search
main
0

Факультатив. Великий передел

Привычно листаю русскоязычную газету с объявлениями. Взгляд останавливается на лице красивой женщины. Под фотографией подпись: наш кандидат в конгресс Пенсильвании. Я обрадовалась. Неужели случится?! Неужели действительно у Russian community будет свой представитель в правительстве?! Радость сменилась скептицизмом. Да нет, мы, выходцы из бывшего Советского Союза так «наелись» политикой на Родине, что теперь пальцем не пошевелим, даже ради собственного блага. Мы в Америке отдыхаем…

Множество мыслей закружилось в голове…

Когда мы жили в Советском Союзе, то считали себя русскими. Ну, если и не совсем русскими, то во всяком случае одинаковыми. Так нас воспитывали в рамках социалистической морали, приводя к всеобщему знаменателю и стирая особенности. Американской конституцией узаконено уважение культурных и религиозных особенностей всех граждан страны эмигрантов. И эта политика реально проводится в жизнь уже несколько веков. Именно поэтому почти в первозданном виде сохранились колонии немцев в Амане (штат Айова), своей обособленной жизнью государства в государстве живут амиши, индейцы, мормоны.

Судя по всему, стремятся к этому и выходцы из советского государства – переступив границу, они тут же разделились на группы: евреи, украинцы, русские, молдаване. Мы, находясь внутри этого сообщества, теперь все больше находим различий между собой, чем сходства. У нас теперь разные праздники, мы поклоняемся разным богам, изменилось и наше мироощущение.

Евреи, которых унижали и ущемляли веками, теперь получили возможность гордо и громко говорить: «я – еврей». Они изменили свои имена, ходят в свои Temple, у каждой семьи свой учитель, свой раввин. Стали носить шапочки на макушке, причем не только мужчины, но даже женщины. Это сладкое слово «свобода»! Так трудно остановиться на золотой середине. Пошел перекос уже в другую сторону. Теперь постоянно в еврейских газетах печатаются статьи о вреде смешанных браков, где в уничижительной форме сообщается, что у того-то жена молдаванка, а у того-то русская, а потому их дети…

Сложно даже найти точное определение этому явлению. Национализм? Вроде бы нельзя так сказать. До сих пор идут споры: что такое евреи – национальность или вероисповедование? Политика? Тоже нельзя. Еврейские культурные центры (JCC) называются еврейскими, но на самом деле они играют огромную воспитательную роль в русскоязычном районе. Каких только деток нет в их стенах – и «беленькие, и желтенькие, и черненькие…»

Украинцы очень быстро отделились от всего остального сообщества в «своих национальных квартирах». У них тоже свои церкви, свои культурные центры. Но, в отличие от евреев, они в свои святыни и сокровищницы культуры чужаков не пускают. Как-то, потрясенные красотой здания, мы хотели зайти в одну из украинских церквей, но нам даже припарковаться не разрешили: таблички строго сообщали, что это частная собственность общины и посторонним вход воспрещен. В библиотеке отказались принять в дар русскоязычный журнал, мотивируя отказ маленькими размерами помещения, и тем, что у них литература только на украинском и английском языках. Сначала была Киевская Русь, а потом «Хай живэ самостийна Украина!» Видимо, многие столетия, в течение которых Россия с Украиной то сходились, то разводились, где-то внутри украинцев росла потребность в «самостийности». Хотя, у меня одна из бабушек была украинка. Всю жизнь она говорила на украинском языке, но никаких особых амбиций у нее не наблюдалось… Все были своими и родными…

У русских – другой пунктик. Наиболее совестливые из них несут на себе вину предков за содеянный социалистический переворот. Бесконечно жалко потерянных столетий и искалеченных миллионов судеб – как бы жила Россия, если бы не… На страницах истории всемирного сообщества русские запечатлены далеко не с лучшей стороны. Общаясь с американцами, мы теперь каждый день сталкиваемся с фактами, подтверждающими это. Вот эти, особо совестливые, чувствуют себя неприкаянными.

Нет покоя душе. Пошли в старинную русскую церковь, что в центре Филадельфии. Ей уже более ста лет, создана первыми русскими эмигрантами… Но те, кто ее создал, уже «приказали долго жить», а их потомки, что по-прежнему ходят в эту церковь, не знают русского языка, да и батюшка ведет службу только на английском.

Пошли в другую церковь, Андреевскую. Там крестился российский «Варяг», который строился на верфях Филадельфии. В отдельной комнатке церкви до сих пор существует музей российского флота. Церковь, как ни странно, принадлежит Московской епархии, и служба ведется на русском языке. Но, кроме батюшки, никто русского языка в церкви не знает, а сам батюшка – француз.

В «русском городе» на Бастлетоне есть русские церкви, они формируют свой приход, даже открыли свою газету. Но, видимо, слишком много нововведений для русской души… Когда я увидела, что пастор в одной из них – женщина, то подумала, вот молодец, русским женщинам есть теперь кому поплакаться. Кто как ни женщина может пожалеть и наставить… Но не все думают так, одна из моих верующих приятельниц, из тех, кто «живет с богом в душе», даже говорить о таком нарушении канонов спокойно не может. От нее я услышала фразу, сказанную вскользь, между другими, но тяжелую фразу: «Конечно, мы сделали ошибку, что бросили свою страну, свою культуру. Мы никогда не будем здесь своими».

Многие стыдятся признаться, что они русские. Им нравится, когда их акцент принимают за немецкий. Женщинам приятно, когда из-за манеры одеваться их путают с парижанками. Они не хотят ни работать с русскими, ни открывать бизнесы, которые обслуживают русских: «Русские делают все плохо. Если пригласить русскую ремонтную компанию, то они растянут это мероприятие на полгода. То у них напарник заболел, то гвоздей нет, то совести…» Хозяева русских компаний в свою очередь не любят работать с русскими клиентами: «Мы чистим ковры в основном американцам. Ни один русский не выложит 300 долларов за чистку, он скорее удавится. Да у него и денег таких нет!»

Хотят – не хотят, а живут вместе: в Нью-Йорке русские заселили Бруклин, в Филадельфии – Нордист, в Хьюстоне… Хотя их никто не заставляет скучиваться. И бизнесы открывают с большими русскими буквами на вывеске: «Столовая». Почему?

Потому что Америка – это страна эмигрантов. По большому счету – здесь все свои, у всех стоит в паспорте гражданин Америки. А дальше… Дальше кому как удобнее. Филадельфия, например, поделена на кусочки: итальянский район, чайна-таун, черный район, канадский, русский… Пятнышко к пятнышку, полосочка к полосочке… И хотя, например, евреи считают, что они резко отличаются от русских и украинцев, однако… Однако они отличаются и от американских евреев. Я, например, вообще не знаю, кто я? Одна бабка украинка, другая – русская. С дедами еще сложнее: один – англичанин, другой – поляк. У моего знакомого мама русская, а отец еврей. По российским законам его национальность – еврей. Так он привык себя ощущать. Здесь, в Америке, евреи его не принимают, потому что мать русская, а именно мать и определяет наследственность. Он обрел покой для своей души в исламе…

Американские же власти всех нас, выходцев из БСС, называют русскими. Да, когда надо, они уточняют, что это – русский еврей, или русский. Но для них это не существенно. Для них Нордист – это русский район. Когда власти идут на контакт с населением Нордиста, то они ищут представителя этого community, но!!! Но с горечью говорят, что не могут найти такового. Имеется множество личностей, которые дают большие обещания, но в конечном итоге представляют только себя или небольшую группку людей. Власти понимают это и не могут опираться на них, а жители называют их самозванцами. Каждый же из этих представителей считает себя выразителем чаяний сообщества, а всех других проходимцами. То есть идет очередной «передел», как постоянно происходило и происходит на Руси.

Это все «болезнь роста», это все понятно и объяснимо. Нужно только время. Наши дети чувствуют себя американцами, и все эти проблемы их совершенно не интересуют. Но тем, кто родился в России, русское community необходимо, чтобы встать на ноги, чтобы адаптироваться, чтобы найти помощь и поддержку себе подобных. Именно поэтому, стыдясь и сторонясь своих соотечественников, они открывают бизнес в русском районе. Они говорят, что уже забыли русский язык, но ставят «тарелки», чтобы смотреть русское телевидение. Как-то в одном из ресторанов я застала людей, которые слушали российские новости. Любопытства ради я спросила, зачем здесь, в Америке, они смотрят русские передачи. Ведь все это было «давно и неправда», кстати, сами они – евреи. Ответ был: «Да просто интересно».

Историю не перепишешь заново. Что было – то было. Но стыдиться нам нечего. Нам надо учиться при различии религиозных взглядов и традиций быть единой ячейкой американского общества и достойно представлять ее. Были ли попытки? Конечно, были. Это и Торговая палата русских американцев, и Asian American Federation of Pennsylvania и Pennsylvania – Russia business Council. Уже притчей во языцех стал вопрос о создании культурного центра для всего района, детского «дома пионеров». Но все не получается. Почему? Наверное, потому, что каждый инициатор «тянет одеяло на себя», то есть опять не представляет все сообщество.

Осознанно или бессознательно, эмигранты стремятся создать дополнительные ступеньки власти, не предусмотренные американской системой управления государством. В Asian American Federation есть лидер, к которому эмигранты из Азии обращаются за помощью, за поддержкой. Тот помогает каждому конкретному человеку в соответствии со сложившимися обстоятельствами. То есть служит мостиком между человеком, не адаптированным к новым условиям жизни, и существующим институтом власти. Например, если патруль по какой-либо причине остановит автомобиль с пакистанцем и попросит его по существующим правилам встать к стенке и поднять руки вверх, этот человек ни за что не выполнит приказа. Он убежит. Последствия побега могут быть ужасны, но он все равно пойдет на это. Потому что по законам Пакистана, которые еще свежи в его памяти, если поставили к стенке, значит расстрел. И этот парень будет отчаянно защищать свою жизнь.

Приглашая на свои заседания представителей правительства города, Asian American Federation разбирает такие случаи и обращает внимание городских властей на особенности культуры выходцев из Азии. В свою очередь при возникновении проблем власти тоже обращаются к этому лидеру за помощью. То есть используют его как посредника. Хорошо это или плохо? Не знаю. Но это есть, и это работает в случае с представителями азиатской культуры. С русскими так не получается. Причем не получается ни у Asian American Federation, ни у городских властей. Русские не хотят входить в эту организацию, хотя территориально 2/3 Российской империи расположено в Азии. Наверное, все же наши культуры здорово отличаются. У администрации такая схема взаимодействия не получается, потому что в русском Нордисте нет такого одного и всеми признанного лидера. Вероятно, из-за междуусобицы.

То есть совершенно очевидно, что такое объединяющее начало не может быть на национальной основе – мы слишком разные. Религия также исключается – свои религиозные проблемы мы несем каждый своему пастору или вообще живем «сам себе голова». Да и вообще кому нужно это объединение. Есть правительство, пусть оно и руководит. Оно и руководит, посредством своих представителей от каждого района города. А у каждого представителя своя рубашка ближе к телу.

Для того чтобы район процветал, чтобы улицы были ухожены, чтобы сохранялись парки, где можно погулять, чтобы у детей были спортивные площадки, хорошие школы, чтобы не было криминала. Чтобы в конце концов открылся культурный центр Нордиста, где могли бы найти комнату для своих заседаний члены клуба Шелом-Алейхем, которые больше не могут платить резко возросшую рентную плату за помещение. Чтобы на его сцене проводила отчетные концерты балетная студия Алтынай Мажукеевой. Чтобы у устроителей фестиваля «Русская красавица» не болела голова, где найти зал для этого всеми любимого праздника.

На самом деле нас ведь очень много объединяет в нашем общем доме, в Нордисте. В русском сообществе Филадельфии, кстати, достаточно много общественных деятелей, которых принято называть «скрытыми лидерами». Не тех, кто пускает «пыль в глаза», создавая видимость активности, а на самом деле, работает на себя, прикрываясь лозунгом короля из сказки Шварца – «Совместный труд на мою пользу облагораживает». А тех, кто делает немного, по мере возможности, но хорошо: провели фестиваль, футбольный турнир, организовали бесплатный концерт, читают бесплатные лекции, открывают бесплатные курсы, приютили пенсионеров…

Сейчас у нас появилась возможность выдвинуть от Нордиста своего кандидата в конгресс Пенсильвании. Это один из главнейших правительственных органов штата. Неужели «великий передел» помешает нам воспользоваться этой реальной возможностью улучшить качество своей жизни?!

Валентина БАКМАСТЕР, писатель, Филадельфия, США

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте