search
main
0

Факультатив

Кладоискатели

Когда пора выйти злату на-гора

всякого клада свой срок и свой, определенный небесными силами погожий денек. Об этом никогда не забывали опытные кладоискатели. Существовало поверье, что заклятые клады трижды в год переходили с места на место и “переочищались”. Это происходило на Новый год, Пасху и Ивана Купалу. Новогодняя ночь-кудесница могла одарить кладоискателей немалым прибытком. Бывалые люди утверждали, что только под Новый год могли вспыхнуть разом все деньги, спрятанные в земле. Полыхали они, как правило, синим пламенем. Кто замечал его, должен был тотчас снять с себя что-нибудь и бросить в огонь. Горящие деньги нужно копать тому, кто заметил их, иначе они в руки не дадутся. Некоторые клады под Новый год обретали голос – чистые клады, например, скорбели и тихо постанывали, а нечистые кричали, ругались, хохотали, требуя взять их.

У пасхальной ночи свои сюрпризы. В субботу с наступлением темноты многие отправлялись за околицу искать клады, пытаясь по огонькам определить их местонахождение. Кладоискатели брали с собой крест, херувимский ладан, страстную свечку и, пытаясь добраться до сокровищ, читали воскресную молитву (ни в коем случае нельзя было при этом ругаться). Если не удавалось набрести на клад в пасхальную ночь, то на его поиски отправлялись в мае в день святого Симона Зилота. В народе его называли Золотом, считая, что апостол должен помогать кладоискателям в их предприятиях. Особое же рвение все, кто жаждал обогатиться, проявляли на Ивана Купалу. И ночью, и днем рыскали по окрестностям охотники за удачей, “вынюхивая” спрятанные сокровища. Опытные люди советовали искать чистые клады перед рассветом, а нечистые – с вечера. Степняки были убеждены, что купальская ночь принесет счастье тому, кто ровно в полночь при луне взойдет на вершину кургана, глянет на свою тень и измерит ее – на этом расстоянии и зарыт клад. Некоторые, правда, уточняли, что нужно еще прибавить примерно две ступни, так как те, кто когда-то закапывал клад, были ростом повыше, чем нынешние молодцы…

Что островок, то тайный уголок

Множество легенд и преданий связано с кладами запорожских казаков. Недаром один из трудов известного украинского этнографа Я.П.Новицкого так и называется “Запорожские и гайдамацкие клады”. “Расходились казаки со своей рады, выбирали из-под камней великие клады”, – поется в одной народной песне. Тот, кому довелось побывать в местах бывших Запорожских Сечей, вероятно, слышал от старожилов о ценных находках. Днепровские рыбаки до сих пор уверяют приезжих, что клады на землях бывших запорожских вольностей и искать не надо – они сами в руки просятся. Характерен в этом отношении рассказ о находках на острове Хортица, который когда-то записал от одного местного жителя исследователь запорожского казачества Д.Яворницкий: “В старину, бывало, как пойдешь по разным балкам на острове, то чего только не увидишь: там торчит большая кость от ноги человека, там белеют зубы вместе с широкими челюстями, там повывернулись из песку ребра, поросшие высокой травой и от времени и воздуха сделавшиеся, как воск, желтыми. Задумаешь, бывало, выкопать ямку, чтобы сварить что-нибудь или спечь – наткнешься на гвоздь или кусок железа; захочешь сорвать себе цветок, наклоняешься, смотришь – череп человеческий, прогнивший, с дырками, сквозь которые трава повыросла, а на траве цветы закраснелись; нужно тебе спрятаться от кого-нибудь в пещере, бежишь туда и натыкаешься на большой медный казан или черепяную чашку, или еще что-нибудь в этом же роде”.

Земли и воды запорожской земли скрывают еще много тайн, корни которых уходят в далекое прошлое казацкого края. Ведь не зря же у запорожцев одна из речек Великого Луга называлась Скарбной (даже целых три Скарбных речки отмечены были на карте в районе нынешнего Никополя). Кроме устных преданий, есть немало и письменных свидетельств о запорожских кладах. Французский инженер Боплан в своем знаменитом труде “Описание Украины” утверждал, что Войсковая Скарбница казаков находилась немного ниже устья речки Чертомлык на довольно большом острове, на котором казаки строили свои челны. Он будто бы окружен со всех сторон тысячами других островов, беспорядочно разбросанных по разлившейся реке. “Уверяют, – писал Боплан, – что казаки скрывают множество пушек в протоках Войсковой Скарбницы, но где именно, никто из поляков вам не укажет, ибо они в тех местах не бывают; от казаков же не могут выведать сей тайны, да из них немногие и знают о том. Они скрывают под водой не только пушки, отбиваемые у турков, но и деньги, которые берут только в случае необходимости. Каждый казак имеет на островах свой тайный уголок. Возвратясь с поисков над турками, они делят в Скарбнице добычу и все, что ни получат, скрывают под водой, исключая вещи, повреждаемые оною”. Для кладоискателей, которые решат попытать счастья на землях бывших запорожских вольностей, остается добавить, что украинское “скарб” означает не что иное, как “клад”.

Нет дыма без огня, а огня без коня

Среди кладоискателей бытует множество рассказов о кладах, которые выходят на поверхность в виде огней, дымных шлейфов, красных петухов, являются путникам блуждающими светлячками. Если это происходит на болоте, то утверждают, что клады, обьятые пламенем, выходят из грунтовых вод для просушки. Не все здесь выдумка и плод возбужденной погоней за сокровищами фантазии. Нет дыма без огня, нет и огня без дыма. Сквозь его пелену удается разглядеть кое-что и реальное. Клады, которые прятали в свое время лихие ватаги казаков, гайдамаков, лугарей, диких степняков и прочих рыцарей больших и малых дорог, зарывались в землю с особыми уловками. Спрятать так, чтобы никто не знал, не видел, было трудно и некогда. Поэтому копали ямы будто бы для убитых лошадей. А на низ незаметно укладывалась добыча, которую нельзя было унести с собой. Сверху бросали трупы лошадей, а случалось, и погибших людей. Яма наскоро присыпалась, втыкался и простенький крест. Кому придет в голову разрывать такую могилу? А вольная ватага не всегда имела возможность возвратиться за своими трофеями. Проходило время. Трупы подвергались гниению. И вот тогда появлялись огни.

Ученые дают свое обьяснение подобным огненным “явлениям кладов народу”. Огоньки на болотах, могилах, кладбищах, местах захоронения животных иногда действительно пугают окрестный люд, поздних прохожих. Однако ничего магического в них нет. Это выходит на поверхность и самовоспламеняется фосфористый водород, который образовался при гниении отмерших организмов. В темноте газ светится бледно-голубыми, мерцающими огоньками. Кого-то они пугали, а кого-то, наоборот, приманивали. В старинных сыскных делах сообщалось о том, что крестьяне, нашедшие клад, но утаившие его, были у “пытки и у огня”. Кладоискатели, прошедшие огонь и воду лесов, болот и старых кладбищ, стойко хранили секреты подземных сокровищ.

Нашел в горшке полушку – для всех душка!

Порою так достоверно и убежденно сообщали бывалые люди о зарытых драгоценностях, так подробно описывали приметы, по которым их можно было найти, что даже степенные старики с седыми чубами, бывало, чесали затылки, подумывая заняться кладоискательством. Чаще, правда, эта страсть одолевала бедняков-неудачников, которых лихая доля преследовала по пятам. Им казалось, что самый реальный выход из нужды – это найти клад. Слишком соблазнительной была надежда разбогатеть враз, одним ударом разрубить клубок жизненных неурядиц. Мечта о счастье в виде клада не давала покоя. Случалось, селянин бросал хозяйство, все шло прахом, а бедолага продолжал искать сокровища. Ни слезы жены, ни плач голодных детей, ни уговоры родственников не могли остановить его – с годами он становился все нелюдимее и упрямее, повторяя время от времени: “Ищу клады старые, ношу портки рваные”.

Однако кладоискательская страсть была настолько заразительной, что часто проникала не только под ветхую одежонку бедняков-неудачников, но и под мундиры чинов. В московских архивах хранятся сыскные дела о кладах. В свое время их изучением занимался ученый С.Веденский. Вот что он, в частности, писал: “Кладоискание в Московской Руси было настолько развито, что оно занимало даже лиц высокопоставленных… В ХVII в. поиски кладов для провинциальных воевод представляли случаи выдвинуться и зарекомендовать себя сверхдолжным усердием. Прослышав о кладе, воевода лично принимался за розыски, а иногда и просил для работы “государевых людей, с кем тое казну вынять на великого государя”.

Без пригляда нету клада

В некоторых кладах находили замки различных конструкций. Предполагали, что их клали туда для того, чтобы никто не мог добраться до сокровищ. И все же даже железные хитроумные замки не могли гарантировать сохранности спрятанного, если клад не находился под чьим-нибудь присмотром. Часто в качестве сторожей выступали “заложные” души зверей и людей. В некоторых легендах о кладах сообщается о том, что вместе с сокровищами закапывали и человека, который обязан был стеречь драгоценности, до тех пор, пока кто-нибудь не сменит его. Среди кладоискателей бытовали рассказы о жеребцах, что ржали в могилах, волках, которые нападали на землекопов, чабанах с сопилками, сопливых старичках, веселых казаках, восседающих на бочонках с деньгами, – каждому встречному служивый предлагал водку или деньги, кто выбирал монеты, тот вместо него оставался сторожить сокровища. Утверждали, что есть клады, караульщики которых дают в долг деньги на срок, а если кто не возвращал их, сам становился охранителем утаенного.

Среди сторожей подземных сокровищ особенное усердие проявляла нечистая сила. Ничего не стоило, например, духам-“кладовикам” сделать так, чтоб человек не только клад не нашел, но и домой не возвратился. В этом им помогал и Блуд, который заставлял кладоискателей блудить по вроде бы знакомым местам, и Мара, что насылала на бедолаг различные видения, и другая нечисть. Поговаривали, что закопавший клад скряга нередко продавал душу чертям-“скарбникам” и бесам-“кладовникам”. Те надежно стояли на страже спрятанного богатства. Про собственников же сокровищ говорили: “Не сетуй, что в пекло попал, коль душу черту продал”. Некоторые суеверные кладоискатели были уверены, что там, где спрятаны большие деньги, живет Ховала – дух с двенадцатью глазами, которые светятся ночью. Если кто слишком настырничал, пытаясь завладеть кладом, того Ховала мог ослепить. Это, правда, не пугало ретивых искателей сокровищ, уже давно ослепленных блеском подземного злата.

Почем зря копай “от фонаря”

Кладоискательская страсть сжигает душу того, кто предался ей. Немало находится доброхотов, которые с удовольствием подкладывают дровишки в этот губительный огонь, а некоторые шутники и насмешники и сами не прочь руки погреть над ним. Кто весел, а кто и нос повесил. Речь идет о тех, кто потешается над бедолагами-кладоискателями, указывая им дорожку к несуществующим подземным богатствам. Рассказывают об одном легковерном искателе сокровищ, который, руководствуясь “верной” приметой, однажды наткнулся на камень с надписью: “Переверни”. Вывернув глыбу, кладоискатель прочитал: “Ну что, тяжелый?”

А вот что случилось в городе Херсоне в 1893 году. Житель одного из окрестных сел нашел в лимане бутылку, в которой была записка: “Я, раб божий Михаил, перед тем, как отойти в царство вечности, желаю все свое имущество передать тебе, искателю. Пойди в Херсон, на углу Воронцовской и Эрделевской улиц, напротив дома Левина стоит фонарь. С правой стороны фонаря (когда идти от берега) зарыты мною 9000 рублей серебром. Возьми и владей ими и помолись за душу раба Божьего Михаила”. О находке сообщили губернатору, и тот распорядился произвести раскопки. Ретивые кладоискатели даже фонарь перенесли на другое место, однако ни гроша не нашли. Долго в городе потешались над простаками. Смеялся горшок, пока не треснул – нередко и любителям розыгрышей доставалось. Через несколько лет после “фонарной” истории крестьяне обнаружили на берегу Днепра пещеру, на стене которой виднелась надпись: “Сдес непременно зарыто 4 миллиона турецких лир, копать в бок на этом месте, писал запорожец, казак”. Губернатор, уже имевший опыт поиска клада “от фонаря”, распорядился произвести следствие. В результате допросов выяснилось, что выкопал пещеру и украсил стену надписью один из местных шутников. Власти подвергли его суровому наказанию, после которого земляки потешались над проказником: “Бывает, что и смех наводит на грех. Шутил наш Мартын, да и свалился под тын”.

Владимир СУПРУНЕНКО

Этнографический вопросник

Пища

1. Какие самые распространенные и любимые блюда в будни и праздники?

2. Какие блюда раньше готовили на завтрак, обед, ужин? Вообще сколько раз в день садились за стол? Как начиналось и чем заканчивалось застолье?

3. Какие поговорки, шутки, анекдоты, бывальщины связаны с тем или иным блюдом?

4. Какие рецептурные секреты приготовления отдельных блюд (щей, пирогов)? Из каких продуктов их готовят? Какая последовательность приготовления?

5. Что говорит (поговорки, шутки, возгласы) хозяйка, готовя то или иное блюдо и подавая его на стол? Как характеризуют его вкусовые качества едоки?

6. Как называется посуда, в которой готовится и подается на стол еда?

7. Сколько постов вы знаете? Почему нужно поститься? Придерживаетесь ли вы постов? Какие блюда готовят во время постов? Какие вообще постные блюда распространены?

8. Какие тосты провозглашаются за праздничным столом? Какие продукты, блюда, случается, приносят с собой гости во время торжественных событий, праздников? Что как подарок от хозяев уносят домой?

9. Какую еду берут с собой в дорогу? Из чего состояли “тормозки” косарей, жнецов, рыбаков?

10. Какую пищу готовили под открытым небом во время сельскохозяйственных работ, в дороге, во время гуляний? Какой посудой при этом пользуются? Как разводят огонь?

11. Какие обрядовые блюда готовили во время религиозных праздников? Как готовили кутью? Из чего состоял пасхальный завтрак? Как пекли куличи и готовили пасхи?

12. Какие блюда готовили на поминки и крестины?

13. Где сохранялись продукты? Как их подготавливали для длительного хранения? Что делали хозяева, чтобы они не портились? Как назывались продуктовые хранилища, помещения, посуда? В чем перевозили, переносили овощи, фрукты, продукты?

14. Знаете ли вы рецепты заготовки сала, овощных консервов, варенья и других заготовок?

15. Какие существовали правила поведения за столом, приема гостей? Как взрослые учили этому детей?

16. Какие дикие растения использовались в пищу?

17. Что ели во время голода? Как от него спасались?

Демонология

1. Верите ли вы в потусторонние силы, сверхьестественных существ, которые так или иначе влияют на судьбу человека, явления природы?

2. Какие разновидности нечистой силы, демонических существ вы знаете? Какие из них живут в округе (ведьмы, черти, русалки, лешие, оборотни)?

3. Какие потусторонние существа нашли прибежище в доме?

4. Как выглядит каждый вид сверхьестественных существ? Какие они имеют характер и привычки? Как себя проявляют? Какое добро или зло делают людям?

5. Знаете ли вы что-нибудь про духов? По каким признакам можно судить про их присутствие в окружающем мире?

6. С помощью каких приемов, магических действий, слов можно защититься от нечисти и даже обезвредить ее?

7. Как можно узнать ведьму? Какими вредными делами она занимается? Как ведьмы забирают молоко у коров? Что известно про полеты ведьм?

8. Знаете ли вы или слышали что-нибудь про людей, которые общаются с потусторонними существами? Как выглядят и какой образ жизни ведут эти люди? Как их называют в народе? Как происходит их проникновение в потусторонний мир?

9. Случалось ли вам встретить потустороннее существо или ощутить его присутствие поблизости? Где и при каких обстоятельствах это случилось? Были ли такие случаи с вашими знакомыми?

Народные игры

Юла

“Прекрати юлить”, – выговаривает отец сыну, который пытается хитрить. “Не юли ты тут под носом”, – в сердцах кидает мать ребенку-егозе. “Юлой” называют и некоторые виды мелких непоседливых пташек, и суетливого беспокойного человека, и того, кто выслуживается, льстит. В старину “юлой” называли вертушку с гранями по ребру и цифрами, которую вертели пальцами, играя на деньги, а “юльщиками” – мошенников на ярмарках. Однако во все времена “юла” была известна большинству как любимая игрушка малышей. Вытесать из деревянного цилиндра конус, который, умело закрученный, мог долго вертеться на плоскости, не составляло труда для владеющего топором подростка. Юла была еще известна древним грекам, игры же детей всех возрастов с юлой в Древней Руси принадлежали к одним из самых распространенных. В разных местностях юлу называли еще “дзыгой”, “вертушкой”, “волчком”, “кубиком”, “кубарем”. На середине кубаря, который предназначался для игры, делался перехват или желобок. Через них накручивалась веревочка, за конец которой с силой дергали. Это придавало кубарю вращательное движение, которое затем можно было поддерживать, подхлестывая юлу кнутиком или веревочкой. Считалось, что для кнутика лучше всего использовать кожу угря. Игроки гоняли свои кубари по ровной площадке, заставляя их сталкиваться, огибать преграды. “Рулеткой” называли в старину два деревянных кружочка, насаженные на круглую палочку. Сквозь эту ось продевали и закрепляли узелком один конец шнурка, а на другом конце делали петлю, которую надевали на палец. Намотав шнур на ось, пускали “рулетку”. Она скатывалась по шнуру и приобретала такую силу вращения, что достаточно легонько поддерживать шнур, чтобы заставить ее переменить направление и взбежать обратно, наматывая шнур на ось. Искусные игроки делали ей не только отвесное движение, но и наклонное, и даже горизонтальное.

В некоторых местностях “юлой” еще называли игру, когда пускали по льду какой-нибудь предмет. Много интересных видов “вертушек” известно на Кавказе. Там, случается, в качестве кубарей используют даже скорлупу грецких орехов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте