Конфликтная компетентность – одно из важнейших качеств, которое должен приобрести и иметь современный преподаватель. Знание конфликтологии, умение улаживать и управлять конфликтом, успешно вести переговоры, достигать соглашения в условиях совместной деятельности есть непременная составляющая подготовки преподавателя и чрезвычайно значимая область правового и гражданского образования.
Знания, умения и навыки, имеющие отношение к конфликтной компетентности, стремление и приверженность к использованию ненасильственных способов разрешения конфликтов важны практически для всех активных участников гражданских отношений, особенно для тех, чья деятельность носит общественный характер, например, для политиков, юристов, преподавателей. Чтобы сделать жизнь гармоничной, следует быть искусным в предотвращении конфликтов (профилактике), в их регулировании (сдерживании) и в справедливом, практически эффективном и надежном их разрешении (улаживании).
Традиционные средства разрешения конфликтов, которые применялись в образовании до недавнего времени, такие, как беседа и увещевания, наложение дисциплинарных, административных взысканий, больше похожие на наказание, зачастую не помогают разрешить, спор, преодолеть конфликт. Проблема остается неразрешенной и постоянно дает о себе знать время от времени. Низкая эффективность традиционных средств заставила специалистов – психологов, юристов, педагогов искать новые пути, способы разрешения конфликтов.
В последние десятилетия прошлого столетия учеными были предложены принципиально новые стратегии разрешения конфликтов, в основе которых лежат юридические техники и переговорные технологии. Новые средства были созданы в результате совместной деятельности юристов и психологов. Эти методы нашли широкую сферу применения, в том числе в юриспруденции, бизнесе, дипломатии и, конечно, в образовании. Различные переговорные стратегии стали частью собственно правового и гражданского образования.
Большой вклад в исследование психологии конфликта внесли М.Шериф, Р.Доз, М.Дойч, Дж.Скотт и другие современные ученые. Результатом деятельности психологов и юристов явилась система обучения искусству управления конфликтом. Была создана переговорная методика разрешения конфликта Дж.Скоттом, Х.Корнелиусом, Г.Келманом, методика переговоров с участием посредника – медиация В.Линкольном, Л.Томпсоном, Р.Рубином, разработан гарвардский метод «принципиальных переговоров» Р.Фишером и У.Юрии. Во многих странах появились специалисты-практики, способные оказать реальную помощь в успешном разрешении конфликтов путем хорошо организованного переговорного процесса. В 1986 году был организован Международный центр разрешения конфликтов в Австралии.
В 1990-х годах в нашу страну пришла практика медиаторства, большую роль сыграла Российско-Американская программа по конфликтологии, в ее рамках было организовано обучения российских медиаторов. В 1994 году в Санкт-Петербурге открыт первый в России Центр по разрешению конфликтов, а в 1997 году создан Клуб конфликтологов, объединивший профессиональных медиаторов России. В 1998 году был создан Центр разрешения конфликтов в Калуге, планируется открытие подобных центров и в других городах России. В России, как и во всем мире, полным ходом идет создание системы разрешения конфликтов, немалое место в которой занимает и подготовка специалистов конфликтологов.
Переговоры сегодня являются наиболее эффективным методом обучения разрешению конфликтов и важной учебной темой правового и гражданского образования, частью как аудиторной, так и внеаудиторной учебной деятельности. В процессе правового образования можно попытаться передать всем участникам образовательного процесса знания, умения и ценности конфликтной компетентности, но также возможны создание и подготовка специальной группы переговорщиков, деятельность которых будет направлена на разрешение конфликтов в учебном заведении и оказание услуг соответствующего характера всем участникам образовательного процесса. Однако без сомнения ясно, что ключевым компонентом системы преодоления конфликтов является подготовка преподавателя, его конфликтологическая компетентность.
Основными целями стратегии разрешения конфликтов (ведения переговоров), которыми должен владеть преподаватель, являются:
1) содействие достижению соглашения на основе согласования интересов,
2) повышение конфликтной компетентности и эффективности анализа при разрешении конфликтных ситуаций,
3) передача стремления и приверженности к ненасильственным средствам разрешения конфликтных ситуаций.
Основными образовательными задачами при разрешении конфликтов являются:
1) в области знания – передача знания о механизмах и стратегиях разрешения конфликтов и ведения переговоров, о принципах и значимых условиях управления конфликтами, об особенностях поведения людей в конфликтных ситуациях,
2) в области умений – передача умений и навыков разрешения конфликтов и ведения переговоров, умения слушать, умения ясно и точно передавать собственную точку зрения, позицию, умения устанавливать, соблюдать правила и порядок ведения переговоров, умения анализировать и критически оценивать человеческие решения и действия, умения делать выводы, принимать взвешенные и ответственные решения,
3) в области ценностей – передача общечеловеческих ценностей.
Умение мирно разрешать конфликты в повседневной жизни является не только залогом стабильных человеческих отношений, но и необходимым условием успеха в личной жизни.
Переговорные технологии можно успешно использовать для обучения учащихся навыкам сотрудничества и взаимодействия при разрешении как индивидуальных, так и групповых конфликтов. Следует уметь различать конфликты индивидуальные, которые не предназначены для общего обсуждения, и групповые, для разрешения которых не обойтись без общей дискуссии. Индивидуальный конфликт затрагивает только частные (индивидуальные) интересы и отношения его непосредственных участников. Групповой конфликт поднимает общие проблемы и касается интересов и отношений, которые затрагивают каждого участника группы. Индивидуальный конфликт требует большого внимания, такта, вежливости, уважения к его участникам и специальных навыков и технологий для его разрешения.
Стратегия разрешения индивидуальных конфликтов направлена на поиск взаимоприемлемого способа его разрешения. Стратегия разрешения групповых конфликтов связана с организацией коллективного обсуждения общей проблемы. В первом случае в качестве посредника может выступать преподаватель или учащийся, овладевший переговорными технологиями. Рекомендуется упрощенная процедура переговоров и посредничества, состоящая из следующих этапов:
1. Посредник помогает участникам конфликта успокоиться и «заморозить» конфликт.
2. Участники конфликта по очереди друг другу или посреднику рассказывают свое видение конфликта, стараются внимательно, не перебивая друг друга, слушать.
3. Участники конфликта, используя методику «мозгового штурма», вырабатывают приемлемые для обоих способы решения проблемы. Посредник может помогать им при этом.
4. Участники конфликта выбирают наиболее приемлемый способ разрешения проблемы и планируют соответствующие действия, мероприятия, которые помогут им воплотить в жизнь избранное решение.
5. Реализация плана действий, которые направлены на разрешение конфликта.
Для разрешения групповых конфликтов предлагаются следующие процедуры:
1. Преподаватель или ведущий общего собрания предлагает его участникам обсудить проблемы, которые требуют безотлагательного решения.
2. Если один из участников общего собрания заявляет проблему или конфликтную ситуацию, то ведущий предлагает остальным участникам проголосовать и решить, стоит ли обсуждать данную проблему в группе.
3. Если группа решила обсудить сложившуюся конфликтную ситуацию, то ведущий просит выделить проблему, которая лежит в основе конфликта. Участники общего собрания определяют проблемный вопрос конфликта.
4. После определения проблемного вопроса участники общего собрания проводят «мозговой штурм», в процессе которого предлагаются различные способы разрешения конфликта. Ведущий записывает их все.
5. По окончании «мозгового штурма» участники собрания анализируют и оценивают предложенные способы разрешения конфликта и выбирают наиболее эффективные из них. Составление плана действий по разрешению конфликта.
6. Реализация плана действий, который направлен на разрешение конфликта.
Стратегию разрешения групповых конфликтов можно успешно применять на классных часах и других формах внеурочных учебных занятияй. Стратегия разрешения индивидуальных конфликтов используется для индивидуальной работы с учащимися.
Все способы разрешения учебных конфликтов в своей основе имеют универсальную технологию разрешения конфликтов – медиацию, которая находит достойное место в современных правовых курсах. Например, большое внимание овладению навыками медиации уделяет Санкт-Петербургский институт права имени Принца П.Г.Ольденбургского. В первом томе учебного пособия «Живое право», изданного в Санкт-Петербурге в 2000 году, можно найти беседы, посвященные медиации, описывающие технологию и этапы ее организации, рассказывающие о деятельности Санкт-Петербургского центра разрешения конфликтов и дающего полезные практические советы по освоению переговорного искусства.
Конфликтная компетентность является как непременной составляющей подготовки современного преподавателя, так и важной частью учебного процесса. Как показывает практика, для того чтобы овладеть конфликтологическими знаниями, следует не только хорошо знать предмет, методы и технологии конфликтологии, не только обладать определенными человеческими качествами и установками, но и глубоко понимать разворачивающиеся во времени и пространстве жизненные коллизии, складывающиеся вокруг конфликта. Осознавая сложность человеческих отношений, их противоречивый характер, принимая как негативные аспекты, так и позитивные составляющие конфликта, следует научиться смело вторгаться в область «завихрений» людских взаимодействий и с помощью взвешенных ответственных рациональных решений и действий преодолевать спорные ситуации. Управлять, регулировать конфликт совсем непросто, однако следует помнить, что компетентные действия преподавателя при разрешении конфликта не только улучшают условия протекания учебного процесса и самочувствие его участников, но и учат строить гуманные, подлинно человеческие отношения, которые приносят глубокое личное удовлетворение и пользу окружающим людям.
Юрий АНТЮХОВ, преподаватель Орловского государственного университета
Комментарии