Несмотря на то что общая концепция программ по правам человека разработана, определены подходы, реальная работа по воспитанию учащихся в духе уважения прав человека практически во всех странах связана с большими трудностями и серьезными проблемами. Некоторые из них предлагаю рассмотреть. Следует отметить, что в целом эти проблемы тесно связаны друг с другом, вытекают одна из другой и что решение их возможно лишь путем длительной, кропотливой, целенаправленной работы.
Анализ практики преподавания прав человека в зарубежных странах показывает, что необходима действенная поддержка воспитания учащихся в духе уважения прав человека не только и не столько на международном уровне, сколько на национальном и региональном. Особенно важна такая поддержка на уровне самих школ, их педагогических коллективов. Программа, «идущая сверху вниз» (администраторы к учителям), значительно менее эффективна в смысле практических результатов – слишком велики «попутные» потери. Напротив, если учителя реально вовлечены в разработку и развитие таких программ, сами осуществляют их внедрение, практическая действенность как конечный результат ощутимо возрастает. Слишком важен фактор личного участия, творческого подхода, индивидуальной инициативы. Оптимальным был бы путь, при котором программы разрабатывались и внедрялись бы совместными усилиями, исходящими как сверху – от школьных советов и администрации, так и снизу – от учителей и учащихся. С одной стороны, это гарантировало бы официальное одобрение, с другой – внедрение. Но преподаватели также нуждаются в гарантиях. Речь идет о гарантиях защиты, если они касаются спорных вопросов в классе.
Очертим круг проблем, связанных с преподаванием прав человека в средней школе. Первая и главная среди них – это необходимость действенной поддержки на всех уровнях – от местного до международного. Другая проблема – признание и принятие конкретным учителем и педагогическим коллективом в целом прав человека как общечеловеческой ценности и создание в школе и в классе соответствующей атмосферы. «Где существует дух обязательности или чувство крайней необходимости, попытка включения их – прав человека – в учебный план, …в котором права человека неоднократно ущемляются, …воспитание в духе прав человека в этом учебном плане не приживается», – пишет С.Шехтер. Необходимо отметить, что указанная проблема имеет еще один аспект: идеальное в какой-то степени миропонимание, которое прививается учащимся в процессе преподавания прав человека, вступает, особенно на первоначальных этапах обучения, в резкое противоречие с лицемерием и другими негативными явлениями, с которыми дети сталкиваются в жизни. Это требует от учителя гибкого, бережного и честного отношения к ученикам, основанного на взаимном доверии и уважении.
Отсутствие должного внимания к указанной проблеме может привести к весьма серьезным последствиям, и прежде всего к конфликтам, к разладу во внутреннем мире ребенка в форме конфликта его отношений с миром внешним. Естественно, что последствия такого невнимания к учащимся в перспективе просто непредсказуемы.
Следующая трудность, препятствующая осуществлению воспитания, заключается в спорной природе самого предмета изучения. Школьная администрация, имеющая достаточно авторитета для включения этих вопросов в программы своей школы, должна учитывать реакцию общества. Как правило, сопротивление идет от консервативной его части, которая оказывается не в состоянии увидеть связь между гражданским воспитанием, формирующим национальные ценности, и воспитанием граждан, которые будут жить в независимом мире.
Ю.Торней-Пурта, говоря об исследовательской базе в области преподавания прав человека, замечает, что эта база не так хороша, как хотелось бы. Ученый полагает, что будущим исследователям следует рассмотреть такие вопросы, как «Что должны знать молодые люди о правах человека?», «Какого рода недоразумения и недопонимания они содержат?», «Каковы наилучшая последовательность и временные рамки для преподавания?», и, конечно, оценку эффективности неформального обучающего опыта.
Еще одна проблема, вызывающая затруднения в деле продвижения и распространения знаний о правах человека, заключается в недостатке необходимого материала, что становится для многих педагогов, преподающих глобальные вопросы прав человека, порой непреодолимым препятствием. Однако даже при наличии материалов возникает и другая трудность. Необходимо абстрактный юридический язык документов расшифровать, чтобы ввести его в пределы лингвистического понимания учащихся различных возрастных групп. И зачастую эти материалы нуждаются в глубокой переработке, в адаптации для использования учащимися. Надо отметить, что особенно недостаточно материалов для средней ступени школы, что признается и ООН, и Советом Европы, и другими международными организациями, хотя именно этот возрастной уровень рассматривается как оптимальный для начала формирования основных принципов и ценностей прав человека. Однако создание и распространение даже очень хороших и доступных вспомогательных материалов не гарантирует их использования вообще и педагогически правильного использования в частности.
Мы подходим к одной из наиболее трудных на сегодняшний день проблем: проблеме подготовки учителей. Х.Старки отмечает воспитательный парадокс, заключающийся, по его мнению, в том, что обычно новая программа или различного рода инновации борются за общественное признание и государственное узаконение. Воспитание же в духе уважения прав человека принципиально имеет и международное, и государственное признание, узаконенность, однако в большинстве случаев учителя не в состоянии либо не готовы найти подходящие пути и средства для преподавания прав человека на регулярной основе в своих школьных курсах. Что касается школьных программ, то для включения в них указанной проблемы необходимо учитывать определенные принципы преподавания прав человека. Среди них: учителя обладают пониманием и знаниями о правах человека, права человека принимаются в качестве основы отношений и в классе, и в школе; основные понятия и концепции прав человека изучаются систематически; школьные правила и дисциплинарные процедуры построены на основе справедливого отношения и должного процесса; школа проводит политику, содействующую равенству и отвергающую несправедливость, дискриминацию всех видов; в своей практике учителя гарантируют и создают возможности для развития глобальных перспектив.
Итак, одной из наиболее сложных на сегодняшний день проблем преподавания прав человека является подготовка учителей. С этой целью применяют обучающие тренинги для преподавателей и долгосрочную поддержку их деятельности, что гарантирует в дальнейшем как успешное введение курса прав человека в школьные программы, так и правильное использование различных материалов, помощь преподавателям в осознании важности того, что среда воспитания в духе прав человека обязательно должна сопровождаться соответствующей атмосферой в классе. Весьма распространенными являются ошибки учителей, заинтересованных тем, как ввести преподавание прав человека в программу, и недооценка того, что содержание курса по правам человека является не дополнением к программам, а единой структурой или интегрированной системой.
Главное внимание в деле обучения преподавателей, как отмечают исследователи, должно быть направлено на неадекватную доподготовку учителей как по содержанию, так и по процессу преподавания прав человека. Учителя в основном не готовы к риску преподавать отдельные темы, в которых они чувствуют себя слабо осведомленными. Это связано с тем, что академическая подготовка будущих учителей редко включает в себя такие вопросы, как история прав человека, международные инструменты и механизмы, претворяющие в жизнь права человека, наиболее важные деятели и движения в этой области, и другие. Кроме того, в ней редко содержатся практический опыт и рекомендации по различным видам деятельности для осуществления процесса преподавания: коллективное обучение и обучение в малых группах, критическое обдумывание, разрешение конфликтов, моделирование и ролевые игры – технологии, альтернативные фронтальному методу обучения.
Существуют различные соперничающие между собой общественные образовательные движения. Они буквально бомбардируют учителей и школьную администрацию критическими замечаниями и программами с целью отработки их в учебном процессе. Частично совпадающая направленность этих программ не имеет признания и не требует сотрудничества и объединения.
Рекомендации R(85)7 Совета Европы о преподавании и обучении правам человека в средней школе определили подготовку будущих преподавателей как необходимое звено в политике воспитания учащихся в духе уважения прав человека. «Будущие преподаватели должны, например: поощряться в своем интересе к внутренним и международным делам; иметь возможность проходить обучение и работать за границей или в другой обстановке; быть подготовленными к тому, чтобы выявлять и бороться против любых форм дискриминации в школах и обществе, а также осознавать и преодолевать свои собственные предрассудки».
В курсах подготовки будущих и работающих преподавателей необходимо поощрять их знакомство с «основными международными декларациями и конвенциями в области прав человека, деятельностью и достижениями международных организаций, занимающихся защитой и поддержкой прав человека, например, путем посещений и ознакомительных поездок; все преподаватели нуждаются в том, чтобы иметь возможность обновлять свои знания и изучать новые методы путем повышения квалификации. Такое повышение квалификации может включать изучение эффективных методов преподавания прав человека, а также разработку соответствующих методов и пособий».
Подготовка учителей в контексте прав человека является центральным звеном в программах ЮНЕСКО. В национальных отчетах и докладах данной организации чаще других отмечается недостаток действий в продвижении преподавания прав человека на всех уровнях и во всех областях, а также недостаток в квалифицированных кадрах.
ООН провела семинар по вопросам преподавания прав человека, где большое внимание было уделено подготовке преподавателей. Участники его обсудили опыт работы нескольких стран и организаций по работе с содержанием и методами преподавания прав человека. Организаторы пришли к выводу, что проблемы, связанные с преподаванием прав человека, заключаются в необходимости поддержки правительствами ученых, образовательных учреждений и учителей-новаторов, которые имеют значительный опыт в данной работе. В этой связи отмечен положительный опыт в обобщении и распространении информации таких организаций, как Всемирная ассоциация «Школа как инструмент мира» и Международный центр подготовки преподавателей по правам человека. Было решено, что ЮНЕСКО и ООН возьмут на себя обязанность координировать подобные виды деятельности.
Необходимо отметить, что Всемирная ассоциация «Школа как инструмент мира» большое внимание уделяет деятельности национальных секций, «наделенных правом претворять в жизнь идеал, общий для всех народов: превратить каждую школу в инструмент мира». В некоторых европейских странах, например во Франции и Бельгии, региональные секции организуются специально для учителей начальных классов и для учителей средних школ. Работа этих секций направлена главным образом на распространение знаний о Всеобщей декларации прав человека, о Конвенции о правах ребенка, а также о других документах, касающихся преподавания прав человека в школах и среди населения.
Для осуществления этих задач Всемирная ассоциация «Школа как инструмент мира» организовала в 1994 году первый съезд. Он расширил число организаций, на которые возложены защита прав человека и распространение знаний о них.
Совет Европы также требует от государств – его членов работы в указанном направлении. Благодаря ряду семинаров Совет Европы помог подготовить тренеров, которых обязал оказывать помощь в подготовке своих коллег к преподаванию прав человека. Совет Европы также организует специальные тренинги на международном уровне, семинары и коллегии, которые предоставляют возможность изучить не только практический опыт учителей, но и исследования, проведенные экспертами. Это чрезвычайно полезная форма обучения, обмена опытом, так как преподавание, не основанное на теоретических и практических, юридических и педагогических исследованиях, не дает успешных результатов.
Изучение различных исследований является составной частью летних сессий, которые при поддержке Совета Европы и ШИМа организует Международный центр по подготовке кадров для преподавания прав человека и мира (CIFEDHOP). Для работы в этих сессиях собираются участники из многих стран мира: преподаватели средних школ и сотрудники различных организаций, имеющих отношение к преподаванию прав человека. Дискуссии на этих сессиях касаются вопросов принятия прав человека современным миром и их практического внедрения в программы средних школ. Основное внимание участников сессии обращается на новые теоретические исследования в области институтов прав человека, механизмов их защиты и международной политики воспитания учащихся в духе уважения прав человека. Один из организаторов ШИМа CIFEDHOP, Ж.Мюлеталлер, выделил три основные ценности, которые необходимы для того, чтобы жить вместе, и которые должны практиковаться в курсах средней школы: терпимость; демократия как способ мышления, а не как политическая система; достоинство как внешняя и внутренняя чистота человека.
Каждый из участников семинара имеет возможность поделиться собственным опытом преподавания прав человека в его стране или в его школе. В ходе обсуждений введения курсов по правам человека в школьные программы становится очевидным факт, что в большинстве своем эти курсы представляют собой либо разрозненные экспериментальные программы, либо индивидуальные или школьные проекты. Для успешного создания и реализации подобных проектов каждому участнику сессии предлагается написать свой собственный проект для преподавания прав человека на уровне школы, класса, региона, а возможно, и государства. Для этого разработана стандартная схема: название проекта; цели и задачи его; обоснование его необходимости; используемые виды деятельности; используемые материалы.
Еще один важный вопрос, который часто поднимается в ходе дискуссий, – это сотрудничество с различного рода неправительственными организациями, работающими над созданием материалов для преподавания прав человека. В настоящее время им принадлежит одна из ведущих ролей в их производстве, а также и в подготовке кадров, организации специальных тренингов, семинаров и научно-практических конференций. Одной из таких организаций является Канадский фонд по правам человека, который более 20 лет проводит специальные семинары для юристов и преподавателей как своего государства, так и государств, которые делают только первые шаги в вопросах реализации прав человека. Большое место на семинарах занимают встречи с представителями различных правительственных и неправительственных организаций и учреждений (представителями Комиссии по правам человека, Суда по правам человека, специальных служб омбудсменов и т.д., осуществляющих защиту прав человека).
Организаторы обучения приглашают на свои заседания сотрудников ООН, ведущих юристов в области международного права, ученых, занимающихся проблемами философии прав человека. Семинары Канадского фонда по правам человека дают его участникам серьезную теоретическую подготовку по курсам, связанным с историческими, философскими, юридическими и педагогическими аспектами прав человека, а также представление о практической деятельности всех институтов прав человека.
В отличие от деятельности Канадского фонда Фонд «Гражданство» (Citizenship) в Великобритании, проводя подобные летние семинары для преподавателей средних школ, уделяет основное внимание формам и методам преподавания прав человека. Это представляет главную сложность для учителей при ведении курса. Фонд знакомит их также с теми материалами, методическими и учебными пособиями, которые могут быть использованы в практической деятельности.
Следует отметить, что подобные семинары, сессии, курсы, конференции имеют большое значение для подготовки кадров по преподаванию прав человека. Они ежегодно проводятся во многих странах с помощью экспертов ООН и Совета Европы, а также различными центрами, например Международным институтом прав человека в Страсбурге, Международной ассоциацией за религиозную свободу, Бирмингемским университетом, Американской федерацией учителей, Центром гражданского образования (США) и другими.
Комментарии