» от педагога к родителям) – еще одна из форм взаимодействия с родителями. Размер папки должен быть компактным, лучше в половину альбомного листа (А-5), чтобы можно было убрать в небольшую сумку. На обложке помещается рисунок, аппликация или коллаж. Вполне допустимо использовать небольшой альбом для фотографий (не более 16 листов).

Папка-передвижка, как правило, содержит информацию по конкретному запросу. Ее предлагают родителям для ознакомления с материалами в домашней обстановке, для обсуждения в семье. Например, неуместно давать советы родителю по острым вопросам воспитания в присутствии других. Предложив папку-передвижку с определенной тематикой (например, детская ложь, присвоение чужих вещей), педагог создает мотивацию у родителей к обсуждению возникшей проблемы.

Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог также используют эту форму взаимодействия. Содержание материалов папки варьируется от описания закономерностей развития ребенка до индивидуальных рекомендаций. Например, по теме «Значение воображения для речевого развития» (по Л. С. Выготскому) предлагается игра «Превращалки»:

Во что превратится…

стул без спинки (табурет)

стол без ножек (доска)

чашка без ручки (стакан)

окно без стекол (рама)

книга без страниц (обложка)

кофта без рукавов (жилетка)

подушка без перьев (наволочка)

дерево без веток (бревно)

Для всестороннего развития дошкольников благоприятным становится продуктивное взаимодействие специалистов, работающих в учреждении.

В общеразвивающем детском саду это воспитатель группы, педагог-психолог, медицинская сестра, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре.

В дошкольных учреждениях комбинированного и компенсирующего вида к ним присоединяются учитель-логопед, учитель-дефектолог, сурдопедагог, тифлопедагог и т. д.

Преемственность детского сада и семьи осуществляется с участием всего педагогического коллектива.

Если в детском саду нет педагога-психолога, то эти виды работы с родителями может выполнять воспитатель группы.

Совместное участие специалистов детского сада в мероприятиях станет более привлекательным для родителей, так как будет продемонстрирована заинтересованность всего педагогического коллектива в развитии детей.

Для обеспечения преемственности детского сада и семьи специалисты планируют проведение для родителей консультаций, выставок, совместных праздников на протяжении всего учебного года.

Иногда групповые родительские собрания воспринимаются родителями как вынужденная процедура. Чтобы оживить эту форму взаимодействия с родителями, заинтересовать их, воспитатели могут включать в собрания показ работы с детьми – это может быть и проведение общего досуга с заданиями для родителей, и подготовленный детьми небольшой концерт на какую-либо тему. Например, «А у нас в семье…» – дети исполняют любимые семейные песни, читают стихотворения, показывают инсценировки «Пришли к нам гости». Такие групповые мероприятия могут рассказать родителям о взаимоотношениях ребенка со сверстниками, продемонстрировать достижения или, наоборот, корректно показать сложности.

Родительское собрание можно спланировать так, чтобы в начале проводился показ занятия с детьми, а родители были бы наблюдателями, затем предлагалось обсуждение увиденного. Отмечу, что показ занятия в реальном времени возможен в группах детей старшего возраста, так как собрание проходит во вторую половину дня, ближе к вечеру. Для малышей это сложно, к концу дня дети устают. В этом случае можно заранее провести видеосъемку занятий или режимных моментов, соответствующих тематике проводимого мероприятия. Кстати, к организации видеосъемки также можно привлечь и родителей.

Приведу пример проведения группового комплексного родительского собрания на тему «Эмоциональные особенности детского восприятия».

Родители приглашаются на собрание, на котором будет проведен показ занятия с детьми по обучению рисованию. Родители рассаживаются таким образом, чтобы не отвлекать детей от процесса занятия.

Показ занятия по рисованию «Зимующие птицы»

Воспитатель, который проводит занятие, сообщает цель: учить изображать красками зимующих птиц.

Детям предлагают нарисовать две картины с несложным изображением.

Для первой картины воспитатель предлагает детям заготовки с зимним деревом (то есть контур дерева и ветви). Инструкция подается по частям, воспитатель напоминает, каким будет следующий этап. Выполненные рисунки откладываются, и начинается второй этап работы.

Дети берут чистый белый лист бумаги для второй картины. Объяснение проводится целиком, задание не поделено на части, сообщается общий ход выполнения, и дети начинают рисовать.

У родителей есть возможность оценить качество выполнения двух работ своим ребенком. Становится очевидным, что задание, которое давалось обобщенно, не было поделено на этапы, оказалось для ребенка более сложным, это становится понятным при сравнении двух работ (как правило, у большинства детей второй рисунок выполнен хуже). Если же ребенок справился с обоими заданиями одинаково хорошо, то это является показателем изобразительных способностей ребенка.

Вместе с родителями педагог делает вывод: «Ребенку легче выполнять работу, если расставлены внешние маркеры, объяснения даются постепенно, по мере выполнения. На чистом листе рисовать труднее, то есть не все дети могут начать работу сразу. При повышенной тревожности, неуверенности ребенок боится «испачкать» белую поверхность, длинное объяснение запоминается плохо, дети путают, в какой последовательности рисовать».

Родителям предлагается обсудить эмоциональные особенности детского восприятия и использовать прием «поэтапного объяснения задания» и в детско-родительских отношениях. Как заставить дошкольника собрать игрушки?

Возможен такой вариант:

– сказать, что сначала мы уберем кубики: «Ну-ка, найди все до одного». Полезно использовать юмор – держа в руках машинку, вслух рассуждать с игровой интонацией: «Интересно, это кубик или нет? Кто подскажет? А кто уберет?»;

– затем, что уберем большие игрушки: «Как думаешь, медвежонок – это большая игрушка или не очень? А если сравнить с зайцем? Если их посадить рядом, они не подерутся? Давай попробуем»;

– потом – мелкие: «Какая же тут самая маленькая?».

При одевании на прогулку с ребенком также обсуждались вопросы: «Какую вещь наденем сначала, а с какой ноги начнем? С левой, с правой? А какая левая?» Другими словами, нужно дополнять бытовые действия познавательными заданиями.

Поощряется желание родителей рассказать о своем опыте решения ситуаций отказа.

Включение открытых занятий по разным разделам программы может способствовать активизации позитивного общения как родителей с педагогом, так и родителей со своими детьми. Так, заранее сообщается, что в занятие по ознакомлению с окружающим будут включены рассказы детей и показ фотографий о том, как вместе с родителями они проводили выходной день. Как правило, это помогает родителям чаще отрываться от бытовых дел и с пользой не только для детей, но и для себя организовать, например, поездку по Москве и сделать соответствующий «фоторепортаж».

Интересны для родителей и творческие конкурсы, при подготовке которых предполагается совместная деятельность родителей и ребенка.

Например, конкурс на тему «Лучший рецепт домашнего пирога». Рецепт может быть представлен в виде красочного буклета или плаката. Основное требование – чтобы иллюстрации были сделаны ребенком.

Такое задание подразумевает, что даже в семьях, где никогда и не было «семейных пирогов», такой рецепт будет написан, а там уже и до процесса совместного приготовления дойдет.

Призы присуждают, естественно, за все рецепты, каждой семье свой: «За оригинальность», «За соблюдение традиций», «За смешное название», «За размер», «За удивительную форму».

Сами призы могут быть в виде морального поощрения, например, представителю семьи, получившей приз «За оригинальность», разрешается выбрать стихотворение и прочесть его на празднике. Призом «За соблюдение традиций» может быть выполнение одной из главных ролей в детском спектакле и т. д.

Одним из ведущих специалистов по взаимодействию с родителями в детском саду становится педагог-психолог.

Для осуществления преемственности детского сада и семьи проводится беседа с родителями или лицами, их заменяющими. Диалог с родителями начинается с того, что психолог уточняет запрос семьи. В процессе беседы выясняют принятые в семье способы общения с ребенком, его привычки и склонности. Родителям предлагают заполнить анкету, в которой нужно уточнить предпочтения ребенка, его любимые занятия, особенности питания, физических нагрузок. Практика показывает, что предлагать заполнить анкету целесообразно после 2–3 месяцев посещения ребенком детского сада. Если общение родителей с психологом начинается с заполнения анкеты, то это вносит в беседу официальность и не способствует доверительности разговора.

Приведу пример одной из анкет, которую педагог-психолог предлагает заполнить после 2–3 месяцев посещения ребенком детского сада.

«Уважаемые родители!

Ваш ребенок недавно начал посещать детский сад. Просим вас рассказать о том, как малыш чувствует себя дома. Ответы на вопросы анкеты помогут педагогам найти индивидуальный подход к нему.

Имя, фамилия ребенка __________________ Возраст _____________ гр. № _______________

1. Режим дня ребенка дома (основные моменты): время пробуждения _____, завтрака _____, обеда _____, дневного сна ______, прогулки _____, игр и занятий с ребенком _________

2. Особенности темперамента ребенка и его подвижности (подчеркнуть): обычный, очень подвижный, замедленный, другое _____________________________________________

3. Есть ли «всплеск энергии» дома после детского сада? __

_________________________________________________

4. Многочисленны ли дома контакты у ребенка, его родителей? ________________________________________________

5. Стремится ли ребенок к общению со сверстниками? ___

__________________________________________________

6. Есть ли любимая игрушка (какая)? _________________

7. Был ли «ознакомительный визит» в группу: что показали? что понравилось? что не понравилось? _______________

8. Есть ли дети, которые понравились ребенку? _________

9. Были ли попытки играть с ними? Удачные ли? ________

10. Есть ли в группе дети, которые постоянно обижают вашего ребенка? ______________________________________

Как обижают? _____________________________________

Почему? (ваше мнение) _____________________________

11. Отдает ли кому-то предпочтение, почему? __________

12. Совпадает ли это с вашим мнением? _______________

13. Может ли обратиться к воспитателю с вопросом, просьбой? _________________________________________

16. Рассказывает ли дома о воспитателях, отвечает ли на вопросы? __________________________________________

17. Играет ли дома в детский сад (подчеркнуть): самостоятельно, с игрушками, с родителями? Предпочитаемая роль, возможные сюжеты: __________________________________

18. Плачет ли ребенок при разлуке? ___________________

19. Спрашивает ли, когда вы его заберете? ____________

20. Поведение ребенка при встрече (подчеркнуть): спокоен, плачет, продолжает играть, просит подождать. Другое __________________________________________________

21. Утром отказывается идти в детский сад? ___________

22. Говорит ли о детском саде в выходные дни? _________

Для предупреждения конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях педагог-психолог инициирует:

– создание «банка проблемных ситуаций», регулярные или экстренные разборы проблемных ситуаций, возникающих как дома, так и в детском саду;

– оформление копилки «Советы на каждый день»;

– организацию Клуба профессиональных родителей, на заседаниях которого более опытные родители могут дать совет другим родителям, например, как выходить из конфликтной ситуации в общении с ребенком. Чтобы родители не опасались последствий своих высказываний, разбор может проходить и анонимно, через «адвоката», представителя интересов «пострадавшей стороны». Основная задача – найти конструктивное решение, чтобы сохранить эмоциональный комфорт ребенка.

В городской программе «Московская семья – компетентные родители» указывается: «Эмоциональная функция семьи состоит в удовлетворении потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Психическая травма – это переживание, в центре которого находится определенное эмоциональное состояние. Психотравмирующее переживание – это состояние, сильно воздействующее на личность в силу выраженности (остроты), длительности либо повторяемости. Болезненные переживания являются лишь следствием нарушенных взаимоотношений.

Ребенок имеет потребность в признании и симпатии, удовлетворение этой потребности зависит от взрослых членов семьи. В силу своего возраста дошкольник еще не может высказать эту потребность и находит для нее другие способы выражения (поступки, привлечение внимания.) Однако если между взрослыми членами семьи нет согласованности в требованиях к ребенку, ему достаточно сложно получить признание, и дошкольник приспосабливается более или менее успешно к различным требованиям. Это требует от ребенка больших психических усилий и повышает уровень тревожности».

Эмоциональный аспект детско-родительских отношений в настоящее время остается маловостребованным. Молодые родители стараются как можно раньше «интеллектуализировать» ребенка, однако в раннем возрасте важнейшее – развитие эмоциональной сферы малыша. Если отношения с ребенком выстраиваются только на познавательной основе, то это обедняет палитру чувств ребенка, не дает возможности развиться «полутонам» в отношениях.

Затруднение вызывает и понимание родителями «телесных» сигналов эмоционально заряженного ребенка. Например, то, что ребенок бесцельно бегает по кругу, показывает, что малыш возбужден. Если пытаться остановить его движение окриком, то ребенок скорее всего не среагирует на окрик, не услышит, поэтому следует мягко остановить его рукой. Громкие окрики, как и громкая речь вообще, для маленького ребенка неприятны, дети чаще всего не воспринимают смыслового содержания окрика, а чаще пугаются резкого звука. Для малышей громкий звук равен «злому звуку». Иногда дети это показывают, закрывая уши руками.

Чередование наказания и поощрения в воспитании ребенка ставит родителя в позицию «судьи». Но наиболее эффективное средство установления контакта с дошкольником – использование игровых методов.

Как эффективно организовать общение с ребенком? Педагог-психолог предлагает родителям научиться играть совместно с ребенком. Одной из форм работы в этом направлении может быть проведение семинара-практикума.

Семинар-практикум для родителей «Играем вместе»

Вступительная часть

Развитие дошкольника происходит в игре. Это означает, что знания, полученные от взрослых, будут приняты внутренним миром ребенка, если они проигрываются и закрепляются в ведущей деятельности.

Практика показывает, что если в детском саду мало уделяют внимания игре или продуктивной деятельности, то родители жалоб не высказывают. А ведь сюжетная игра именно тот фундамент, на котором выстраиваются коммуникативные навыки, способы общения со сверстниками. Это означает, что только в условиях игры, не дидактической, а сюжетно-ролевой, всесторонне развивается личность ребенка. Когда ребенок играет, то он сам выполняет ведущую роль в выбранной ситуации, а не подчиняется указаниям взрослого. Это развивает и самостоятельность.

Игры с движением, или подвижные игры, развивают волевые качества и произвольность высших психических функций, в том числе внимания и памяти. Например, игра «Найди и промолчи» (для детей от 5 лет).

Цель: воспитывать умение контролировать свои эмоции, развивать волевые качества.

Дети стоят в кругах, обозначенных мелом на асфальте (нарисованных на земле), взрослый объясняет детям, что где-то спрятан предмет, который будем искать. Однако когда найдешь, то громко говорить об этом нельзя. Надо подойти тихо к взрослому и сказать шепотом, где увидел спрятанный предмет. После этого вернуться на свое место.

По сигналу «Найди и промолчи!» дети начинают движение. Те, кто уже нашел игрушку, тихо сообщают об этом взрослому. Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей не найдут игрушку.

В игре в самом широком смысле этого слова заложены механизмы, которые пробуждают творчество, снимают эмоциональную напряженность в отношениях, тренируют выдержку.

Если подобрать сюжет, соответствующий возрасту ребенка, то можно и в семье организовать игровую ситуацию. Например, поменяться ролями «родитель» – «ребенок». Такой прием описан в сказке С.Михалкова «Праздник непослушания».

Чтобы разобраться, что же это такое – сюжетно-ролевая игра, обратимся к книге Д.Б.Эльконина «Психология игры». Автор определил 4 уровня игры, каждый из которых важен для развития ребенка.

Первый уровень (возраст 2 – 3 года):

Ребенок проигрывает бытовые действия с предметами или игрушками (например, «кормление» или одевание кукол, перемещение машинок). Используются только реалистические игрушки. Элементы воображения или игрового творчества отсутствуют.

Действия детей однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Операции могут осуществляться в определенной последовательности, хотя ее четкое соблюдение значения не имеет. Например, кормление игрушки или катание машинки.

Роль проявляется только в действиях. Дети не называют себя именами людей, роли которых исполняют.

Дети играют рядом или поодиночке.

Самостоятельная игра, как правило, кратковременна. Стимулом ее возникновения иногда становится игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный ребенком в игре.

Второй уровень (возраст 3 – 4 года):

Основное содержание игры составляют действия с предметами, причем на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Эти действия разворачиваются более полно и последовательно. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Например, игра «Семья» – кормление, прогулка, укладывание спать, или «Машина» – поездка по дороге, заправка, гараж.

Логика действий соответствует их последовательности в реальной жизни. Разнообразие действий увеличивается и выходит за пределы какого-либо одного вида (например, не только кормление, но и приготовление обеда, укладывание спать, одевание, раздевание). Нарушение последовательности действий фактически не принимается, но и не опротестовывается.

Роль обозначается словом. В процессе игры дети иногда называют себя или партнера игровым именем («я мама», «я шофер»). Но речевое общение с ролевых позиций отсутствует.

Правило еще явно не вычленяется, но оно уже может победить в конфликте с непосредственным желанием.

Возникает первое взаимодействие между участниками по поводу использования общей игрушки или характера действия. Объединения детей кратковременны, малочисленны (2–3 ребенка).

Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же – любимые.

Третий уровень (возраст 4 – 6 лет):

На первый план выступает выполнение роли и вытекающих из нее действий. Начинают выделяться действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. Например, игра «Магазин» – кассир пробивает чек, или игра «Доктор» – врач лечит.

Роли четко обозначены и называются до начала игры. Они определяют и направляют поведение ребенка. Появляется ролевая речь, обращенная к партнеру по игре, но иногда проявляются и обычные внеигровые отношения.

Логика, характер и направленность действий определяются ролью. Нарушение логики действий вызывает протесты играющих со ссылкой на то, что «так не бывает» (кассир не бегает, доктор не кричит и т. д.).

Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Хотя оно еще не полностью определяет поведение, но может победить возникшее непосредственное желание. Нарушение правил лучше замечается со стороны.

Игрушки и предметы подбирают в соответствии с ролью. Игра чаще протекает как совместная деятельность, хотя взаимодействие чередуется с партнерскими действиями, не связанными друг с другом, но соответствующими роли.

Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд, отношения взрослых.

Четвертый уровень (возраст от 6 лет):

Основное содержание игры составляет выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют партнеры по игре.

Роли четко определены и названы до начала игры. В соответствии с ролью ребенок строит свое поведение до конца игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер. Дети разговаривают от имени своего персонажа. Например, игра «Путешествие» – речь ребенка соответствует речи капитана корабля (отдает команды, обращается к членам экипажа).

Действия в игре разнообразны, они воссоздают последовательность реальных действий. Игра эмоционально окрашена. Дети увлечены и вовлечены в игру. В словах и действиях присутствуют элементы творчества самих детей.

Нарушение логики действий отвергается. В процессе игры ребенок следует строгим правилам, которые определяют его поведение. Этот уровень игры можно назвать «школой воспитания дисциплины», причем сознательной, а не формальной.

Объединения устойчивы и строятся на основе интереса детей к одним и тем же играм или на основе личных симпатий и привязанностей.

В игре часто выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление. Количество детей, вовлеченных в игру, увеличивается до 5–6.

Учителя начальных классов отмечают, что первоклассники все еще играют, особенно это заметно на переменах. Строгие родители считают это скорее недостатком, чем достоинством.

А может быть, дома, всей семьей организовать игру, например, «Постройка дома»? Распределить роли: архитектора, дизайнера, строителя; бабушка может оказаться талантливым декоратором, а дедушка – творческим прорабом. Сюжеты для игры можно найти в окружающем мире, не столь важно, сколько будет участников, главное, научиться планировать свою деятельность, ставить цель и достигать ее. Пусть пока и в воображаемой сфере. Именно фантазия – залог будущих успехов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте