search
main
0

Факультатив. Зло торжествует, если добро молчит

Граждане должны знать, что политический процесс не начинается и не заканчивается в избирательной кабине. Более того, важно как раз то, что происходит между выборами, в тот период, когда общество в целом и каждый человек в отдельности приходят к определенному видению общественного развития, избирают ту или иную политическую позицию, решают вопрос, какой политической партии, какому кандидату на тот или иной государственный пост отдать свой голос.

Все это происходит в процессе общественного диалога, когда граждане активно обсуждают насущные общественные проблемы, делают важный для всего сообщества выбор.

Развитие общества всегда будет сопряжено с преодолением сложных проблем, которые заботят не только политиков, но и все население. Это проблемы, которые общество обязано решить, проявив волю, настойчивость, энергию и знание. Перед каждым поколением стоят собственные задачи. От этого никуда не деться. Люди обязаны разрешать проблемы, думать о том, где, когда и как действовать. Гражданская деятельность отражает и формирует выбор общественной системы, которую гражданин создает для себя и других.

Эффективность гражданской деятельности сегодня зависит от многих значимых факторов. Для того чтобы спланировать конструктивную политическую программу, следует прийти к общественному консенсусу о приоритетах, ценностях, принципах, которые будут заложены в общие решения и действия. Только через участие подавляющего большинства граждан сообщества можно компетентно и наиболее справедливым способом создать общий политический план совместных действий и претворить его в жизнь.

Любое общество разнообразно по своей сути, что является источником различных точек зрения по поводу перспектив общественного развития и разрешения общественных проблем. Важно, чтобы каждый активно участвовал в политическом процессе, и тогда общество будет принимать во внимание его позицию, вбирать разнообразные человеческие мнения и стремления.

Активное участие граждан в общественной жизни создает условия для проявления политической гражданской воли. Воля граждан действовать исходит из инициативы и самой общественной деятельности, что само по себе является важным результатом гражданского участия. Только гражданская деятельность может сплачивать людей и вдохновлять их на конструктивные поступки во имя всего сообщества, помогает им преодолевать трудности на пути общественных преобразований, что в конечном итоге делает деятельность граждан эффективной и более успешной.

Гражданское участие имеет чрезвычайно разнообразное количество видов и форм, которые ситуативно обусловлены и адекватны конкретным быстро меняющимся обстоятельствам. Их применение зависит от индивидуальных предпочтений, стиля и представлений, распространенных в сообществе. Например, все формы гражданского участия можно разделить на две большие группы: индивидуальные и коллективные.

Любой гражданин как отдельный индивид может принимать участие в политическом процессе как формально, так и неформально.

Формальная политическая деятельность включает в себя избирательный процесс, когда граждане непосредственно голосуют за кандидата на ту или иную государственную должность, принимают участие в референдуме. Формальная политическая деятельность имеет место также тогда, когда гражданин получает государственный пост в результате избрания или назначения.

Неформальная политическая деятельность заключается в том, что гражданин выражает свои интересы, стремления, потребности и волю через письменные и устные обращения, посещая и выступая на публичных собраниях, внося собственные средства и собирая пожертвования в поддержку той или иной гражданской инициативы.

Коллективные формы гражданского участия включают в себя деятельность граждан как участников различных организованных общественных групп на местном, региональном, федеральном уровне. Каждый гражданин может быть членом политической партии и объединения, профсоюза, гражданских ассоциаций и групп, которые активно занимаются продвижением общественных интересов в различных сферах жизнедеятельности общества и государства.

Современное общество делится довольно резко на два типа людей. Одни активно занимаются политикой, и им не надо объяснять значение политического процесса для развития общества и личности, так как они четко осознают это. Другие пассивны и игнорируют политическую деятельность или, более того, относятся к ней как к грязному делу, не видя смысла в «активном пособничестве политическим преступникам».

Принято выделять два основных способа вовлечения граждан в политическую жизнь общества. Во-первых, повседневная жизнь местных сообществ, их заботы втягивают граждан в политический процесс, направляя их деятельность на разрешение местных общественных проблем. И, во-вторых, самоуправление на всех уровнях от местного до федерального требует от граждан политической активности.

Большое значение для понимания места гражданского участия в политическом процессе играет его содержание, основой которого является делиберативный процесс коммуникации.

Делиберативный процесс коммуникации (от англ. deliberate – обдумывать, взвешивать, обсуждать, совещаться), процесс массового обсуждения с активным участием как можно большего числа граждан внутри страны общественно важных проблем, нацелен на вовлечение их в публичную политику. Делиберативный процесс коммуникации – мощный инструмент социального взаимодействия.

