search
main
0

Факультатив. Природа власти

«Власть человека развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно», – однажды написал Ф.Достоевский. К высказыванию великого писателя можно добавить, что это касается также и общества. Абсолютная власть развращает едва ли не все общество «demos», охватывая все его слои: и тех, кто правит, и тех, кем управляют.

«Человек не может реализовать себя без использования власти и вне политики».Аристотель

Проблема власти имеет отношение ко всем без исключения человеческим сообществам, существовавшим в истории и существующим в настоящее время. Проблема власти всегда вызывала и будет вызывать пристальный интерес человека. Слишком дорого обходится человечеству как отсутствие ее (и это ведет к анархии, разброду и шатаниям), так и ее чрезмерное усиление – тотальная тирания, примеры которой сегодня хорошо известны.

Общество не может существовать без порядка, без власти как системы управления и регулирования человеческих отношений, однако сама система представляет большую угрозу как для любого сообщества, так и для отдельно взятого человека. Это люди давно уже осознали и испытали на своем горьком опыте. Всю историю можно рассматривать в ракурсе борьбы общества с властью за власть. Тысячелетия человек пытался создать такую систему власти, которая обеспечивала бы ему одновременно и порядок, и свободу. Поиск «золотой середины» для власти и общества всегда занимал лучшие умы человечества.

Власть – центральное, организующее, регулятивно-контрольное начало политики, отражение культуры общества, которое преломляется в жизни каждого человека. Мао Цзэдун как-то спросил своих соратников: «Почему в одних странах, чтобы решить небольшой политический вопрос, следует устлать трупами улицы, а в других – люди бросают в урны бумажки?» Последнее до сих пор для многих народов на земле остается недостижимым результатом.

Традиционно в России власть скрыта за завесой таинственности и облачена в сакральные одежды. Ее природа в нашей стране долго находилась вне обсуждения. Лишь отчаянные смельчаки осмеливались задавать вопросы и искать на них ответы. Власть в России воспринимается как нечто должное, запредельное, статичное и консервативное. Словарь Владимира Даля при определении понятия «власть» объединяет «право, силу и волю, свободу действий и распоряжений; начальствование; управление». Владимир Даль иллюстрирует понятие власти следующими крылатыми выражениями, отражающими представления общества о власти начала XIX века: «Закон определяет власть каждого должностного лица, а верховная власть выше закона; Всякая власть от Бога; Всякая власть Богу ответ дает». «Словарь русского языка» С.Ожегова приводит следующие определения власти: «1. Право и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле; 2. Политическое господство, государственное управление и органы его; 3. Лица, облеченные правительственными, административными полномочиями». Большой Энциклопедический Словарь под редакцией А.М.Прохорова дает определение власти «в общем смысле» – «способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия; политическое господство, система государственных органов». Немало толкований власти остаются спорными, некоторые ее аспекты еще ждут своего объяснения.

Однако за последние десятилетия в нашей стране в области политики произошли радикальные изменения, в том числе они затронули представления людей и их отношение к власти. С нее был снят покров загадочности, дороги к ней стали очевидны, и ими воспользовались многие граждане государства Российского. Сама власть в нашей стране становится все более и более предсказуемой и «цивилизованной».

Идея о том, что нация, народ не может и не должен доверять свою судьбу правительству, которое не может контролировать, проникла и в Россию. Для того чтобы гражданин знал политическую систему, в рамках которой живет и действует, которую созидает, он должен глубоко проникнуть в понимание природы власти. Каждый гражданин должен уметь выделять источники власти, хорошо быть осведомленным о различных типах власти и ее эволюции, отличать легитимное использование власти от произвола и злоупотреблений, в общем, активно влиять на власть и контролировать ее. Начало преамбулы Конституции РФ «Мы, многонациональный народ…» должно стать основным принципом при отношении к власти. Каждый гражданин страны должен знать и чувствовать, что именно он является исключительным источником власти и имеет на нее право. Все люди должны понимать, что иметь власть, грамотно ее применять – значит быть свободным!

Власть и политику трудно разделить. В политологии даже ведутся споры о первичности каждого из этих явлений. Несомненно, власть представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть – один из основных аспектов политической жизни общества. Политологи выделяют следующие универсальные свойства власти:

1. Всеобщность власти, охват властью всех сфер общественных отношений и процессов.

2. Инклюзивность власти, способность власти связывать людей, общественные группы и противопоставлять их.

Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта, особого волевого отношения субъекта к объекту, однако этим структура власти не ограничивается. Активный субъект власти способен реагировать на внутренние и внешние воздействия и реализовывать их, влияя на объект. Для современной демократической структуры властных отношений характерны не столько субъект-объектные отношения, сколько субъект-субъектные отношения. Граждане не только подвергаются влиянию власти, но также активно на нее воздействуют. В России традиционно власть рассматривается как зависимость от кого-либо или чего-либо, как обязанность и ответственность, но не как право и согласие.

Политологи, характеризуя способность власти пронизывать все сферы жизни и деятельности людей, вводят понятие «поле власти», которое может быть предельно малым, ограничиваться личностью самого человека, и предельно большим, распространяться на страны и народы.

В политической науке принято выделять три основных уровня функционирования власти:

1. Государственный уровень, охватывающий наиболее сложные социальные и политические отношения.

2. Публичный, или ассоциативный, уровень, регулирующий деятельность разнообразных союзов, организаций, объединений и иных коллективов.

3. Частный, или приватный, уровень, существующий в малых группах, например в семье.

На всех этих уровнях власть институциализируется, оформляется в специальные организации – учреждения и роли – должности. В зависимости от типа общества все вышеперечисленные уровни можно разделить на официальные, легальные, или формальные, структуры и неформальные, неофициальные группы. Последняя форма власти может принимать характер теневой, подпольный или нелегальный (организованная преступная группировка). Чем выше уровень организации сообщества, тем больше выражен процесс институционализации власти, тем более развиты разнообразные формы ее внешнего материализованного проявления: организации, объединения, союзы – и соответствующая нормативная документация – уставы, правила, нормы, директивы, отчеты, доклады и т.п.

В истории развития представлений и механизмов власти большое место занимает проблема ее политической или идеологической ориентации. Лишь в XVII веке под влиянием мыслителей нового времени в обществе появляются представления о власти как о такой организационной структуре, которая подчинялась бы закону, была бы более демократичной, эффективной и опиралась бы на объективные механизмы и принципы функционирования, а не только на провидение и «добрую волю» правителей. Этой цели послужили идеи рассредоточения и разделения власти, механизм сдержек и противовесов. Джон Локк в середине XVII века предложил разделить власть на законодательную и исполнительную ветви. Впоследствии Шарль Монтескье уже в XVIII веке доработал теорию разделения властей в ее современном виде, добавив к исполнительной отрасли и законодательной еще и судебную власть. Как пишет председатель Государственной Думы Г.Селезнев в своей книге «Вся власть – закону»: «Принцип разделения властей не отрицает единства власти. Он отрицает единовластие. Единство власти предполагает заинтересованное сотрудничество, деловое взаимодействие всех трех ветвей власти, недопущение сосредоточения всей власти в одной из ее ветвей, установления диктатуры, хотя бы и в «демократическом антураже». В федеральных государственных образованиях власть также делится по горизонтали на федеральную, или центральную, региональную и местную власть, причем каждая ветвь обладает своими собственными полномочиями.

Структура институциональной власти включает три функционально взаимодействующих уровня:

1. Макрополитическая система высших инстанций власти – институциональная власть (правительство государства), распространяющая свое влияние на основные процессы общества и внешнюю политику государства.

2. Промежуточная система власти – мезовласть (аппараты среднего звена различного ранга вплоть до муниципальной власти), связывающая институциональную власть с неинституциональной, неформальной властью.

3. Микроуровень власти, охватывающий непосредственное политическое взаимодействие людей, малые группы, самоуправление на уровне межличностных контактов. Именно на этом уровне проявляется массовая политическая культура, закладываются основы убеждений и мнений, вырабатываются и формируются политические суждения и позиции.

Основной функцией политической власти является формирование политической системы общества, организация его политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между обществом и государством, между общественными группами, организациями, политическими институтами, партиями, гражданами; управление делами общества и государства на разных уровнях; руководство государственными органами и, в конечном счете, – создание определенного, характерного для того или иного общества политического режима и государственного строя.

Анализ форм, видов и методов власти позволяет выстроить классификации власти, которые помогают оценить роль власти в обществе, качество ее функционирования и перспективы развития. Власть разных типов различается по ряду взаимосвязанных и пересекающихся признаков:

1. По уровню институционализации власть делится на: институционную власть – организованную в форме различных учреждений с жесткой структурой, руководящими и подчиненными уровнями, иерархией отношений распоряжение – подчинение; и неинституционную власть – власть неформализованную, без четко выраженных руководящих и исполнительских звеньев.

2. По области функционирования различается власть политическая и неполитическая.

3. По области и объему полномочий можно выделить: власть международную, государственную, ассоциативную, групповую и т.д.

4. По субъектам власть делится на: парламентскую, правительственную, судебную, личную, коллективную и т.д.

5. По структуре правящего субъекта власть может быть единоличная, единоначальная, полиархическая.

6. По используемым методам власть различается следующим образом: власть – господство, власть – насилие, власть – принуждение, власть – убеждение, власть – авторитет, харизматическая, эмоционально насыщенная, волевая, интуитивная власть и т.д.

7. По социально-политической природе и структурной организации носителя власти можно выделить власть монархическую и республиканскую.

8. По режиму правления власть бывает демократическая, авторитарная, тоталитарная, деспотическая, бюрократическая и т.д.

9. По социальному типу можно выделить власть рабовладельческую, феодальную, буржуазную и т.д.

Особая проблема власти лежит в области психологии, так как власть имеет внутренние, глубинные, подсознательные, эмоционально-волевые основы. Проявление власти естественно для человека и заложено глубоко в его биологических, природных и социально обусловленных началах сознания и эмоционально-волевой жизни. Не меньшее значение имеет обратная сторона власти – подчинение, добровольное или вынужденное согласие воспринимать импульсы власти и следовать им. Руководство и исполнение, лидерство и подчинение – два равным образом универсальных принципах власти. Они нераздельны и взаимодействуют, взаимно дополняя друг друга, как и два типа личности, для одной личности характерна склонность властвовать, для другого типа личности – подчиняться, принимать власть. Оба типа общественно необходимы.

Большое внимание политологи обращают на вопрос места власти в жизни современного общества и ее роли в демократической системе. Власть наибольшим образом отвечает потребностям, чаяниям людей в условиях демократии. Понимание эффективного политического режима и демократической системы как таковой не может обойтись без знания той роли, которую власть играет в системе управления обществом. Разобраться в проблеме власти помогает отделение определения власти как силы от понятия власти – авторитета, что явным образом отражено в английском языке.

В английском языке существует два основных понятия, которые имеют отношение к определению власти, – это «power» и «authority» («власть силы» и «власть авторитета»). Между данными понятиями существует большая смысловая разница, которая отражает уровень понимания природы и эволюции власти как таковой.

В первом случае «власть силы» (power) – это способность власти контролировать, направлять и влиять на что-либо или кого-либо, безотносительно – существует ли у власти право это делать.

Принадлежность и средства власти в цивилизованном обществе не могут оправдать использование власти как таковой. Для того чтобы понять, является власть справедливой или нет, следует в первую очередь обратить внимание на ее источник (происхождение), который обусловливает легитимность власти, и только тогда использование власти оправдано и отражает цели, ради которых она функционирует.

Во втором случае «власть авторитета» (authority) имеет легитимное и институциональное основание на отправление власти, несмотря на то, существуют или нет адекватные средства на упражнение власти. Политическая власть (authority) – легитимное и институциональное право официальных лиц, облеченных властными полномочиями, отправлять власть от имени государства, общества, Конституции, Высшего Существа и т.д. Упражнение власти (authority) требует почтения и уважения, которые подразумевают признание права на применение власти. Для власти (authority) характерны ограничения определенными принципиальными положениями и средствами, которые позволяют сделать эту власть легитимной. Действия и решения представителей власти, которые нарушают эти ограничения, означают произвол или ненадлежащее ее исполнение и приводят к утрате легитимности с последующими последствиями для власти. Идея власти (authority) не означает того, что ожидаемые результаты и избранные средства для отправления власти автоматически обретают моральное качество. Любая власть может страдать злоупотреблением аморальных средств и достигать безнравственных результатов. Однако во втором случае в демократическом обществе предусмотрена реальная возможность применения политических механизмов, которые ограничивают использование аморальных средств, например, процедура импичмента.

Граждане должны знать, что основными характеристиками политической власти «authority» являются следующие ее качества:

1. Легитимность власти, которая состоит из понимания гражданами роли, которую власть играет в обществе, а также из убеждения и веры в то, что правительство имеет право на существование и отправление политической власти.

2. Соответствие применения власти целям, которые делают власть легитимной.

3. Ограничение власти предусмотрено конституцией и законами, которые усиливаются институциональными механизмами, такими, как разделение властей, сдержки и противовесы, и другими.

4. Стабильность власти подразумевает, что власть будет продолжаться в ограниченном во времени промежутке; однако граждане должны знать, что, если власть будет меняться несколько раз за короткий период времени, она может потерять свою силу.

5. Уважение к власти, которым обладают граждане, рассматривается как один из признаков ее легитимности.

Демократия и власть – понятия не идентичные. Демократическое устройство подразумевает применение власти только тогда, когда она превращается во власть авторитета. Как и любая другая политическая система, демократия нуждается во власти для реализации, достижения своих политических целей. При демократии власть имеет широкий, гибкий и стабильный источник легитимности и преследует ряд специфических политических целей, так как она при исполнении своих полномочий опирается на единственный и исключительный источник власти – народ. Это, собственно, и отличает демократию от всех других политических систем.

Демократия является источником и инструментом создания, поддержания и укрепления системы власти. Используя рассредоточенную власть, демократия концентрирует и трансформирует власть в авторитет, который служит исключительно на благо всего общества. Власть-авторитет при демократической системе строится исходя из потребностей граждан в целом, стремление которых направлено на использование власти для удовлетворения общих нужд и достижения общего блага.

Демократия имеет широкие возможности для утверждения своей власти, но сама власть в данной политической системе небезгранична и имеет строго определенные пределы.

Основные цели, которые преследует демократическая власть, следующие:

1. Поддержание общественного порядка и безопасности;

2. Мирное разрешение общественных конфликтов;

3. Учет разнообразных интересов и использование общих ресурсов при достижении коллективных общественных целей;

4. Защита фундаментальных прав и свобод человека и гражданина;

5. Справедливое распределение благ и общественного бремени.

Власть, политика и правительство – необходимые составляющие жизни любого общества. Совместная жизнь людей требует системы управления, политической деятельности, что сопряжено с отношениями власти. Общество должно уметь контролировать и власть, и политиков, и тогда власть не станет для политики самоцелью. Здоровая власть берет свое начало в согласии и признании общества, которое добровольно передает ей часть своих прав и свобод. Государства, в которых большинство граждан разделяют общие убеждения, в которых существует политическое и социальное согласие, а власть в первую очередь основана на авторитете, являются наиболее устойчивыми, стабильными и развитыми. Целью власти являются поиск и достижение гармонии между порядком и свободой, создание необходимых условий для динамичного поступательного развития всего общества.

Каждый гражданин имеет власть в политическом сообществе, в котором проживает, имеет право и обязанность использовать ее на благо общества и свое личное. Власть – это свобода и ответственность, которые возникают в процессе взаимодействия людей. Власть – это участие граждан в решении общественных проблем. Долг каждого гражданина научиться компетентно пользоваться властью.

Юрий АНТЮХОВ, преподаватель Орловского университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте