В настоящее время в мире все более явно стала выделяться группа высокоразвитых стран, успех которых зависит от многих причин, но во многом от политических, точнее от режима, созданного в этих странах. «Призрак демократии все чаще стал бродить по миру», – написал популярный журналист, комментируя события последних лет. Идея демократии захватила многие государства, стремящиеся обеспечить своим жителям более полноценную, обеспеченную жизнь.
«Способность человека быть справедливым делает демократию возможной, но склонность человека к несправедливости делает демократию необходимой».Р. Нибур
Понятие «демократия» стало таким же популярным, как и «свобода», «мир», «справедливость». Популярность демократии как самого предпочтительного наименования для разнообразных политических систем затемняет и разрушает значение этого слова, тем более что идея сама по себе чрезвычайно сложная и расплывчатая. В ХХ веке демократия становится «хорошей идеей», так что многие страны в мире стремились присвоить себе это название, хотя немногие из них были действительно демократическими. Даже тоталитарные режимы профашистского и прокоммунистического толка называли себя «народными демократиями». И различные однопартийные диктаторские постколониальные государства Африки, Латинской Америки и Азии неоднократно заявляли о своей приверженности демократическим целям и процедурам.
Данная смысловая дезориентация понятия «демократия» связана с широким употреблением этого слова в настоящее время, поэтому чрезвычайно важно для гражданского образования и для всех наук, связанных с политикой, достаточно четко и ясно представить эту ключевую идею, дать как можно более точное определение и детально разработать его. Хорошее определение демократии позволит глубже понять политические и социальные процессы, протекающие в мире, отдельных странах, обеспечит критериями оценки теории и практики, которые претендуют на звание демократических. Это позволит вооружить граждан интеллектуальным инструментом для интерпретации и анализа условий, которым соответствуют демократические политические системы, включая ту, в которой они живут. Если граждане желают установить демократическую политическую систему или ее улучшить, то они должны знать, что такое демократия, ее основные характеристики, значимые условия ее функционирования и почему это хорошо.
Учащиеся и преподаватели гражданского образования могут пользоваться идеями и представлениями, заложенными в определение «демократии» как критериями, которые помогают сопоставить и оценить различные политические системы, чтобы затем решить, насколько они демократичны. Подобное упражнение позволяет осознать, что идея и принципы демократии имеют многообразный характер, но при всем их разнообразии существует возможность с достаточной долей определенности понять, является ли политическая система демократической, и выявить уровень ее демократичности.
Можно начать рассматривать понятие «демократия» с точки зрения этимологии слова. Корни ее берут начало 2500 лет назад в древних городах-государствах Древней Греции, где народ «demos» начал править «kratia». Оттуда данное понятие пришло в современные языки мира, и состоит оно из двух частей «demos» и «kratia», которые означают соответственно «народ» и «власть», а все вместе можно перевести как «народовластие». В момент появления слово «demos» относилось к большинству жителей полиса – полноправным гражданам государственного образования, которые составляли в том числе и нижние слои общества. Древнегреческая демократия – прямая демократия в небольших по размеру государствах, граждане которых имели непосредственное равное право участия в решении важных дел общины и исполнения этих публичных решений.
Используя теоретические положения Аристотеля, можно условно выделить три основные разновидности политических режимов или формы устройства и организации правительства: автократия, олигархия и демократия. Данная классификация является ответом на вопрос: «Кто управляет страной?». При автократии страной управляет один человек. При олигархии власть в стране принадлежит меньшинству. Демократия – это власть большинства. Таким образом, политические режимы можно разделить на три типа, исходя из того, какая часть общества имеет право и принимает участие в политическом процессе.
Во многих словарях демократия определяется как «народная форма правления, в которой народ облечен высшей властью и осуществляет ее либо непосредственно, либо через своих избранных представителей при свободной избирательной системе». Древнегреческий политический деятель Афин Перикл сказал, что «наше политическое устройство носит название демократия, потому что власть находится в руках не у меньшинства, но большинства общества».
Очевидно, что наиболее известное и короткое определение демократии дал президент США Авраам Линкольн в «Геттисбергском обращении». По словам Линкольна, демократия – это «народное правление, осуществляемое народом ради народа». Но возникает вопрос, о каком народе идет речь, какой смысл вкладывается в понятие «народ». Слово «народ» многозначное. Буквально понятие «народ» включает «каждого жителя определенного государственного образования», это могут быть «люди какой-либо национальности». Народ может означать «основная трудовая масса населения страны» (слово «народ» в данном значении противопоставляется слову «элита»), «абсолютное большинство людей» и так далее.
Понятие «демократия» близко по смыслу к слову «самоуправление». В демократической системе общество в целом и каждый гражданин в частности имеет свободу и право на принятие политических решений. Таким образом, свобода является фундаментальным условием для самоуправления. Понятие «свобода» подразумевает индивидуальный и коллективный аспект автономного самоуправления.
Основой понимания демократии является принцип «народовластия», который означает то, что единственным и исключительным источником власти в демократическом обществе является народ – все полноправные жители страны. Народ – основа власти, а его потребности и интересы, безопасность и благосостояние – приоритет правительства. При демократическом устройстве политическая власть легитимна только при условии, что она основана на волеизъявлении народа. Данное определение демократии с точки зрения источника власти также страдает примитивизмом.
Более узкое и конкретное определение демократии основано на процедурно-процессуальной трактовке понятия. В этом случае демократия рассматривается как определенная система принятия решений или система управления, в которой граждане имеют возможность прямо или через своих избранных в органы власти представителей участвовать в определении и усовершенствовании этой системы, а также принятия решений на разных уровнях этой системы. Данное определение еще называют политическим, и его можно свести к трем компонентам: представительная власть, исполнение законов, а также законодательно установленные права и ответственность граждан. Подобное описание подразумевает модель либеральной демократии. Основным моментом определения является идея о том, что все граждане участвуют в управлении обществом. Однако участие в политической демократии реально ограничивается голосованием на выборах, в результате которых формируется представительная власть.
«Политическая система имеет демократический характер, если в ней наиболее важные коллективные решения принимаются большинством граждан (элемент прямой демократии) и/или с помощью избранных представителей общества (элемент представительной демократии). Граждане получают ответственные должности в результате справедливых, честных, регулярных выборов, на которых кандидаты на официальные посты свободно конкурировали между собой, привлекая на свою сторону избирателей, получая голоса на выборах, в которых принимало участие подавляющее число взрослого населения страны».
Это определение демократии подчеркивает идею свободных, справедливых, открытых, регулярных выборов, на которых кандидаты побеждают, набирая большинство голосов, – как необходимое условие представительной демократии. В недемократических политических системах оппозиционные партии отсутствуют, на выборах нет конкуренции, а право на участие определенных групп населения в выборах постоянно нарушается по причине расовой, этнической, религиозной, идеологической или какой-либо иной принадлежности.
Однако в вышеизложенном определении отсутствует упоминание о «гражданских добродетелях» и о гражданской социальной компетентности. Поэтому, еще начиная с Платона, ученые предупреждают о вырождении демократии в охлократию – власть толпы. Как отметил испанский мыслитель ХХ века Хосе Ортега-и-Гассет, что простое расширение возможностей участия в голосовании приводит к «восстанию масс» против высокой культуры. Либеральная модель демократии неэффективна и с экономической точки зрения. Известный философ Ф. Хайек отметил, что в условиях либеральной демократии повышается уровень государственного регулирования, что приводит общество к «дороге к рабству».
Таким образом, следует отметить, что вышеприведенное определение демократии является недостаточным. Поэтому в последнее время политологи ищут новые характеристики современной демократии.
В настоящее время появились новые подходы к определению демократии, например, как определенный набор принципов и ценностей или как характеристика особого образа жизни и поведения граждан. Ряд ученых полагает, что для идеи демократии базовыми являются моральные ценности. В качестве фундаментальных демократических принципов называют свободу, равноправие, толерантность и другие. Демократические принципы проявляются прежде всего в малых группах, например в семье, в которой демократия может существовать как социальная реальность.
Было обращено внимание на то, что для демократии важна не только система управления в целом, но и устройство совместной жизни отдельных граждан. Концепция демократии участия (участвующая, ассоцианистская, партисипаторная и другие названия) становится заметным этапом развития либерально-демократической идеи. Было замечено, что в условиях демократии разнообразные объединения граждан в профессиональные, религиозные, общественные и другие организации позволили этим группам не только значимо влиять на принятие решений органами власти, но и осуществлять непосредственное управление различными сферами жизни, реализовывать проекты без всякого участия политической власти. Демократия участия предполагает определенное ослабление политической власти.
Еще одной важной характеристикой демократии участия является наличие общественной дискуссии. Исследователями демократии отмечается, что дискуссия есть не столько метод обнаружения правильного ответа на обсуждаемый вопрос, сколько средство ознакомления граждан с информацией, с которой они должны быть знакомы, чтобы активно участвовать в управлении. Предполагается, что эволюция общественной дискуссии и есть развитие демократии. Дюркгейм пишет, что «демократия нам представляется политической формой, в которой общество достигает наиболее ясного самосознания».
Известный американский педагог-философ Джон Дьюи обращал внимание на то, что демократия – это более чем форма управления, это – «способ совместной жизни, опыт взаимодействия и единства». По мнению Дьюи, устойчивость развития демократического общественного устройства основывается на взаимных интересах, которые служат также и основным средством социального контроля. Динамика развития этих интересов позволяет обществу гибко реагировать на возникающие ситуации и приспосабливаться к ним. Дьюи обнаружил, что демократия поддерживается не столько моральной традицией и добрым отношением, сколько передачей новому поколению определенного способа решения возникающих перед обществом проблем. Подобный тип демократии педагог называл творческой; демократия как постоянно преобразующее себя общество. В связи с прошедшей в развитых странах менеджерской революцией появилось убеждение, что в производственных отношениях демократия является крайне эффективной формой организации труда, которая значительно увеличивает его производительность.
В результате развития концепции демократии участия оформилось понятие сильной демократии, которое базируется на идее самоуправляющегося сообщества граждан, объединенных не столько однородными едиными интересами, сколько гражданским образованием, которое учит действовать совместно при достижении общих целей. Как отмечает Барбер, принципами сильной демократии являются активное действие, публичность, компетентность, необходимость, рационализм, выбор, конфликт и отсутствие закрытых вопросов для обсуждения. Поэтому одним из важнейших условий для развития сильной демократии является подлинное гражданское образование.
Некоторые ученые пытаются развести понятия демократии участия и ассоциативной демократии, указывая на различие этих моделей. Если демократия участия фокусирует внимание на индивидуальном активном участии граждан в общественной жизни общества, то ассоциативная демократия подчеркивает роль разнообразных общественных институтов, которые, как указывает Геллнер, «противостоят государству, уравновешивают его и в то же время находятся под его контролем и покровительством».
Другое влиятельное определение демократической идеи обращает внимание не на политическое, а на социально-экономическое равенство. Оно получило название социальной демократии. В радикальном варианте социальная демократия предполагает перераспределение благ, создающихся в рыночном хозяйстве в пользу нуждающихся групп населения, как бы гарантируя в случае неудачи каждому гражданину определенный минимальный уровень социальной защиты. Данная идея трансформировалась в представление о государстве всеобщего благоденствия и социальной защиты (welfare state), которая была популярна в 50-е годы ХХ столетия и частично была воплощена в ряде стран Европы. При таком общественном устройстве к гражданским и политическим правам человека добавляются социальные и экономические права. Моральным оправданием идеала социальной демократии является идея равенства, а средством реализации – механизмы перераспределения благ. Подобное расширение прав человека приводит к фактическому ограничению свободного предпринимательства, распространению иждивенческих настроений и усиливает неэффективное использование общественного достояния.
В последнее время много стали говорить еще об одном подходе к демократии, из которого вырастает новая плюралистическая или критическая модель демократии, основанная на идеях открытого общества. Ученые – сторонники данной модели – утверждают, что сегодня необходима и возможна новая концепция общественного устройства не только потому, что она направлена на решение уже накопившихся проблем, но и потому, что отражает современные тенденции развития цивилизации. К таким тенденциям относятся глобализация экономики и политических отношений; соприкосновение и взаимодействие различных типов культур; активное распространение западного образа мысли и жизни; новый тип разделения труда и высокая мобильность человека в различных общественных и экономических структурах. Демократия сегодня должна быть направлена на учет интересов глобального сообщества, давать возможность для развития реального диалога культур.
Идеи плюралистической демократии находят свое основание и в современной культурологи, которая предполагает, что человечество сегодня живет в эпоху «конвергентного сознания», характеризующегося особым родом коммуникации и «содержанием которого является автономность и целостность самобытных личностных миров, индивидуальных центров ментальности», как отметил российский исследователь В. Тюпа. Американский политолог Н. Уорхайм, называет критическую демократию творческой, в которой высокая культура создает основу для коллективной творческой работы граждан над взаимопониманием.
Сторонники идей плюралистической демократии уверены, что ее модель направлена на разрешение противоречий, связанных с неравенством, поскольку превращает дискуссию о равенстве в обсуждение различий как источника развития общества, что приводит не просто к уважению прав меньшинств, но к их поддержке и охране. Значимой ценностью общества становится многообразие. Основным способом существования – не демократическая дискуссия, а диалог, в котором сохраняются неповторимые голоса всех общественных групп и отдельного человека. В концепции плюралистической демократии делается упор на ее поликультурный характер, причем под культурами понимаются, как правило, этнические и национальные культуры.
Еще одна важная характеристика критической демократии связана с дальнейшим развитием отношений отдельного гражданина с государством, эволюцией гражданского общества, его институтов, участие в которых позволит человеку быть свободным и защищенным от других людей и государства. Гражданское общество как совокупность самоорганизующихся групп выступает в качестве промежуточного звена между индивидом и государством, для которого характерно:
определенная независимость от сфер государства, производства и семьи;
способность планировать совместные акции и действовать коллективно при достижении общих интересов;
наличие нонконформизма и развитие правового поля;
посредническая позиция в общественных конфликтах;
развитие нового типа социального контроля.
Другой значимой особенностью критической демократии является отсутствие в обществе единого мировоззрения и запрет монополии на него одной из доминирующих общественных групп. Демократия – это комплекс правил, используемых для урегулирования конфликтов, которые принимаются всеми сторонами как законные и справедливые. Демократическое общество нуждается в преданности граждан, принимающих неизбежность конфликта, равно как и необходимость терпимости.
Базовыми теоретическими типами демократии являются индивидуально-центрическая (individual-centered) или либеральная модель демократии, в которой доминируют индивидуальные ценности, и коммуноцентрическая (community-centered) нелиберальная модель, созданная для удовлетворения преимущественно интересов сообщества в целом, а не отдельных его членов.
Юрий АНТЮХОВ, преподаватель Орловского государственного университета
Комментарии