Для того чтобы эффективно и своевременно реагировать на проблемы, встающие перед современным обществом, требуется широкое и заинтересованное обсуждение проблем, глубокое размышление и свобода дискуссии. Гражданам следует активно включаться в делиберативный процесс коммуникации в сфере публичной политики, который характеризуется открытым и свободным содержанием, поиском и созданием разнообразных способов решения общественных проблем.

Делиберативный процесс коммуникации является сердцевиной гражданского участия в политической жизни общества. Существует ряд важных причин, которые обращают внимание на значимость данного утверждения.

Во-первых, плохо обдуманные гражданские позиции по поводу значимых общественных проблем не отражают общественного мнения. Подобные позиции граждан зачастую являются противоречивыми, непоследовательными, поверхностными.

Во-вторых, для того чтобы общественная политика адекватно отражала и соответствовала ценностям и установкам граждан, общественное мнение должно включать не плохо обдуманные точки зрения, но глубоко осмысленные позиции, что приближает их к новому качеству публичной мысли – к общественному суждению. Оно создает атмосферу для принятия устойчивой позитивной политики и значительно повышает качество решений, которые касаются общества в целом.

Частью выработки общественного суждения является делиберативный процесс коммуникации. Создание общественного суждения требует от граждан вовлеченности в глубокое размышление и дискуссию по поводу противоречивых общественных проблем. Каждый гражданин должен быть активным участником политического процесса, и только тогда полноценное общественное суждение может стать реальностью. Участие в политическом процессе – это нечто большее, чем проведение периодических выборов. Они необходимы, но явно недостаточны для поддержания демократической системы.

Современная политическая теория выделяет ряд важнейших компонентов, которые помогают понять значение делиберативного процесса коммуникации для публичной политики.

Во-первых, эффективное участие в публичной политике требует ясного понимания проблем, стоящих перед обществом, четкого осознания текущей политической ситуации. Активные и компетентно участвующие в политике граждане должны взять на себя ответственность выбора за формирование политической повестки дня, вопросов, которые должны находиться в центре общественной дискуссии и являются наиболее злободневными, требующими безотлагательного решения.

Во-вторых, следует отметить значение фактов в определении границ общественной дискуссии. Именно они помогают фокусировать внимание граждан на важнейших общественных проблемах, служат отправным пунктом публичной дискуссии. Зачастую сами факты становятся центром дискуссии, их точность и соответствие проблемам, что может сильно затруднить само обсуждение.

Но они не должны становиться проблемой дискуссии, потому что тогда сами проблемы уходят на второй план и общественная дискуссия теряет свою силу.

В-третьих, когда в процессе общественной дискуссии делаются попытки взглянуть на то, что скрывается за фактами, то важной проблемой становится определение ценностей,которые скрываются за тем или иным решением или действием. На первый план общественного обсуждения выступает конфликт ценностей, баланс потребностей и стремлений. Любая общественная проблема требует определения значимых для граждан сообщества ценностей. Например, вопрос борьбы с бедностью в местном сообществе требует прояснения соответствующих ценностей и ответа на вопрос: кто несет в первую очередь ответственность за благосостояние человека в обществе – сам человек или государство, от ответа на этот вопрос будут зависеть меры, которые будет предпринимать сообщество, отвечая на этот вопрос.

В-четвертых, принимая участие в обсуждении общественных проблем, гражданам следует обращать внимание на выгоды и издержки того или иного решения, видеть возможные последствия сценария развития ситуации, уметь взвешивать «за» и «против» каждого решения и таким образом выбирать наилучшее.

В-пятых, сложно обойтись без эмоций, если идет обсуждение жизненно важных интересов. Однако если эмоции преобладают над разумом, то это значительно затрудняет дискуссию и мешает оценить другие точки зрения и альтернативы.

Делиберативный процесс коммуникации требует открытости – возможности и способности оценить различные позиции по общественно важным проблемам и желание изменить свое мнение, если это требуется. Открытость является необходимым условием, которое позволяет высказать точку зрения, услышать ее и прислушаться к ней, и если она убедительная – не просто принять во внимание, но и изменить собственное мнение. Закрытость, неумение и нежелание услышать другую позицию, даже если она неприятная, резко сужает развитие делиберативного процесса коммуникации.

Делиберативный процесс коммуникации заключается в знании, умении и желании делать выбор. Процесс принятия политических решений можно рассматривать как выбор между конкурирующими политическими программами действия, которые направлены на решение одних и тех же общественных проблем. При решении местных проблем граждане имеют право предлагать собственные варианты решения локальных общественных вопросов, участвуя в гражданских акциях сообщества.

Этот процесс позволяет активным гражданам понять, осознать и принять последствия, цену их выбора. Практически каждое решение, принимаемое для разрешения общественной проблемы, сопровождается определенными затратами и потерями и требует от людей времени и сил. Граждане должны уметь видеть эти последствия, просчитывать их и идти на них, принимая на себя бремя ответственности.

Это должно быть открытое и глубокое обсуждение общественных проблем, которое помогает обрести основание для принятия решения и последующих действий по его реализации – это человеческие ценности, установки и отношения, которые объединяют граждан и помогают в достижении общего блага. Обретение общего основания не обязательно подразумевает, что граждане достигнут согласия по всем аспектам общественного вопроса, но скорее они договорятся о магистральных направлениях и приоритетах, заключат предварительный «договор намерений», который позволит всем заинтересованным лицам продвинуться дальше при решении важных общественных проблем.

Важным вопросом гражданского участия является уровень гражданского действия. Существует несколько уровней гражданского действия независимо от того, какие общественные проблемы они будут затрагивать – местные, региональные или федеральные – это ограниченный и полноценный уровень.

В демократических условиях гражданин имеет право выразить свое отношение к публичной политике любого официального лица, государственного деятеля, одобрить или не одобрить программу или план мероприятий по разрешению общественной проблемы. Данные действия обычно предпринимаются в рамках избирательной кампании или референдума, и каждый гражданин имеет право высказать свою позицию и осуществить свой выбор. Чрезвычайно важно для полноценного гражданского участия не только выражать одобрение или неодобрение по поводу определенных действий правительства или конкретных политических инициатив, но и формировать политическую повестку дня – ставить проблемы и задавать им рамки для обсуждения, определяя терминологию и их значение, что требует гражданской смелости, активности и компетентности, тщательного размышления, глубокого анализа и заинтересованного обсуждения. Основные политические решения прежде всего касаются выбора проблем, которые становятся первоочередными политическими задачами и являются подходами к их пониманию, так как от этого зависят смысл публичной дискуссии и перспективы поисков эффективного решения общественных проблем для данного сообщества. Граждане могут и должны играть значимую роль именно при выборе общественных проблем, являться их источником, активно предлагая направления и варианты решения общественных проблем.

После того как результат общественной дискуссии будет налицо – проблема обсуждена, и план по решению проблемы выработан, то наступает период гражданских действий.

Значительная часть гражданских действий может и должна производиться с привлечением официальных властей. Граждане предоставляют широкий спектр информации для представителей власти и таким образом продвигают свою гражданскую инициативу, реализуют план действий при непосредственном участии в нем государственных деятелей.

Существует также возможность реализации плана мероприятий по решению общественных проблем без участия официальных лиц. Граждане самостоятельно, не нарушая рамок закона, индивидуально или коллективно могут предпринять действия, направленные на решение избранной ими проблемы местной общины.

Другой важной проблемой, которая имеет отношение к вопросу гражданского участия, касается отделения роли эксперта, специалиста от роли гражданина в публичной политике. Все граждане как участники одного политического сообщества имеют равное право участия в общественной дискуссии при обсуждении идей, ценностей, установок, конфликтов, противоречий, однако судить о технических деталях и принимать технологические решения, которые имеют отношение к разрешению общественных проблем, – это удел специалистов, экспертов. Другими словами, участвовать в обсуждении и определении наиболее удачного места для строительства моста в родном городе – право каждого гражданина, но вникать в технические подробности, конструктивные особенности сооружения дело инженера-строителя. Чтобы мост был безопасным, надежным и долго прослужил, требуются специальные знания, которыми обладает далеко не всякий гражданин, но этого от него и не требуется. Задача гражданина – принять активное участие в решении общественной проблемы, не вдаваясь в технические детали.

Если граждане не будут активно участвовать в публичной политике, то она лишится своего важнейшего ключевого компонента – глубоко осмысленного общественного диалога, который является основой самоуправления и народовластия, доверия между управляющими и управляемыми, понимания общественных процессов. Отсутствие публичной гражданской дискуссии в сообществе приводит к отчуждению власти от общества, к политическому вакууму, который является одной из главных причин, приводящих к злоупотреблениям властью и перерождению ее в деспотию. Как точно подметил Эдмунд Берк, британский философ и политик: «Для того чтобы зло восторжествовало, достаточно, чтобы добро бездействовало».

Юрий АНТЮХОВ, преподаватель Орловского университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте