search
main
0

Факты, события, перспективы. Информационно-аналитические материалы Общероссийского Профсоюза образования

Общероссийский Профсоюз образования направил в регионы информационно-аналитические материалы к августовским совещаниям 2017 года. Как всегда, они содержат подробные разъяснения и позицию профсоюза по наиболее актуальным вопросам – о бюджетном процессе, финансировании общеобразовательных организаций, нарушении сроков выплаты зарплаты учителям в отдельных регионах, применении профессиональных стандартов, разработке национальной системы учительского роста и многом другом.Отметим, что ранее в адрес региональных организаций профсоюза был направлен публичный отчет Центрального совета за 2016 год и январь-апрель 2017 года, а также информация об изменении среднемесячной начисленной зарплаты педагогических работников по сравнению с 2016 годом. Эти данные также могут пригодиться в ходе подготовки и проведения августовских педсоветов.

О бюджетном процессе в 2017 году, о подготовке предложений к проекту федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годовБюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.В рамках бюджетного процесса в текущем 2017 году органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные участники бюджетного процесса составляют и рассматривают проекты бюджетов на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов с последующим их утверждением.Принятию бюджета Российской Федерации в текущем году предшествует разработка и утверждение документов, не являющихся нормативными или правовыми актами, но имеющих статус докладов Правительству Российской Федерации и подлежащих одобрению Правительством РФ.На заседании Правительства Российской Федерации 29 июня 2017 года были заслушаны и в целом одобрены:1) доклад Минэкономразвития России «О сценарных условиях, основных параметрах прогноза социально-экономического развития и предельных уровнях цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»;2) доклад Минфина России «Об основных характеристиках федерального бюджета, а также предельных объемах бюджетных ассигнований по государственным программам Российской Федерации и направлениям деятельности, не входящим в государственные программы Российской Федерации, на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».Проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов Минфин России представил в Правительство Российской Федерации 3 июля 2017 года.На федеральном уровне в рамках системы социального партнерства на заседаниях рабочей группы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – РТК) в области экономической политики в 2017 году рассматривались вопросы с участием представителей профсоюза:1) по сценарным условиям – 18 апреля и 18 июля;2) по проекту основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов – 13 июля;3) по основным характеристикам федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период – 20 июля.Вопросы «О проекте основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и «Об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период» рассмотрены на заседании РТК 21 июля 2017 года с участием членов Правительства Российской Федерации.Экономика Российской Федерации развивается в условиях беспрецедентного внешнего давления, агрессивных действий Соединенных Штатов Америки и их союзников, которые выражаются в экономических санкциях в отношении нашей страны.Прогноз Минэкономразвития России базируется на реалистичных оценках в отношении темпов развития мировой экономики, демографической ситуации в России и общего положения дел на мировых сырьевых рынках. Учтены предпосылки о постепенном замедлении мирового экономического роста, стагнации цен на рынке углеводородов, демографические процессы, которые происходят в нашей стране, включая ухудшение возрастной структуры населения, что ведет к снижению численности трудоспособного населения.Учтено, что российская экономика в ближайшие годы по-прежнему будет испытывать влияние целого ряда негативных факторов. Один из этих факторов – сохранение антироссийских санкций, а также ограничений для российских компаний по доступу на рынки капитала и рынки технологий зарубежных стран. Все это должно учитываться как минимум при макроэкономическом планировании в среднесрочной перспективе.По сути принят за основу консервативный прогноз, который в текущей экономической ситуации представляется как максимально реалистичный. Предполагается, что в нынешних сложных условиях будет оказана необходимая поддержка развитию экономики и обеспечению ее восстановления, а также повышению уровня жизни работников и населения в целом.В настоящее время наблюдаются положительные тенденции в экономике. По итогам 2017 года ожидается рост ВВП, по расчетам Минэкономразвития России – до 2%, на период 2018-2020 гг. прогнозируется ежегодный рост в 1,5%.Постепенно восстанавливаются инвестиционный и потребительский спрос. После трехлетнего падения начинают расти реальные доходы населения. Прогнозируется, что инфляция будет оставаться в рамках целевого показателя – не более 4% в 2017‑м, а также в 2018-2020 гг. Такое же ограничение (не выше четырехпроцентного роста в течение года) установлено для большинства тарифов на услуги инфраструктурных компаний, что должно помочь сдерживать цены на жилищно-коммунальные услуги, на транспорт.На основе этих прогнозов Минфин России подготовил базовые параметры федерального бюджета.Предлагаемый проект использует консервативный подход к бюджетному планированию, который позволяет обеспечить предсказуемость макроэкономической среды, создание условий для стабильного развития. Используемый в настоящий момент механизм бюджетного планирования формирует в экономической среде уверенность, что даже при наличии действующих неблагоприятных внешних и внутренних макроэкономических факторов государство и бюджет смогут профинансировать взятые на себя расходные обязательства, не искажая ситуацию в экономике, что позволит не менять существующие параметры налоговой системы, не увеличивать государственные финансовые заимствования с целью финансирования своих расходных обязательств, в том числе социальных.Проект федерального бюджета основывается на базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, который сам по себе также является консервативным, как относительно оценки уровня мировых цен на нефть с их стабилизацией на достаточно низком уровне как в среднесрочном (2018 год – 40,8, 2019 год – 41,6, 2020 год – 42, 4 доллара США за баррель нефти), так и в долгосрочном периодах, так и относительно оценки внутреннего экономического развития: относительно невысокие темпы роста экономики в длительной временнóй перспективе.Доходы в 2018 году запланированы на уровне 14,7 трлн рублей, расходы – 16,2 трлн рублей. Соответственно дефицит федерального бюджета составит порядка 1,5 трлн рублей (в 2017 году дефицит планируется на уровне 1,92 трлн руб., в 2016 году составил почти 3 трлн руб.). Погашать его планируется за счет средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (с 2018 года произойдет их слияние на базе последнего).При формировании бюджета Правительство Российской Федерации исходит из того, что при любой ситуации на нефтяном рынке, при любых иных внешних вводных событиях необходимо сохранять устойчивость и сбалансированность бюджетной системы.Сбалансированный бюджет – это, во-первых, бюджет, который при любой внешнеэкономической конъюнктуре позволяет выполнять обязательства перед работниками и населением Российской Федерации: вовремя выплачивать зарплату, пенсии, пособия, стипендии и в соответствии с законодательством их индексировать. Во-вторых, такой бюджет даст возможность профинансировать важнейшие проекты в сфере транспорта, энергетики, программ по развитию образования, здравоохранения, по жилищному строительству.Все социальные выплаты в период 2018 – 2020 гг. планируется ежегодно индексировать на прогнозируемый уровень инфляции (4% в год). Отдельно заложены средства на достижение показателей майских указов по зарплатам бюджетников.Обращаем внимание региональных организаций профсоюза, первичных профсоюзных организаций вузов, что в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» пока предусмотрена индексация стипендиального фонда с 1 сентября 2017 г. на 5,9%, с 1 сентября 2018 г. – на 4,8%, с 1 сентября 2019 г. – на 4,5%.Предполагается начиная с 2017 года и далее по 2020 год ежегодная индексация заработной платы на федеральном уровне для работников государственных (муниципальных) учреждений, не отнесенных к отдельным категориям работников бюджетной сферы, повышение оплаты труда которых регулируется Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы (далее – Программа), принятой в целях реализации указов Президента России от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. №1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».В 2018 году планируется довести уровень средней заработной платы работников бюджетной сферы до целевых показателей, предусмотренных указами Президента России от 2012 года, с последующей их ежегодной индексацией. Для этого в проекте федерального бюджета планируются специальные меры поддержки субъектов Российской Федерации для достижения указанных целевых показателей.В то же время в текущих условиях встает вопрос по оптимизации бюджетных расходов, повышению их эффективности. И здесь актуальными становятся проблемы путей и методов достижения данных целей.Обращаем внимание региональных организаций профсоюза, что в настоящее время идет активный процесс формирования проекта Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018-2020 годы, обсуждение и согласование предложений всех трех сторон социального партнерства по каждому разделу проекта Генсоглашения.Общероссийский Профсоюз образования подготовил и направил в ФНПР целый ряд предложений к II разделу Генсоглашения «Заработная плата, доходы и уровень жизни населения» (как и другим разделам) и настаивает на включении в обязательном порядке в текст Генсоглашения обязательств сторон следующего содержания:«Доведение в 2018 году средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы до целевых показателей, установленных в Указе Президента Российской Федерации №597, обеспечение в последующие годы индексации достигнутых размеров средней заработной платы поименованных в Указе Президента РФ категорий работников, не допуская снижения уровня соотношения (в процентах) их средней заработной платы со средней заработной платой в соответствующем регионе»;«Подготовить предложения по кор­рек­ти­ров­ке уровня соотношения сред­ней заработной платы педагогических работников сферы общего образования, сферы среднего профессионального образования и средней заработной платы в соответствующем регионе с целью максимального приближения этого уровня соотношения к установленному на 2018 год Указом Президента РФ №597 для работников организаций здравоохранения, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование».Комментарий. Согласно Указу Президента РФ №597 уровень средней заработной платы учителей общеобразовательных организаций, преподавателей и мастеров производственного обучения в организациях среднего профессионального образования в 2018 году (100% к средней зарплате в экономике соответствующего региона) будет в два раза ниже уровня средней заработной платы не только врачей, но и таких работников организаций здравоохранения, как биолог, зоолог, инструктор-методист по лечебной физкультуре, медицинский психолог, медицинский физик и ряд других (200% к средней зарплате в экономике соответствующего региона). Одновременно согласно установленному целевому показателю уровень средней заработной платы учителей общеобразовательных организаций, преподавателей и мастеров производственного обучения в организациях среднего профессионального образования в 2018 году будет соответствовать фактически уровню средней заработной платы младшего медицинского персонала (100% к средней зарплате в экономике соответствующего региона).Основные задачи государственных внебюджетных фондов – Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования: за счет бюджетов этих фондов будут выполняться социальные обязательства, включая выплату пенсий, различных пособий, оплату больничных листов, оказание людям бесплатной медицинской помощи.Бюджет Пенсионного фонда определен с учетом того, что все пенсии неработающих пенсионеров будут проиндексированы на размер инфляции. В бюджете Пенсионного фонда заложены деньги на выплату материнского капитала, в 2018 и 2019 годах его размер не изменяется, а с 1 января 2020 года планируется провести индексацию.Деньги Фонда социального страхования в первую очередь направляются на страхование на случай временной нетрудоспособности, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на выплату декретных.Бóльшая часть расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования – это субвенции бюджетам территориальных органов ОМС. Средства направляются на финансирование оказания медицинской помощи, включая высокотехнологичную помощь, в регионах, а также на повышение средней заработной платы медицинским работникам. Кроме того, из бюджета фонда, как и прежде, направляются трансферты на оплату родовых сертификатов.О реализации в 2016 году государственной политики в сфере образования, актуальных вопросах ее реализации в 2017 году и ближайшей перспективеИнформация пресс-службы Минобрнауки России о выступлении министра образования и науки Российской Федерации О.Ю.Васильевой на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке6 июля министр образования и науки Российской Федерации О.Ю.Васильева выступила на заседании Комитета Государственной Думы по образованию и науке. Глава Минобрнауки ознакомила депутатов с докладом Правительства РФ о реализации в 2016 году государственной политики в сфере образования. Заседание провел председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке В.А.Никонов.В заседании комитета приняли участие представители Общероссийского Профсоюза образования.- Российская система образования – одна из самых масштабных в мире: число детей и молодых людей, включенных в систему, достигает 30 миллионов человек, – информировала Ольга Юрьевна.Министр рассказала о мерах по повышению доступности дошкольного образования. Она сообщила, что по данным на 1 мая 2017 года доступность дошкольного образования детей от 3 до 6 лет составляет 98,77%, функционирует проект «Электронная очередь», работает «горячая линия» для записи в дошкольные учреждения.Ольга Юрьевна дала оценку выпускной кампании 2017 года.- ЕГЭ прошел спокойно, нарушений практически не было, – сказала министр.Касаясь темы государственной итоговой аттестации, О.Ю.Васильева добавила, что со следующего года допуском к четырем экзаменам после 9‑го класса станет обязательным собеседование, устная часть по русскому языку.Министр информировала, что в этом году 30 тысяч российских школ участвовали во Всероссийских проверочных работах, что дало возможность определить проблемы по ряду направлений и приступить к их решению.Говоря о дополнительном образовании, глава Минобрнауки отметила, что в настоящее время им охвачено 74,5% детей, 65% – на бюджетной основе.- Школа становится пространством, которое можно заполнить интеллектуальной и образовательной деятельностью, – подчеркнула Ольга Юрьевна, обратив внимание, что сегодня в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», курируемого Минобрнауки России, в субъектах РФ строятся детские технопарки, активно развиваются проекты технической и естественно-научной направленности.По данным главы Минобрнауки, в 2017 году увеличилось число выпускников, которые продолжили образование в колледжах, расширилось сотрудничество с работодателями, в образовательную практику входит дуальное обучение.Ольга Юрьевна рассказала, что в настоящее время в 13 субъектах РФ апробированы модели образования, где совмещаются теоретическое образование и практика на предприятии.Глава Минобрнауки обозначила основные задачи государственной политики в сфере высшего образования: обеспечение доступности, качества и практичности – возможности применить полученные знания.Она заявила, что из 100 выпускников 57% поступают на бюджетные места. 47% вчерашних школьников выбирают инженерные специальности, 11% – педагогические, 9% – медицинские.Важным направлением работы на сегодняшний день является подготовка педагогических кадров. О.Ю.Васильева информировала, что в 15 регионах в новом учебном году пройдет предметное тестирование педагогов по русскому языку и математике.Ольга Юрьевна подчеркнула, что никаких наказаний для педагогов, продемонстрировавших неудачные результаты тестирования, предусмотрено не будет.- Главное для нас – составить траекторию повышения квалификации педагогов, – заявила министр.Глава Минобрнауки обратила внимание, что в рамках курируемого министерством приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» ведется активная работа. Она заявила, что министерство продолжает работать над созданием опорных вузов в регионах. В 2017 году на этот проект было выделено 3 млрд рублей, а к 2020 году планируется создать опорные университеты в 50 субъектах РФ.- Опорные вузы должны стать центром притяжения и центром развития регионов, – отметила Ольга Юрьевна.Министр сообщила, что в целях повышения доступности дистанционного образования и в рамках работы над концепцией непрерывного образования планируется создать интернет-портал, включающий 3,5 тысячи образовательных онлайн-курсов высокого качества.- Портал будет работать в форме единого окна, и мы хотим к 2020 году довести количество качественных курсов до 3,5 тысячи в надежде, что этими курсами будут пользоваться не менее 3,5 миллиона человек, – заявила О.Ю.Васильева.Министр также проинформировала депутатов о работе по созданию базовых учебников по основным программам, повышению доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, строительству и реконструкции школ, обновлению инфраструктуры колледжей и техникумов.Отвечая на вопрос члена Комитета Государственной Думы по образованию и науке А.И.Аршиновой о перспективах передачи школ с муниципального уровня на региональный, О.Ю.Васильева сообщила, что 16 регионов выразили желание принять участие в соответствующем пилотном проекте.- Нынешний исторический период требует огосударствления школ. В настоящее время они находятся вне государственной опеки и заботы, 42 тысячи школ не подчиняются ни министерству, ни регионам. При существующем большом разнообразии образовательных программ сложно говорить о воссоздании единого образовательного пространства. При этом каждый ребенок должен получить доступное базовое образование, – подчеркнула министр.В.А.Никонов назвал огосударствление школ важнейшим вопросом, имеющим прямое отношение к закону об образовании.Депутаты приняли доклад министра к сведению и рекомендовали Правительству РФ в дальнейшем продолжить совершенствование структуры и содержания документа, усилив межведомственное взаимодействие при его подготовке.Информация пресс-службы Минобрнауки России о Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования5 июля в Сочи состоялось Всероссийское совещание руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования. Основными темами для обсуждения на совещании стали анализ опыта эффективного управления региональными системами образования, модели финансирования образовательных организаций и оплаты труда педагогических работников.В ходе совещания министр образования и науки России О.Ю.Васильева ответила на вопросы журналистов.Министр прокомментировала, что учредительство образовательных организаций предлагается передать на уровень субъектов РФ. Это позволит существенно улучшить администрирование финансовых средств, направляемых на реализацию общеобразовательных программ.- Совещание с региональными министрами прежде всего посвящено проблемам, связанным с тем, что сейчас управление школами отдано на муниципальный уровень. Отсюда возникает разбалансировка в системе, в управленческих и финансовых факторах, потому что муниципалитеты имеют все основания потратить на иные нужды деньги, которые регион направляет на школы. И сегодня министры говорят о том, какие проблемы на протяжении последних лет из этого вытекают, – сказала О.Ю.Васильева.Глава Минобрнауки России подчеркнула, что недостаточная эффективность региональных образовательных систем напрямую связана с отсутствием реальных полномочий у органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации единой образовательной политики в сфере общего образования.Ольга Юрьевна отметила, что в ряде регионов уже есть готовность включиться в пилотный проект, по итогам которого будет принято окончательное решение, а часть субъектов, «просчитав все возможные риски», уже перешла на региональный принцип управления школами.- Деньги должны во всех регионах доходить до школ, – заключила министр.Ольга Юрьевна также ответила на вопросы, связанные с подготовкой учебников и их экспертизы.- У нас есть поручение в очень короткий срок подготовить план проведения экспертизы Федерального перечня учебников. Второй пункт этого поручения связан с разработкой базовых учебников, то есть базовый учебник – две-три линейки – должен быть по каждому предмету, – сказала О.Ю.Васильева.Ольга Юрьевна сообщила, что в ближайшее время Минобрнауки разработает электронные базовые учебники по географии и истории. Причем электронные версии учебников будут обновлены уже к 1 сентября.- На сегодняшний день мы должны привести в соответствие со временем учебники географии и истории. Сейчас мы сможем сделать их в электронном виде, – информировала О.Ю.Васильева.Во Всероссийском совещании руководителей органов исполнителей власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, состоявшемся 5 июля 2017 года, принял участие представитель Общероссийского Профсоюза образования.В ходе совещания работали 3 секции, на которых состоялось активное обсуждение вопросов, связанных с учредительством образовательной организации общего и дополнительного образования; со схемами финансирования образовательных организаций, а также с повышением эффективности системы оплаты труда.В обсуждении вопросов, связанных с повышением эффективности системы оплаты труда в сфере образования, приняла участие эксперт отдела аппарата профсоюза по вопросам общего образования В.Н.Понкратова.Информация пресс-службы Минобрнауки России от 2 августа 2017 годаГлава Минобрнауки России О.Ю.Ва­силь­ева дала интервью газете «Известия».«Моя важнейшая забота – педагогическое образование, подготовка учителей, иначе мы не сможем решить всех задач. Здесь не будет революций – я только за эволюционный путь. Все новое – хорошо забытое старое, но в новых технологических реалиях.Это и вопросы подготовки предметной аттестации учителей. У нас есть прекрасная идея, которая очень скоро претворится в жизнь – национальная система учительского роста. Речь идет прежде всего о выстраивании системы повышения качества преподавания и подготовки учительского корпуса.Поручение разработать систему учительского роста Президент России Владимир Путин дал по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года.В частности, необходимо сформировать национальную систему учительского роста, которая определит уровни владения профессиональными компетенциями пе­да­го­гических работников, подтверждаемые результатами аттестации. Предполагается и учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях.Задач впереди больше, чем удалось сделать».Прим. ред. Полный текст интервью можно найти на сайте Минобрнауки России по ссылке минобрнауки.рф/пресс-центр/10576О состоянии финансирования образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образованияОбразовательные организации, реализующие образовательные программы общего образования (школы, дошкольные учреждения), в подавляющем большинстве, за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга, подведомственны муниципальным органам управления, которые являются их учредителями, и финансируются ими в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации».Часть расходов, которые связаны непосредственно с организацией учебного процесса, муниципалитеты производят за счет средств, получаемых ими в виде субвенций от субъекта Федерации. Субвенции, которые получают муниципалитеты, так же, как субсидии, которые муниципалитеты направляют в образовательные организации, рассчитываются на нормативной основе. Но, как показали исследования, проведенные Центром универсальных программ (Н.Г.Типенко), эти расчеты строятся на разных методиках, что обусловлено сложившейся законодательной коллизией: субвенции муниципалитетам выделяются на «реализацию госгарантий», а субсидии учреждениям – на реализацию образовательных услуг.Средства, которые направляются муниципалитетом в образовательные организации в виде субсидий, рассчитываются на основании 83‑ФЗ как нормативы затрат на образовательные услуги на каждую из предоставляемых услуг. Средства, которые предоставляет субъект Федерации муниципалитету в виде субвенции, рассчитываются без учета подходов 83‑ФЗ, поскольку методика расчета и практика введения субвенций формировались еще до вступления в силу 83‑ФЗ.В результате этого возникает ряд негативных последствий.Во-первых, муниципалитеты самостоятельно перераспределяют средства, полученные от субъекта Федерации, в рамках их полномочий, не соблюдая зачастую требований 83‑ФЗ и в порядке расчета нормативов затрат, и в формировании перечня услуг, оформлении государственного (муниципального) задания на образовательные услуги, оформлении соглашения на предоставление субсидии между образовательной организацией и муниципалитетом.Во-вторых, субъекты Федерации лишены возможности контролировать целевой характер использования доведенных ими ассигнований в виде субвенций, хотя в соответствии с Бюджетным кодексом они должны определять и контролировать порядок использования выделенных ими средств в виде субвенций.Это приводит, как показали вышеуказанные исследования, к неэффективному использованию части средств, выделенных субъектом РФ.Данное положение усугубляется слабой финансово-экономической подготовкой специалистов соответствующего профиля в муниципальных органах управления образованием, а также отсутствием целевой плановой их подготовки, повышения их квалификации со стороны как муниципальных органов управления образованием, так и со стороны Министерства образования.Если говорить о позиции профсоюза по данному вопросу, то необходимо отметить, что мы заинтересованы в прозрачности финансирования и в гарантированном исполнении финансовых обязательств, принятых на себя финансирующей стороной. Федеральный закон №83‑ФЗ, при надлежащем его исполнении, дает возможность выполнения таких требований. В государственном (муниципальном) задании школ перечисляются виды услуг, которые предоставляют образовательные организации, и контингенты обучающихся и воспитанников, которые их получают; по платным услугам также приводятся предельные тарифы и контингенты детей, которые их получают. Все это, при наличии утвержденных нормативов затрат, дает возможность оценить объективность величины субсидии, предоставляемой образовательной организации. Наличие соглашения между учредителем и образовательной организацией дает возможность юридического закрепления обязательств учредителя по объему и срокам предоставления средств в виде субсидии образовательным организациям.На данный момент в подавляющем большинстве субъектов Федерации в их муниципалитетах допущены нарушения в реализации 83‑ФЗ, о которых говорилось выше, в результате чего мы не можем говорить ни о какой прозрачности, ни о каких-либо гарантиях, хотя бы в силу отсутствия соглашений или их ненадлежащего оформления.В течение последних лет профсоюз неоднократно обсуждал и с Министерством финансов, и с Министерством образования и науки РФ (Департамент финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки) необходимость принятия мер по складывающейся ситуации в вопросах финансирования учреждений общего образования. Мы считаем, что субъекты Федерации должны взять на себя расчет нормативов затрат по всем видам образовательных услуг, которые предоставляются, и в соответствии с Бюджетным кодексом в директивной форме доводить эти нормативы до муниципальных образований, которым они направляют средства в качестве субвенций. Мы считаем необходимым провести мониторинг состояния организации финансового обеспечения учреждений общего образования и принять адекватные меры по устранению выявленных нарушений, провести с этой целью повсеместное обучение финансово-экономических работников субъектов Федерации и муниципальных образований, занятых финансированием организаций общего образования.После последних встреч в Департаменте финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки было достигнуто соглашение с Минобрнауки РФ о необходимости проведения вышеуказанного мониторинга и подготовки соответствующих методических рекомендаций по реализации Федерального закона №83‑ФЗ в адрес субъектов Федерации. В свою очередь профсоюзу было предложено принять участие в подготовке этих методических рекомендаций.Центральный совет Общероссийского Профсоюза образования поддерживает идею стабилизации системы общего образования с целью воссоздания единого образовательного пространства, повышения эффективности региональных образовательных систем.Профсоюз считает актуальными ключевые задачи и принципы прорабатываемой идеи, если их практическая реализация обеспечит формирование единых подходов к финансированию образовательных организаций, совершенствование системы оплаты и иных условий труда педагогических работников, в том числе устранение избыточной отчетности, необходимые для повышения качества образования в целом.Одновременно профсоюз обращает внимание на то, что реализация рассматриваемых положений озвученной идеи и их ретрансляция для общественно-профессионального обсуждения требуют предварительного серьезного анализа действующего законодательства Российской Федерации, включая бюджетное.Профсоюз выражает готовность к дальнейшему обсуждению предложенных инициатив.О проблеме нарушения сроков выплаты заработной платы и стандартных процедур ее получения работниками бюджетных муниципальных образовательных учреждений ряда регионов Российской Федерации по причине приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах бюджетных образовательных учрежденийВ публичном отчете о работе Центрального совета Общероссийского Профсоюза образования за 2016 год и январь-апрель 2017 года была представлена подробная информация по вопросу нарушения сроков выплаты заработной платы и стандартных процедур ее получения работниками бюджетных муниципальных образовательных учреждений в связи с приостановлением операций по расходованию средств на лицевых счетах этих учреждений из-за наличия неисполненных исполнительных документов (в рамках погашения кредиторской задолженности) или решений налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов.Профсоюзом было сформулировано предложение по внесению изменений в действующее законодательство, предусматривающее применение положений статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации к бюджетным учреждениям (включая образовательные организации, относящиеся по организационно-правовой форме к бюджетным учреждениям), ведущим свои финансовые расчеты со счетов, открытых в финансовых органах. В частности, предложено абзац четвертый пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. №83‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Федеральный закон №83‑ФЗ) дополнить абзацем следующего содержания: «При недостаточности денежных средств на счетах для удовлетворения всех предъявленных к бюджетному учреждению требований списание денежных средств осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации».Предложение профсоюза решением рабочей группы по заработной плате, доходам и уровню жизни населения РТК было направлено в адрес федеральных органов исполнительной власти для рассмотрения и подготовки их собственных предложений (п. 2 протокола заседания 10 марта 2017 года №3).Предложения поступили от Минобрнауки России, Минфина России, Минюста России и были рассмотрены на заседании рабочей группы по доходам, заработной плате и уровню жизни населения РТК 6 июня 2017 года.Минобрнауки России согласилось с позицией профсоюза в части внесения изменений в Федеральный закон №83‑ФЗ в редакции, предложенной профсоюзом.Минфин и Минюст России посчитали нецелесообразным внесение изменений в Федеральный закон №83‑ФЗ, то есть предложение профсоюза данными федеральными органами исполнительной власти поддержано не было.В соответствии с решением рабочей группы РТК (п. 2 протокола заседания 6 июня 2017 года №6) Минобрнауки России и Центральным советом профсоюза совместно было подготовлено и отправлено в адрес заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец письмо с просьбой поручить Минфину России, Минюсту России, Минтруду России подготовить предложения по внесению изменений в законодательство для решения проблемы нарушения сроков выплаты заработной платы работникам бюджетных муниципальных образовательных учреждений в связи с приостановлением операций по расходованию средств на лицевых счетах бюджетных муниципальных образовательных учреждений. Поручение О.Ю.Голодец по рассмотрению сложившейся ситуации и подготовке предложений было дано Минтруду России (М.А.Топилину) и Минфину России (А.Г.Силуанову) 3 июля 2017 года.Предложения Минтрудом России и Минфином России были даны 6 июля т. г.Минфин России повторил ранее сформулированную позицию о нецелесообразности и недопустимости внесения изменений в Федеральный закон №83‑ФЗ в предлагаемой профсоюзом редакции, но при этом указал на возможность в установленном порядке рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в собственной редакции в статью 30 упомянутого федерального закона при условии, что данные изменения будут поддержаны Минтрудом России и Минюстом России.Минтруд России повторил аргументацию Минфина России о нецелесообразности и недопустимости внесения изменений в Федеральный закон №83‑ФЗ в предлагаемой профсоюзом редакции, но при этом предложил поручить Минфину России представить, при необходимости, согласованные с Минобрнауки России и Минтрудом России предложения по внесению изменений в законодательство.По итогам данных предложений заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец 21 июля дано новое поручение Минобрнауки России (О.Ю.Васильевой), Минтруду России (М.А.Топилину), Минфину России (А.Г.Силуанову) провести совместно с Общероссийским Профсоюзом образования и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникли рассматриваемые проблемы, детальный анализ причин возникновения недостаточности средств на счетах образовательных организаций, подготовить предложения по решению указанной проблемы и о результатах доложить в Правительство Российской Федерации.О взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Общероссийского Профсоюза образования по вопросам совершенствования систем оплаты труда работников общеобразовательных организацийПринимая во внимание, что по итогам Всероссийского августовского совещания педагогических работников 2016 года Минобрнауки России, Минтруду России дано поручение Правительства РФ от 25.08.16 г. №ДМ-П8-5082 о подготовке предложений по совершенствованию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, Департаментом стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки России совместно с Центральным советом Общероссийского Профсоюза образования была организована работа по подготовке таких предложений.Подготовка предложений по совершенствованию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций осуществлялась с учетом полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области оплаты труда, установленных:- Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184‑ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (ст. 26.14, ч. 2);- Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122‑ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым федеральные органы государственной власти не имеют правовых механизмов реализации единой политики по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе работников общеобразовательных учреждений;- Трудовым кодексом Российской Федерации (с изменениями и дополнениями, включая Федеральный закон от 30.06.2006 №90‑ФЗ).Следует отметить, что данное правовое регулирование привело к значительным различиям в оплате труда работников одной и той же профессиональной квалификационной группы как между регионами, так и между однотипными организациями в одном регионе, в том числе:- к неоправданной дифференциации размеров оплаты труда за труд равной ценности;- к существенным различиям в принципах и подходах по регулированию системы оплаты труда работников, выполняющих одни и те же должностные обязанности;- к отсутствию в отдельных системах оплаты труда (в нарушение трудового законодательства) фиксированных месячных размеров ставок заработной платы или должностных окладов;- к введению при оплате труда учителей дополнительного, не предусмотренного федеральным законодательством показателя нормирования труда учителей, зависящего от количества обучающихся в классах, комплектование которых не является их обязанностью;- к снижению в структуре заработной платы постоянной части в виде ставок заработной платы или должностных окладов;- к увеличению размера переменной части, то есть выплат стимулирующего характера, устанавливаемых либо за выполнение работы, не всегда связанной с исполнением основных обязанностей, либо за «качество работы», что при отсутствии объективных показателей приводит к непрозрачности и нередко к предвзятости в распределении стимулирующих выплат;- к иным существенным различиям при исчислении заработной платы работников.Предложения по совершенствованию системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений в рамках действующего законодательства сформированы специалистами профсоюза совместно с Минобрнауки России в виде проекта методических рекомендаций и прежде всего направлены на упорядочение и безусловное исполнение основополагающих, установленных на федеральном уровне норм и условий, непосредственно связанных с оплатой труда работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, а также образовательные программы дошкольного образования и (или) дополнительные общеобразовательные программы.Проект методических рекомендаций основан на положениях следующих федеральных законов и иных федеральных нормативных правовых актов:- Трудового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №197‑ФЗ с последующими изменениями и дополнениями);- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);- указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; от 1 июня 2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. №1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;- Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. №2190‑р;- номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. №678 (далее – Номенклатура должностей);- приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. №216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» (с изменениями и дополнениями);- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;- Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год, принятых в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ.Положения проекта методических рекомендаций в пределах, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти:- направлены на унификацию систем оплаты труда работников, имеющих одинаковую трудовую функцию, в целях обеспечения единых принципов формирования гарантированных размеров ставок заработной платы (окладов);- направлены на упорядочение структуры заработной платы работников, обеспечивать которую предлагается путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда, с тем чтобы размеры окладов и ставок в структуре заработной платы работников образовательных организаций составляли не менее 70 процентов;- предусматривают единый порядок исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема учебной нагрузки (объема педагогической работы) педагогических работников, для которых приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. №1601 определены нормы часов педагогической (преподавательской) работы за ставку заработной платы, обеспечивающие стабильность правового регулирования в этой области оплаты их труда;- предусматривают конкретные формулы и примеры исчисления заработной платы в зависимости от фактического объема учебной нагрузки учителей, воспитателей, музыкальных руководителей и особенности исчисления их заработной платы;- определяют порядок регулирования другой части педагогической работы, кроме учебной нагрузки, в зависимости от ее вида с учетом положений приказа Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. №536, то есть части, связанной с выполнением непосредственных должностных обязанностей (подготовка к осуществлению образовательной деятельности; участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей); изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся; ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме; периодические дежурства в период осуществления образовательного процесса; организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся; выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), а также с работой по проведению родительских собраний);- регулируют порядок выполнения за дополнительную оплату дополнительных видов работ (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ);- ориентируют на установление, в том числе коллективными договорами, порядка и условий привлечения работников к выполнению таких видов дополнительной работы, как индивидуальная и (или) групповая работа с обучающимися; участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности);- определяют порядок регулирования оплаты с учетом видов выплат компенсационного характера;- определяют порядок регулирования оплаты с учетом видов выплат стимулирующего характера;- определяют особенности оплаты труда отдельных педагогических работников (мастеров производственного обучения);- определяют порядок и условия почасовой оплаты труда;- регулируют условия оплаты труда руководителей образовательных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров;- предусматривают порядок фиксации в локальном акте учреждения по установленной единой форме, именуемой «тарификационный список», всех полагающихся педагогическому работнику выплат, включающих: заработную плату, исчисленную за фактический объем учебной нагрузки (фактический объем педагогической работы), с учетом ее увеличения на повышающий коэффициент (процент) за наличие квалификационной категории и по другим основаниям; размеры доплат за проверку письменных работ (определяются с учетом фактического объема учебной нагрузки); классное руководство; заведование учебными кабинетами, лабораториями, учебными мастерскими, другую дополнительную работу, а также размеры надбавок за непрерывный стаж и иных постоянных надбавок; размер увеличения заработной платы с учетом районного коэффициента, процентной надбавки (северной), и итоговый размер заработной платы по всем выплатам.В настоящее время проект методических рекомендаций передан Министерством образования и науки РФ в Правительство Российской Федерации.К вопросу о применении отдельных положений, предусмотренных разделом VI приложения 2 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»В разделе VI приложения 2 к указанному приказу, предусматривающем порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и основания ее изменения, установлено, что учебная нагрузка педагогических работников согласно пункту 6.3 включает в себя контактную работу обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности, установленных пунктом 54 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. №1367.Вместе с тем необходимо учесть, что приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. №1367 и изменения к нему от 15 января 2015 г. №7 признаны утратившими силу в связи с приказом Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. №301 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», зарегистрированным в Минюсте России 14 июля 2017 г. и вступающим в силу 1 сентября 2017 г.Данным приказом утвержден новый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, где уточнен перечень контактной работы обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности, в соответствии с которым формируется учебная нагрузка педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу.В пункте 31 указанного порядка предусмотрено, что контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам (модулям) включает в себя:- занятия лекционного типа (лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, обучающимся) и (или) занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия), и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях (в том числе индивидуальные консультации);- иную контактную работу (при необходимости), предусматривающую групповую или индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, определяемую организацией самостоятельно.Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте