search
main
0

Факультатив. Знания лучше усваиваются в комфортной обстановке

Любое образовательное учреждение создает определенный контекст реализации идеальной модели образования и демократической культуры. Он образуется множеством на первый взгляд незначительных и даже скрытых условий. Описать это задача не из легких. Однако все-таки можно выделить существенные факторы, обнаружить значимые эффекты, влияющие на образовательный процесс. Например, большинство учащихся предпочитают занимать удаленные от преподавателя места.

В настоящее время в современной педагогике широко обсуждается понятие «hidden curriculum» или «скрытое содержание образования». Это такие условия, эффекты, факторы, влияния, которые являются важнейшей частью образовательного процесса и результата. Они имеют порой неожиданные, иногда слабо заметные для преподавателя, но значимые последствия для образования.

«Скрытое содержание образования» оказывает существенное влияние на реализацию программ правового и гражданского образования, на их планирование, организацию и оценивание результатов учебной деятельности. Составными частями его, как признают специалисты, являются организационная культура процесса образования и институциональный контекст образования; учебное пространство и время. Язык учебного сообщества и стиль обучения; отношения преподавателя и учащихся. Система ритуалов и традиций, существующих в образовательном учреждении. Механизмы оценивания, поощрения и наказания и многие другие значимые факторы и условия.

Скрытая неявная реальность образования имеет два измерения – процесс и результат. При этом в воспитании и развитии результат «скрыт» в ученике, а процесс – во множестве мелких деталей учебной деятельности.

Существует несколько способов обнаружения «скрытого содержания». Первый связан с влиянием смежных наук, таких, как философия, социология, психология, на образовательный процесс. Например, психология привнесла в теорию и практику образования такие феномены, как восприятие,развитие, способности, мотивы, эмоциональные состояния и другие явления, которые крайне важно учитывать в процессе образования. Интересен вопрос влияния гендерных различий на взаимодействия при обучении и общении. Социология обогатила образование такими понятиями, как формы социального взаимодействия, социальный контроль, социальные структуры и статусы. «Скрытое содержание» можно обнаружить, выделяя социальные аспекты учебных взаимоотношений, изучая поведение учащихся с различными статусами, влияние социального происхождения на восприятие тех или иных вопросов правового гражданского образования. Системно-деятельностная методология, создателем которой является Г. Щедровицкий, выявляет универсальные способы деятельности и логические конструкты учебных предметов, которые неосознанно передаются учащимся при их освоении. Второй способ обнаружения связан с трудностями и неожиданными эффектами, которые неожиданно проявляются помимо запланированных и ожидаемых результатов. Для того чтобы выявить действия «скрытого содержания», преподаватели организуют обсуждение учебной деятельности, которая затрагивает не только учебные цели и результаты, но выходит за их рамки. Учащиеся обмениваются мнениями по различным значимым для них вопросам, по проблемам обучения, и, обсуждая их, обнаруживают скрытые реальности.

Наиболее исследованные компоненты «скрытого содержания» имеют отношение к организации обучения и роли преподавателя.

Попытки построить демократический равноправный дискурс приводят к идее создания учебной группы и всего образовательного учреждения как сообщества учения и размышления, к идее создания справедливого (правового) пространства образовательного учреждения, в котором доминирующей формой дискурса будет являться диалог, совместный поиск истины. Нередко скрытые механизмы воспроизводства господствующей культуры образовательного учреждения спрятаны в символических действиях, ритуалах и визуальных символах, которые характерны для членов учебной организации.

Одной из наиболее важных характеристик школы, училища является принцип отбора учебных групп, система внутришкольной селекции и дифференциации. Разделение учащихся по группам нередко есть не столько производственное, сколько социальное действие, способное сформировать у части детей низкий статус и привести к внутреннему конфликту.

С формированием учебных групп связана проблема учебной дисциплины, под которой подразумевается не только ограничение на девиантное, отклоняющееся поведение, но и поведение, которое стимулируется организационными условиями. Учебная дисциплина нередко навязывает учащимся роли, которые продуцируют особые человеческие типы: конформист (действует, не задумываясь, окружающий мир воспринимает некритично); ритуалист, чужак, инноватор, бунтарь и другие модели поведения. Порой в основе дисциплины лежит идея принуждения, основанного на системе поощрений и наказаний, оценки и контроля, что существенно влияет на уровень самочувствия и самоуважения учеников.

Время и пространство обучения являются наиболее объективными и явными характеристиками организации образования, но наименее изученными.

Пространство обучения в современных условиях требует отказа от привычного размещения учащихся в аудитории «в затылок», которое скорее напоминает «учебный конвейер», а образовательное учреждение – «фабрику образования».

В школах, вузах время определяет темп освоения учебной программы. Время усреднено и незаметно создает трудности в обучении как сообразительным и быстрым, так и трудносоображающим и замедленным учащимся. Несовпадение школьного и личностного физиологического времени, событийная бедность, рутинность образовательной деятельности во времени могут стать неявными, но сильными факторами отчуждения. Время задается прежде всего учебным планом и расписанием, и таким образом логика освоения учебного материала, учебно-познавательная деятельность учащихся подстраивается под организацию учебного процесса, а не наоборот.

Уход от описательно-знаниевой ориентации образования придает фигуре учителя, его позиции, личностным способностям и профессиональным качествам еще большее значение, чем прежде. Основное содержание, таким образом, связывается не с учебником, а с деятельностью преподавателя и его умениями, компетентностью. Иную реальность образования задает понимание преподавателя как созидателя, творца человеческих душ, самостоятельно ставящего цели, определяющего задачи и избирающего средства обучения и принимающего значимые образовательные решения. Наиболее адекватная характеристика учителя как «созидающего интеллектуала», активного участника социальных преобразований, который активно влияет на окружающую образовательную среду и вовлекает своих учащихся в творческую деятельность. Еще одна точка зрения, в которой преподаватель рассматривается как «вдохновитель», помогающий учащимся познать или найти самих себя, реализовать свой потенциал. Для детей он является первым взрослым, которого они видят вне обыденных забот, «в работе», создающего для них новую социальную реальность.

Другую значимую группу эффектов «скрытого содержания» составляют социально-психологические неявные реальности, которые проявляются в личных переживаниях и взаимоотношениях всех членов коллектива.

Понятия «стиль», «настрой», «тон» коллектива обнаружить нелегко, данные феномены скрытые, и не всегда их можно легко обнаружить. Личные переживания людей складываются в сложные психологические комплексные явления посредством механизма, превращающего индивидуальные эмоциональные состояния в коллективные. Стабильные эмоциональные групповые состояния находят свое выражение в таких явлениях, как «эмоциональный и психологический климат коллектива». При этом климат не только задает условия, но и сам зависит от характера деятельности. Климат можно рассматривать как значимое условие образования, так как он имеет самостоятельную образовательную ценность.

Для обучения важно также понятие «стиль обучения». Он связан как с личностными качествами преподавателя, так и с когнитивными особенностями господствующего типа знания. Авторитарный стиль обучения является серьезной проблемой для создания открытых демократических отношений в школе.

Социально-психологические характеристики «скрытого содержания» заставляют обратить внимание на ряд важных проблем. Например, какой климат, настрой, стиль общения и другие организационные условия способствуют повышению качества образования. Какова причина детского сопротивления обучению. Как создать на учебном занятии открытые демократические отношения как основы для построения правового пространства? Каковы конкретные ожидания преподавателей и как они связаны с образованием? Какой стиль общения и тип педагогического воздействия заложен в учебные пособия и многое другое.

Отход от формального понимания образовательного учреждения приводит к необходимости поисков нового неформального описания его как целого, как совокупности норм, решений, действий, отношений, которые выходят за рамки официальных целей и задач организации, но имеют существенное влияние на достижение этих целей и реализацию задач.

Обращается внимание на такие понятия, как «культура образовательного учреждения» – совокупность традиций, ритуалов, правил, ожиданий, стереотипов, которые определяют решения и действия сотрудников в условиях, требующих проектирования собственного поведения, деятельности. Большое значение в данном понятии имеют человеческое влияние и человеческие представления, которые разделяет понятие «культура образовательного учреждения» на официальную и неофициальную культуру.

Важным для современной образовательной организации становится «философия образовательного учреждения», которая включает в себя набор целей и задач, стоящих перед организацией, ценностей, которыми оно руководствуется в процессе образования, во взаимоотношениях преподавателей, администрации и обучаемых. Большое значение придается «средовому образованию», которое направлено на стихийное, нерегулируемое обеспечение образовательного воздействия. Идея среды выступает как важный аспект образования, который состоит в несистематизированном, но интенсивно направленном влиянии на учащихся со стороны различных материализованных учебных факторов.

А. Тубельский соединяет идеи культуры и образовательной среды и предлагает обратить внимание на понятие «уклад образовательного учреждения». Он считает, что уклад образовательного учреждения – есть совокупность условий, в которых осуществляется свободное поведение и деятельность преподавателей и учащихся.

«Скрытое содержание образования» оказывает на учащихся как прямое, так и косвенное воздействие, являясь значимым условием процесса обучения и воспитания, а также организации деятельности преподавателей и учащихся, которые непременно следует учитывать, особенно в процессе гражданского и правового образования.

Юрий АНТЮХОВ, преподаватель университета, Орел

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте