Продолжение. Начало в «МП» №33.
О разъяснении Минюста России по вопросу указания в наименованиях образовательных учреждений формы собственности, характера деятельности некоммерческой организацииВ адрес Министерства образования Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями граждан и юридических лиц Министерством юстиции РФ за подписью первого заместителя министра С.А.Герасимова направлено разъяснение от 05.05.2016 г. №11/50390 по вопросу об указании в наименованиях образовательных учреждений формы собственности, характера их деятельности, а также порядка использования понятий «негосударственное», «частное».Полагаем, что данное разъяснение следует использовать в практической деятельности региональных и территориальных организаций профсоюза.Министерство юстицииРоссийской Федерации(Минюст России)от 5.05. 2016 №11/50390‑СГВ связи с поступлением в Министерство юстиции Российской Федерации многочисленных обращений граждан и организаций по вопросу указания в наименовании образовательных учреждений формы собственности сообщаем следующее.В соответствии с подпунктом 8 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме учреждения, к которой относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения.Согласно пункту 2 статьи 123.21 Кодекса учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации (государственное учреждение), муниципальным образованием (муниципальное учреждение).В силу пункта 1 статьи 54 Кодекса наименование некоммерческой организации должно содержать в том числе указание на характер ее деятельности. Форма собственности имеет существенное значение с точки зрения характера деятельности некоммерческой организации.Кроме того, необходимо учитывать, что с точки зрения статьи 123.21 Кодекса муниципальное учреждение (также как и частное) не является государственным (то есть может быть обозначено как негосударственное).Таким образом, использование в наименовании образовательного учреждения слова «негосударственное» является некорректным.Указанная позиция доведена до сведения территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации и применяется ими при рассмотрении документов, поступающих для государственной регистрации частных учреждений.Первый заместитель министра С.А.ГерасимовДеятельность Общероссийского Профсоюза образования по развитию и укреплению системы негосударственного пенсионного обеспечения работников образованияОбщероссийским Профсоюзом образования в целях повышения уровня пенсионного обеспечения работников образования уже не первый год ведется работа по развитию и укреплению системы негосударственного пенсионного обеспечения работников образования с участием негосударственного пенсионного фонда АО НПФ «САФМАР», к которому в 2016 году в процессе реорганизации был присоединен отраслевой пенсионный фонд «Образование и наука». Работу со стороны НПФ ведет филиал «Образование и наука». Данное направление работы было закреплено в Программе развития Общероссийского Профсоюза образования, решениях Исполкома и пленумов профсоюза за этот период; программных документах VII Съезда Общероссийского Профсоюза образования (март 2015 г.).Фонд в лице филиала «Образование и наука» взаимодействует с Общероссийским Профсоюзом образования. Это выгодно отличает его от других НПФ, так как профсоюзы гарантируют дополнительный общественный контроль за деятельностью фонда. Фонд старается принимать активное участие в подготовке документов и обсуждении вопросов социальной поддержки учителей и преподавателей, дополнительных социальных гарантий и льгот, пенсионного обслуживания с целью обеспечения социальной защиты работников отрасли и создания основы для долгосрочного обеспечения экономической стабильности государства. Практически фонд задуман и является инструментом Общероссийского Профсоюза образования, обеспечивающим влияние профсоюза на совершенствование пенсионного обеспечения работников отрасли. Эта его роль отражена в решениях последних съездов профсоюза, Отраслевых соглашениях.Деятельность по улучшению пенсионного обеспечения ведется по следующим направлениям:- обязательное пенсионное страхование (работа по формированию и управлению накопительной пенсией);- негосударственное пенсионное обеспечение (привлечение на добровольных началах денежных средств работников и работодателей для последующей выплаты гражданам негосударственных пенсий).В условиях постоянно меняющегося законодательства в области пенсионного обеспечения деятельность профсоюза по данному направлению приобретает особую важность, так как для сохранения пенсионных прав членами профсоюза необходимо обеспечить владение ими информацией о текущем состоянии и планируемых изменениях в указанной области, а также развитие дополнительных механизмов формирования дополнительной пенсии для членов профсоюза с использованием механизмов негосударственного пенсионного обеспечения.На текущий момент самым значительным планируемым изменением пенсионной системы является замена накопительной пенсии инвестиционным пенсионным капиталом (ИПК). В связи с этим возникает много вопросов: как пройдет замена, что будет с теми, кто не переводил свои пенсионные накопления из ПФР, насколько будет обязательно участие в ИПК. Поскольку сформирован только проект концепции ИПК, точных ответов на многие из вопросов пока нет.Для реализации поставленных задач проводятся следующие мероприятия: обучение по программам фонда для представителей региональных организаций профсоюза по вопросам пенсионного обеспечения, заключение соглашений о сотрудничестве с органами управлением образования и Советами ректоров; проведение представителями фонда в региональных организациях профсоюза просветительской и организационной работы на всех уровнях. На федеральном уровне оказывается финансовая, информационная и методическая поддержка организациям профсоюза, осуществляющим эту деятельность, проводился смотр-конкурс «На лучшую организацию работы по внедрению форм социальной поддержки членов профсоюза», параллельно шло укрепление позиций фонда на рынке пенсионных услуг, что привело к расширению клиентской базы во всех регионах присутствия фонда.Рядом региональных организаций уже реализуются программы формирования дополнительной пенсии для членов профсоюза, в том числе на принципах софинансирования.По количеству проведенных информационно-разъяснительных мероприятий по вопросам пенсионного обеспечения следует отметить Краснодарскую краевую организацию и Марийскую республиканскую организацию.Также следует отметить активную работу по вопросам пенсионного обеспечения Московской городской, Нижегородской областной, Башкирской республиканской организаций.О развитии инновационных форм социальной поддержки членов профсоюзаЕжегодно Общероссийским Профсоюзом образования проводится Всероссийский смотр-конкурс «Профсоюзная организация высокой социальной эффективности», который направлен на усиление заинтересованности региональных (межрегиональных) организаций профсоюза, руководителей образовательных организаций и их учредителей в развитии деятельности по предоставлению работникам образования и обучающимся – членам профсоюза более широкого спектра социальных услуг, укреплении положительного имиджа профсоюза.Первый раз конкурс был проведен в 2009 году. За это время в номинациях конкурса, к числу которых относятся: деятельность кредитных кооперативов, деятельность по пенсионному обеспечению членов профсоюза, дополнительное медицинское страхование членов профсоюза, организация оздоровления и отдыха членов профсоюза и их семей, добровольное страхование членов профсоюза и иные формы социальной поддержки, приняли участие 49 региональных организаций профсоюза.В 2016 году в конкурсе приняли участие 37 регионов. Наибольшее количество заявок от региональных (межрегиональных) организаций профсоюза поступило на участие в номинации «Оздоровление и отдых».Анализ представленных данных показал, что в большинстве организаций сложилась положительная практика работы. В десятку лучших вошли Республика Татарстан, Пермский край, Республика Башкортостан, г. Москва, Краснодарский край, Нижегородская, Ростовская, Курская, Ульяновская и Челябинская области.Лидерами по привлечению финансовых средств муниципалитета и субъекта РФ на оздоровление членов профсоюза в 2016 году стали: Республика Татарстан – 380 млн рублей, Республика Башкортостан – 220,7 млн рублей, Пермский край – 122,8 млн рублей.Несмотря на сложную экономическую обстановку в стране, во многих региональных организациях прослеживается рост количества оздоровляемых членов профсоюза за прошедший год по сравнению с предыдущим.Активно используется региональными (межрегиональными) организациями профсоюза такое направление в оздоровлении, как поездки выходного дня, туристические слеты, экскурсионные поездки и т. п. Данный вид оздоровления набирает популярность в связи с низкой стоимостью и большим охватом членов профсоюза.Увеличивается число региональных организаций, которые проводят спартакиады здоровья и спортивные марафоны среди работников и студентов, доля участников в которых от общего числа членов профсоюза неуклонно растет. Среди таких региональных организаций можно выделить Татарскую, Московскую и Ульяновскую, Пермскую и Краснодарскую.Традиционно вопросы оздоровления и отдыха членов профсоюза являются предметом обсуждения на заседаниях президиумов региональных (межрегиональных) организаций профсоюза. Во многих региональных организациях проводятся смотры-конкурсы на лучшую работу по оздоровлению членов профсоюза, где оценивается работа первичных профсоюзных организаций, обобщается опыт и утверждаются программы оздоровления членов профсоюза.Региональными (межрегиональными) организациями профсоюза активно используются иные формы социальной поддержки членов профсоюза. Наиболее эффективной и социально-ориентированной формой социальной поддержки экспертная группа признала деятельность «Фонда социальной и благотворительной помощи» Московской городской организации профсоюза. Фонд создан с целью развития совместных социальных программ комитета Московской городской организации профсоюза, территориальных и первичных профсоюзных организаций, направленных на предоставление дополнительной социальной поддержки членам профсоюза.Также заслуживает большого внимания социальный проект Башкирской республиканской организации профсоюза «Профсоюзный физкультурно-спортивный клуб «Буревестник». Проект направлен на пропаганду здорового образа жизни, содействие развитию спортивного движения, физкультурно-оздоровительной работы с работниками образования Республики Башкортостан и студентами учреждений высшего и среднего профессионального образования, координацию деятельности спортивных клубов, подготовку к сдаче нормативов комплекса «Готов к труду и обороне». Работой клуба охвачены 37688 человек, что составляет 24% от общего числа членов профсоюза.Также вызывает интерес профсоюзная дисконтная программа «Профсоюзный плюс» Костромской областной организации профсоюза. В рамках социального проекта предъявителю профсоюзной дисконтной карты участниками программы «Профсоюзный плюс» предоставляются скидки на товары, работы или услуги, а Костромская областная организация профсоюза отвечает за изготовление и распространение профсоюзных дисконтных карт среди членов профсоюза.В Самарской областной организации реализуются такие формы социальной поддержки членов профсоюза, как компенсация платы за жилье педагогическим работникам, снимающим его по договору найма, доплата женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, а также классным руководителям, доплата к пенсии за счет средств городского бюджета; заключение договоров с предприятиями сферы торговли, услуг и санаторно-оздоровительного комплекса на предоставление скидок, в том числе на добровольное медицинское страхование (скидка 20%) и др.Значительно вырос состав участников конкурса в номинации «Деятельность кредитных потребительских кооперативов». Роль профсоюза в современном мире состоит не только в защите трудовых и социально-экономических прав работников, но и в создании условий для повышения качества их жизни. А в понятие качества жизни входит не только материальная обеспеченность в трудоспособном периоде, но и пенсионное обеспечение, возможность получения доступного займа, медицинское страхование и т. д.В настоящее время действует 19 кредитных потребительских кооперативов, созданных при участии организаций профсоюза. Членами указанных кооперативов являются более 25000 членов профсоюза.Создание кредитных потребительских кооперативов и привлечение в них членов профсоюза предоставляет каждому работнику возможность получения сравнительно дешевого займа. Ряд кредитных потребительских кооперативов не только выдают займы, но и осуществляют деятельность по привлечению сбережений от пайщиков.Создание кредитных потребительских кооперативов является важным фактором мотивации профсоюзного членства, укрепляет имидж профсоюза, минимизирует затраты профсоюзных организаций на оказание материальной помощи.Общероссийским Профсоюзом образования создана Ассоциация кредитных потребительских кооперативов «Лига поддержки и развития кредитных союзов в системе образования». Ежегодно проводятся семинары-совещания для специалистов региональных организаций профсоюза, ответственных за развитие кредитных потребительских кооперативов. Функционирует сайт ассоциации (www.as-union.ru), на котором размещается актуальная информация по вопросам кредитной кооперации, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность кредитных кооперативов, а также информация о проходящих семинарах и иных мероприятиях.В номинации «Пенсионное обеспечение и страхование» свои материалы представили 11 региональных организаций. Наибольший охват членов профсоюза программами пенсионного обеспечения, реализуемыми на базе отраслевого пенсионного фонда «САФМАР» (ранее НПФ «Образование и наука») от числа работающих членов профсоюза – в Чувашской республиканской организации, Тувинской республиканской организации, Мурманской областной организации профсоюза.Наибольший объем средств на финансирование программ негосударственного пенсионного обеспечения в 2016 году выделен в Нижегородской, Саратовской областных и Башкирской республиканской организациях профсоюза.В номинации «Добровольное медицинское страхование» приняли участие 6 региональных организаций профсоюза: Башкирская республиканская, Красноярская и Краснодарская краевые; Нижегородская, Саратовская и Самарская областные. Основными критериями оценки деятельности организаций профсоюза по обеспечению добровольного медицинского страхования являются показатели охвата членов профсоюза дополнительным медицинским страхованием (ДМС) и иными видами страхования, а также объемы финансовых средств, выделенных, в первую очередь, работодателями и профсоюзом на эти цели.Отмечается использование различных источников финансирования ДМС – как средств организаций (работодателя и профсоюза), так и личных средств членов профсоюза. Увеличение суммы страхового взноса обеспечивает членам профсоюза, заключившим договоры ДМС, получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования, в том числе оплату особо дорогостоящих видов медицинской помощи. Среди других видов страхования наиболее распространенным видом является страхование от несчастных случаев.Несмотря на определенную положительную динамику в части охвата членов профсоюза добровольным медицинским страхованием, в целом сохраняется невысокий уровень активности региональных организаций профсоюза в работе по данному направлению.В 2016 году на конкурс представлены материалы в номинации «Эффективное партнерство в области социальной поддержки работников и обучающихся системы образования». В номинации по представлению региональной (межрегиональной) организации принимают участие социальные партнеры: образовательные организации или органы исполнительной власти разного уровня; общественные объединения или социально ориентированные коммерческие структуры, реализующие социальную политику в сфере образовательных услуг. По итогам экспертизы конкурсных материалов победителями в номинации «Эффективное партнерство» признаны:- гимназия №6 Приволжского района Казани, Республика Татарстан (социальная поддержка работающих в организации);- Грязовецкий политехнический техникум Вологодской области (социальная поддержка работающих и обучающихся в рамках коллективного договора);- Министерство образования Саратовской области (социальная поддержка работающих и обучающихся городского округа в рамках Отраслевого соглашения; опыт совместной работы над проектом «Развитие кадрового потенциала системы образования Саратовской области»);- Министерство образования Пензенской области (социальные проекты, направленные на создание достойных условий труда для работающих и обучающихся системы образования региона, и повышение статуса педагогической профессии);- Правительство Воронежской области (проект «Учительский дом»).Конкурс способствует выявлению и распространению положительного опыта в области внедрения эффективных форм социальной поддержки членов профсоюза, усилению заинтересованности региональных организаций в развитии новых стратегических направлений деятельности профсоюза, усилению его позиций.О применении профессиональных стандартов в учреждениях сферы образованияПри решении вопросов, связанных с применением профессиональных стандартов, необходимо учитывать ответы на вопросы, подготовленные ЦС Общероссийского Профсоюза образования и направленные в адрес региональных организаций письмом от 10 марта 2017 года №122 «Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов».Кроме того, следует обратить внимание на информационное письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 июня 2017 г. №14-2/10/В‑4361, подготовленное в связи с обращениями работников учреждений социального обслуживания, оказывающих услуги несовершеннолетним, в котором наряду с разъяснениями по вопросам внедрения профессиональных стандартов в данной сфере обращается также внимание на то, что если работники учреждений социального обслуживания претендуют на трудовые права, предусмотренные для педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то необходимо привести наименования должностей в соответствие с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». По всей видимости, прежде всего, имеется в виду приведение деятельности организаций в соответствие с указанным законом.Приводим текст данного информационного письма.Министерство труда и социальной защитыРоссийской Федерацииот 6 июня 2017 г.№14-2/10/В-4361Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с поступающими обращениями работников учреждений социального обслуживания, оказывающих услуги несовершеннолетним, направляет информационное письмо по вопросам внедрения профессиональных стандартов и приведения наименования должностей в соответствие с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273‑ФЗ).С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон №273‑ФЗ.Согласно пунктам 20, 21 части 1 статьи 2 Федерального закона №273‑ФЗ педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.При отсутствии лицензии на образовательную деятельность организация не может быть признана организацией, осуществляющей образовательную деятельность, следовательно, ее работники не являются педагогическими работниками.Для таких работников действуют общие положения Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) о продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска и рабочего времени и другие.При этом согласно пункту 16 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442‑ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания вправе устанавливать меры социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации более высокие по сравнению с законодательством.Приведение наименования должностей организаций социального обслуживания в соответствие с требованиями Федерального закона №273‑ФЗ, изменение в связи с этим трудовой функции работника (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации) не может служить основанием для изменения условий трудового договора по статье 74 Кодекса.Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных статьей 74 Кодекса.Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (статья 72 Кодекса).Что касается внедрения профессиональных стандартов, то для организаций с государственным и муниципальным участием оно осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее – постановление №584).Постановлением №584 предусматривается, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Кодексом, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, применяются организациями с государственным участием, перечисленными в постановлении, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнения представительного органа работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее – планы), в которых предусматривается:определение списка профессиональных стандартов, подлежащих применению в организации;определение потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций;проведение соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке.Срок реализации мероприятий планов организациями – не позднее 1 января 2020 года.Согласно части 4 статьи 196 Кодекса в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.Обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников подразумевает, что оно проводится за счет средств работодателя.Внедрение профессионального стандарта также не может служить основанием для изменения условий трудового договора по инициативе работодателя в соответствии со статьей 74 Кодекса. При этом обращаем внимание на недопустимость нарушений трудовых прав работников, включая необоснованное снижение заработной платы, определенной трудовым договором.Следует отметить, что профессиональный стандарт разрабатывается на вид профессиональной деятельности, а не на должность или профессию. При использовании профессионального стандарта необходимо учитывать, что он описывает профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности, а лишь приводит возможные наименования должностей работников, выполняющих ту или иную обобщенную трудовую функцию.Согласно статье 57 Кодекса наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений.Данную информацию необходимо довести до руководителей государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений в сфере труда и занятости населения, социальной защиты населения.Заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации Л.Ю.ЕльцоваВ данном разъяснении еще раз подчеркивается, что профессиональными стандартами не определяются должностные обязанности работников, из чего следует, что при определении должностных обязанностей работников, в том числе в учреждениях сферы образования, по-прежнему следует руководствоваться Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, то есть:- разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный №18638) с изменением, внесенным приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. №448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный №21240);- разделом «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. №1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 23 марта 2011 г., регистрационный №20237).На применение Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих направлено также письмо Минтруда России от 5 июля 2017 г. №14-3/ООГ-5532 в связи с поступающими на официальный сайт Минтруда России обращениями.В письме сообщается, что в соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. №610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.Вместе с тем вышеуказанное письмо Минтруда России от 5 июля 2017 года, ориентируя пользователей на то, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта», утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 29 января 2009 г., №32, предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом в организациях воздушного транспорта независимо от форм собственности и организационно-правовых форм их деятельности, в то же время сообщает, что Справочник носит для работодателя рекомендательный характер.Обращаем внимание, что такой подход по применению квалификационных характеристик должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта в качестве рекомендательных, по мнению Общероссийского Профсоюза образования, связан с тем, что в отличие от квалификационных характеристик, действующих в сфере образования, приказ Минздравсоцразвития России от 29 января 2009 г. №32 не направлялся на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации, что необходимо для придания ему нормативного правового характера в целях обязательного применения.К вопросу об актуализации отдельных положений профессиональных стандартовВ соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» федеральным государственным органам, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, организациям рекомендовано направлять предложения по актуализации профессиональных стандартов в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в целях организации их рассмотрения в установленном порядке в Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.В целях недопущения нарушения трудовых прав педагогических работников Общероссийским Профсоюзом образования совместно с соответствующими подразделениями Минобрнауки России проводится работа, направленная на подготовку предложений по актуализации принятых Минтрудом России для сферы образования профессиональных стандартов в части:- исключения из текстов приказов Минтруда России положений о необходимости применения профессиональных стандартов при формировании кадровой политики, в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда, поскольку раздел III постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», содержащий данные положения, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. №406 признан утратившим силу;- совершенствования профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».О предложениях по совершенствованию профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»В рамках участия в рабочей группе приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в июле 2017 года Общероссийский Профсоюз образования вновь выступил с предложением о внесении актуальных изменений в приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. №613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (далее соответственно – приказ, профессиональный стандарт).В настоящее время совместно с Минобрнауки России и Минтрудом России прорабатывается вопрос о внесении следующих основных изменений:1) признание утратившим силу пункта 2 приказа, согласно которому профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда;2) упрощение требований профессионального стандарта к образованию и обучению.В первом случае основанием для внесения изменений в приказ является приведение его в соответствие с действующими нормами трудового законодательства, согласно которым профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями лишь в части требований к квалификации.Во втором случае необходимость внесения изменений обусловлена результатом анализа правоприменительной практики, свидетельствующим о следующих явлениях:- отсутствие единообразия толкования действующих требований к образованию и обучению и формальное несоответствие им подавляющего большинства соответствующих педагогических работников;- принуждение педагогических работников к освоению дополнительных профессиональных программ, фактически предусмотренному положениями профессионального стандарта (помимо профессиональной переподготовки), за счет их собственных средств.Общероссийский Профсоюз образования предлагает изложить пункты 3.1, 3.2 и 3.3 раздела «Требования к образованию и обучению» профессионального стандарта в следующей редакции:«Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»;либо высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования, при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки».По итогам заседания рабочей группы Минобрнауки России планирует подготовить письмо в Минтруд России для внесения изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».Кроме обозначенных выше изменений в профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» профсоюз предлагает также исключить из раздела «Особые условия допуска к работе» противоречащие законодательству требования о прохождении (то есть до заключения трудового договора) аттестации на соответствие занимаемой должности.При этом важно учитывать, что в настоящее время Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный в соответствии со ст. 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. №276, не предусматривает проведение аттестации на соответствие занимаемой должности при поступлении на работу.Более того, в соответствии с пунктом 22 указанного Порядка аттестации такому виду аттестации подлежат педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности не менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация.Кроме того, предлагаем дополнить раздел «Особые условия допуска к работе» в отношении тех лиц, которые привлекаются к работе с несовершеннолетними в другой местности в качестве руководителей длительных походов, экспедиций, экскурсий, путешествий, плавательной практики обучающихся, требованиями о прохождении специальной подготовки в данной области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Об участии профсоюза в обсуждении проблем развития системы дополнительного образования детей и подготовке предложений по их преодолениюОбщероссийский Профсоюз образования продолжает уделять пристальное внимание вопросам развития и недопущения свертывания системы дополнительного образования детей.Сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития и образования подрастающего поколения граждан Российской Федерации в целом, а персонализация дополнительного образования детей определяется как ведущее направление развития образования в XXI веке.За последние годы в системе дополнительного образования детей Российской Федерации произошли серьезные изменения. Отправной точкой стал Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №559 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в рамках которого была поставлена цель к 2020 году обеспечить в Российской Федерации охват дополнительными общеобразовательными программами не менее 75 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет. В соответствии с Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года №761 к 2018 году доля школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ на бесплатной основе, должна составить не менее 60 процентов.Уже в 2014 году в Концепции развития дополнительного образования ставятся более широкие задачи, касающиеся обновления содержания и технологий дополнительного образования детей. Расширяя основные характеристики дополнительного образования детей как особого вида образования, зафиксированные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», концепция делает акцент на его миссии в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения и необходимости «общественного признания ценностного статуса дополнительного образования» в современном российском обществе.Принятые федеральные нормативные правовые акты уже сегодня позволяют обеспечить право ребенка на развитие и личностное самоопределение, расширить возможности его развития. Важность этой задачи обозначена в приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей», который нацелен на вовлечение ребят в технические и естественно-научные программы, выявление одаренности и профориентацию школьников. Предлагается создание в субъектах Российской Федерации технопарков, модельных центров дополнительного образования детей, а на федеральном уровне – общего навигатора программ.И, безусловно, подписанный Президентом РФ указ об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства в очередной раз показал преимущественную заботу нашего государства о подрастающем поколении страны.Самой актуальной проблемой современного общества становится создание необходимых материальных, финансовых, кадровых условий для раскрытия способностей детей независимо от их места жительства и социального положения родителей.В целях консолидации усилий педагогических работников, научного сообщества и родительской общественности в разработке и реализации мер для качественного обновления системы дополнительного образования детей, повышения социального статуса педагогических работников при Центральном совете Общероссийского Профсоюза образования работает Совет по дополнительному образованию детей (председатель совета – председатель Курской областной организации профсоюза И.В.Корякина). Члены совета, представляющие регионы России, отмечают, что обновление системы дополнительного образования детей должно вестись с опорой на лучшие практики, те инновации, которые возникают и реализуются в образовательных организациях на территориальном и региональном уровнях.В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» полномочия по организации предоставления дополнительного образования детей отнесены к ведению органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, и выполнение поставленной Правительством Российской Федерации серьезной задачи по развитию системы дополнительного образования детей на практике во многом зависит от возможностей муниципалитетов.О заседании Совета по дополнительному образованию детей при ЦС профсоюза, состоявшемся в марте 2017 года в КостромеНа заседании Совета по дополнительному образованию детей, прошедшего в марте этого года в Костроме в рамках межрегионального Форума по вопросам дополнительного образования детей и II Всероссийского конкурса программ развития организаций дополнительного образования детей «Арктур», было отмечено, что в настоящее время система дополнительного образования не обеспечивает полный охват детского населения услугами такого образования, особенно это характерно для сельских поселений, небольших городов. В больших городах отмечается повышенный спрос на определенные направления дополнительного образования детей в школы искусств, физкультурно-спортивные секции. Серьезной проблемой является и то, что в два раза ниже доля занятий по программам дополнительного образования среди детей из семей, где родители не имеют высшего образования, отмечается низкий социально-культурный статус семьи. В настоящее время разрыв в охвате детей программами дополнительного образования между регионами-лидерами и регионами, которые не достигли таких показателей, – в 2,6 раза.Кроме того, практически во всех субъектах Российской Федерации имеются факты недостаточного финансирования организаций дополнительного образования детей, неудовлетворительное состояние используемых ими зданий и помещений, осуществление образовательной деятельности в отсутствии лицензии с нарушением лицензионных требований и условий, необходимость обновления материально-технической базы и приведения ее в соответствие с нормами СанПиНов и современными требованиями.В некоторых организациях, реализующих программы дополнительного образования детей, выявлены случаи включения в норматив финансирования на одного обучающегося только расходов на коммунальные услуги и заработную плату, а в условиях ненадлежащего финансирования допускается привлечение средств родителей для осуществления уставной деятельности под видом благотворительной помощи, добровольных пожертвований.Недостаточность финансирования приводит зачастую к тому, что администрации организаций, чтобы поддержать образовательный процесс, идут на совершение нарушений – завышение фактического количества обучающихся, в результате чего из бюджета в виде субсидий выделяются излишние денежные средства.Члены совета говорили об условиях, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся: в подавляющем большинстве организаций, реализующих программы дополнительного образования детей, необходимые условия не созданы. Не во всех образовательных организациях дополнительного образования субъектов РФ обеспечивается надлежащее оказание медицинской помощи детям, получившим травму во время обучения. В ряде организаций медпункты вообще отсутствуют либо осуществляют деятельность без соответствующих лицензий. Недостаточное внимание уделяется вопросам обеспечения условий для посещения организаций дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (отсутствие пандусов, необходимого оборудования и технических возможностей).В субъектах Российской Федерации наблюдается разный уровень доступности детей к обучению по программам дополнительного образования. Вместе с тем, по данным Росстата, численность детей в возрасте от 5 до 18 лет увеличилась с 19,9 млн человек в 2014 году до 20,9 млн в 2017 году, что потребует увеличения числа ввода новых мест, в том числе путем замещения площадей, требующих капитального ремонта и реконструкции.Необходимо на федеральном уровне установить основные требования к мониторингу эффективности системы дополнительного образования детей, регулярно проводить мониторинг общественной оценки качества дополнительного образования детей, учитывать в мониторинговой оценке развитие сетевых форм взаимодействия организаций, реализующих программы дополнительного образования детей.Важнейшее направление мониторинговой деятельности – это проведение контроля за воспроизводством кадров и повышением квалификации педагогических работников, что должно быть неразрывно связано с задачами по повышению социального статуса и материального положения педагога организаций дополнительного образования детей.В Концепции дополнительного образования детей предусмотрен переход на нормативно-подушевое финансирование в системе дополнительного образования. В настоящее время разработана нормативно-правовая база для этого перехода. Но этот процесс не очень простой. На практике возникает много вопросов, которые затрагивают интересы и права обучающихся и педагогических работников, в целом всех участников образовательного процесса. Члены Совета по вопросам дополнительного образования детей при ЦС профсоюза считают главной задачей при создании новых финансовых механизмов сохранение многообразия форм и направлений дополнительного образования детей.Об участии представителей Общероссийского Профсоюза образования в заседании Комитета Госдумы по образованию и науке во ВладивостокеНа заседании Комитета Госдумы по образованию и науке, проведенном в июне 2017 года во Владивостоке, по теме «Развитие системы дополнительного образования детей через интеграцию с другими формами и уровнями образования» члены совета предложили рассмотреть возможность внесения изменений в нормативную правовую базу Российской Федерации в части формирования и введения единых подходов к финансированию образования дошкольного, общего и дополнительного, полагая, что этот системный подход к вопросам развития дополнительного образования детей позволит выполнить те задачи, которые поставлены перед системой образования страны в целом.В 2017 году введен специальный код бюджетной классификации, который позволяет увидеть объем средств, направляемых на развитие системы дополнительного образования детей. До этого средства передавались, как правило, в муниципалитеты через дотацию, и трудно было оценить объем участия государства в поддержке и развитии организаций, реализующих программы дополнительного образования детей. Сегодня уровень финансирования системы дополнительного образования детей сопоставим с уровнем финансирования системы среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации.На сегодняшний день остаются нерешенными вопросы процедуры разработки и внедрения механизма персонифицированного учета обучения детей в системе дополнительного образования через введение именных сертификатов.Эти проблемы обозначили члены совета, специалисты аппарата Общероссийского Профсоюза образования, работая на секциях круглого стола во Владивостоке: сертификат должен быть у каждого ребенка в возрасте от 5 до 18 лет и не должен носить заявительный характер, иначе на практике он приобретет характер заявления о зачислении в какое-либо объединение; контроль за количеством детей, охваченных услугами дополнительного образования, должен осуществляться не через внедрение сертификатов, а ограничиться АСУ РСО (автоматизированная система управления региональной системой образования), так как возможности данной системы позволяют более эффективно управлять финансами.Необходимо четко определить количество часов, которые гарантированно будут финансироваться государством по сертификату. Еще с советского периода в системе дополнительного образования ребенку дано право заниматься одновременно в нескольких объединениях. Средняя норма часов определяется из расчета 4 часа в группе первого года обучения, 6 часов – в группе второго и третьего годов обучения.Участники круглого стола говорили о необходимости разработки четкого механизма контроля исполнения обязательств муниципальных образований при организации дополнительного образования в организациях, реализующих программы дополнительного образования детей; механизма использования сертификата при реализации предпрофессиональных программ.На практике существует опасность подмены сертификата в дополнительном образовании внеурочной деятельностью в школе, поскольку в общеобразовательном учреждении имеются определенные «рычаги» воздействия для того, чтобы ребенок принес сертификат в школу. Результатом может стать значительное снижение охвата детей, осваивающих общеразвивающие образовательные программы в муниципальных организациях дополнительного образования.По мнению экспертов ЦС профсоюза, в современных условиях развитие школьного дополнительного образования является перспективным и необходимым, особенно это актуально для сельских школ. Значительные преобразования, происходящие в системе образования России, приводят к тому, что общее и дополнительное образование детей становятся взаимодополняющими компонентами единого образовательного процесса. Интеграция общей и дополнительной образовательной системы должна явиться средством реализации вариативного обучения детей, развития творческих способностей и задатков, удовлетворения индивидуальных потребностей, социальной адаптации и становления личности.На заседании Комитета Госдумы по образованию и науке рассматривались вопросы о необходимости разграничения видов деятельности обучающихся в рамках сетевого взаимодействия, а также предложения Министерству образования и науки Российской Федерации о внесении поправок в понятийный аппарат ФГОС, разграничивающих внеурочную деятельность, внеклассную деятельность и внешкольную работу, об утверждении порядка организации внеурочной деятельности, в том числе посредством сетевых форм реализации образовательных программ. В действующих нормативных актах эти понятия размыты и во многом пересекаются. Члены совета отмечали, что основные принципы проведения внеурочной деятельности – количество часов, реализуемых на каждом уровне общего образования, – заложены в нормативных правовых актах федерального уровня. Внеурочная деятельность должна быть выведена из состава основной общеобразовательной программы и может быть реализована за счет дополнительного образования детей, различных форм воспитательной работы.На выездном заседании Комитета Госдумы по образованию и науке была обсуждена возможность предоставления права образовательным организациям, реализующим программы среднего общего образования, засчитывать обучающимся результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ в качестве внеурочной деятельности, что потребует внесения изменений в федеральные законы в части уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по финансовому обеспечению образовательного процесса за счет средств региональных бюджетов, отдельно обозначив обязательства по финансовому обеспечению внеурочной деятельности в соответствии с нормативами, утверждаемыми органами государственной власти субъектов РФ. Эти изменения позволят нормативно и финансово обеспечить комплексное развитие дополнительного образования в интеграции с общим образованием, решить задачу увеличения охвата детей дополнительным образованием в интеграции с другими уровнями образования.Очевидно, что программы дополнительного образования детей могут быть стабильными и востребованными только тогда, когда они являются социально значимыми. В современных социально-экономических условиях возрастает потребность в технологическом образовании, связанном с информатикой, технологиями, механикой и другими инженерными специальностями.Участники круглого стола отметили рост негосударственного сектора в сфере дополнительного образования, развитие сетевого взаимодействия с промышленными предприятиями. Федеральный закон от 25 ноября 2013г. №313‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечил участие негосударственных организаций в реализации программ дополнительного образования детей. Предлагаемые ими программы являются наиболее гибкими по сравнению с традиционными программами муниципальных учреждений.Это новые системные ресурсы, которые позволяют говорить о становлении новой системы дополнительного образования в России: центры молодежного инновационного творчества, «Лига роботов» и «Кванториумы», ЦМИТы (центры молодежного инновационного творчества) и «Города мастеров», которые сегодня завоевывают пространство России, развиваясь в разных субъектах Российской Федерации на принципах частно-государственного партнерства. Помимо задач воспитания и социализации личности развитие инновационных площадок дает возможность реализовать практико-ориентированный компонент системы дополнительного образования детей; обучающиеся в детских технопарках получают возможность научиться работать с информацией, решать реальные производственные задачи, которые стоят перед предприятиями, получать практический опыт деятельности в разных сферах жизни. К концу 2017 года более 12 тысяч детей на постоянной основе будут проходить обучение в 50 детских центрах. Целью новых проектов является подготовка будущих инженерных кадров, которая должна начинаться задолго до поступления в высшие учебные заведения.Те субъекты Российской Федерации, которые сегодня апробируют новые механизмы ресурсного обеспечения, новые модели организации дополнительного образования детей, решают задачи подготовки будущих кадров производственных предприятий, планируют инвестиционное развитие своего региона, тем самым обеспечивают инновационное развитие страны. Таким образом, программы дополнительного образования детей становятся одним из серьезных факторов развития территорий Российской Федерации.Однако при реализации всех этих проектов на практике встает проблема лицензирования учебных центров, готовых принимать детей и реализовывать программы дополнительного образования, но расположенных на территории промышленных предприятий либо в промышленной зоне. Участники заседания комитета подготовили предложения Правительству Российской Федерации о внесении соответствующих изменений в нормативные акты, регулирующие работу с детьми старшего школьного возраста.При выборе программ критериями для большинства родителей становятся прежде всего педагоги и их квалификация, то, каким образом они способны раскрыть таланты каждого ребенка. Приходится признать, что общеразвивающие дополнительные программы для детей сегодня в большинстве своем опираются на авторство, на инициативу тех педагогов, которые их реализуют.2018 год – год 100‑летия создания в Российской Федерации системы дополнительного образования детей, история развития которой формировалась из уникальных российских методик лучших педагогов- организаторов внешкольной работы как особого вида образования, позволяющего подрастающему поколению приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве.В целях повышения статуса педагогических работников дополнительного образования детей при поддержке Общероссийского Профсоюза образования Министерством образования и науки Российской Федерации подготовлен проект распоряжения Правительства РФ об установлении профессионального праздника – Дня работника дополнительного образования, но в настоящее время этот проект не согласован с Министерством труда и социальной защиты РФ. Участники круглого стола подготовили предложение Правительству Российской Федерации о принятии решения по данному вопросу в кратчайшие сроки.Руководителям региональных (межрегиональных) профсоюзных организаций целесообразно обратиться в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, региональные координационные советы Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей, в иные институты гражданского общества с целью объединения усилий по подготовке и проведению в 2018 году мероприятий, посвященных 100‑летию создания российской системы дополнительного образования детей, популяризации ее достижений.Представители организаций дополнительного образования детей из 23 регионов Российской Федерации, члены Совета по дополнительному образованию детей при ЦС профсоюза, участвуя в работе секций выездного заседания Комитета Госдумы по образованию и науке, говорили о том, что на практике сложно решаются вопросы, связанные с правоприменением профессионального стандарта педагога дополнительного образования.Была озвучена позиция Общероссийского Профсоюза по пересмотру требований к образованию и обучению, содержащихся в соответствующем разделе профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».Также на выездном заседании комитета рассматривался вопрос о предоставлении социальных гарантий педагогических работникам системы дополнительного образования детей в части права на досрочную страховую пенсию. По итогам обсуждения принято решение о подготовке обращения в Правительство Российской Федерации по организации работы по восстановлению права на досрочную страховую пенсию педагогическим работникам организаций, реализующих программы дополнительного образования детей.О формировании национальной системы учительского ростаВ целях реализации поручения Президента Российской Федерации о создании национальной системы учительского роста (далее – НСУР) Минобрнауки России утвердило план мероприятий («дорожную карту») по формированию и введению НСУР (приказ от 26 июля 2017 г. №703). В состав Межведомственной комиссии по формированию и введению НСУР (далее – МК по НСУР) включены представители Общероссийского Профсоюза образования.Как следует из «дорожной карты», Минобрнауки России предполагает осуществить следующие меры, связанные с изменением законодательства Российской Федерации:1) до мая 2018 года – подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в номенклатуру должностей педагогических работников […] (далее – номенклатура должностей) в части дополнения ее должностями, основанными на должности «учитель»;2) в январе – декабре 2019 года – подготовить законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон №273) в части установления новой формы аттестации на основе единых федеральных оценочных материалов (далее – ЕФОМ), определения порядка их разработки и формирования информационной системы по проведению аттестации на основе ЕФОМ.В первом случае конкретные наименования возможных новых должностей в «дорожной карте» не обозначены. Но в пояснительной записке к модели НСУР (далее – проект), подготовленной рабочей группой Ассоциации «Педагог XXI века», речь идет о предполагаемом установлении должностей «старший учитель» («учитель-методист») и «ведущий учитель» («учитель-наставник»). Проект проходил общественное обсуждение на сайте стандартпедагога.рф в сети «Интернет».Необходимо иметь в виду, что практическая реализация «дорожной карты» и проекта потребует внесения изменений не только в номенклатуру должностей, но и в нормативные правовые акты Минтруда России и Минобрнауки России, устанавливающие квалификационные требования к педагогическим работникам, продолжительность их рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), особенности режима их рабочего времени и времени отдыха и т. д. Учитывая же, что в 2017-2018 учебном году внесение изменений в данные нормативные правовые акты не планируется, включение в штатное расписание образовательных организаций должностей «старший учитель» («учитель-методист») и «ведущий учитель» («учитель-наставник») в этот период невозможно.Справка. По вопросам, связанным с применением профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. №544н (с учетом изменений от 25 декабря 2014 г. и от 5 августа 2016 г.), Общероссийский Профсоюз образования рекомендует по-прежнему руководствоваться разъяснениями «Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов» (письмо Общероссийского Профсоюза образования от 10 марта 2017 г. №122), а также информацией, представленной в Публичном отчете Центрального Совета профсоюза (2017 г.; раздел «Участие ЦС профсоюза в обсуждении итогов апробации и проблем применения профессиональных стандартов в сфере образования»).В свою очередь, внесение каких-либо изменений в Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. №276, в 2017-2018 учебном году также не предполагается и в настоящее время фактически планируется Минобрнауки России не ранее 2019 года (то есть лишь после внесения изменений в Закон №273).Между тем «дорожной картой» предусмотрена апробация в 2017-2019 годах новой модели аттестации учителей посредством ЕФОМ. В связи с этим Общероссийский Профсоюз образования обращает внимание на следующее:- апробация будет проходить не во всех субъектах Российской Федерации, а только в тех, которые будут включены в список, утвержденный протоколом МК по НСУР в сентябре 2017 г.;- в 2017-2018 учебном году принять участие в данной апробации в пилотных субъектах Российской Федерации смогут только учителя русского языка и литературы, а также математики, а впоследствии (по мере подготовки соответствующих ЕФОМ и кодификаторов к ним) – и другие учителя;- участие учителей в апробации новой модели аттестации посредством ЕФОМ носит сугубо добровольный характер (см. раздел «К вопросу о правовых основаниях участия учителей в профессиональном тестировании»);- учет аттестационными комиссиями результатов тестирования учителей посредством ЕФОМ при установлении первой и высшей квалификационных категорий (даже если само тестирование состоится в сентябре – декабре 2017 г.) возможен не ранее 1 января 2018 г.;- участие в апробации иных категорий педагогических работников, кроме учителей, не предполагается;- решение о целесообразности (нецелесообразности) перехода на новую модель аттестации по итогам ее апробации будет принято в 2019 году.В целях последующего квалифицированного подведения итогов данного эксперимента в рамках МК по НСУР специалистам аппаратов соответствующих региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования рекомендуется принять непосредственное участие в мероприятиях по апробации новой модели аттестации в качестве независимых общественных наблюдателей и обеспечить соблюдение следующих принципов:- добровольности участия учителей в тестировании посредством ЕФОМ;- конфиденциальности информации о количестве баллов по итогам тестирования учителей на основе ЕФОМ для их работодателей;- добровольности предъявления учителями сертификатов о результатах тестирования посредством ЕФОМ в аттестационные комиссии (с правом вообще не предъявлять их и без каких-либо ограничений проходить аттестацию в традиционной форме);- учета сертификатов о рекомендуемых программах повышения квалификации (по итогам тестирования на основе ЕФОМ) при реализации права учителей на дополнительное профессиональное образование.К вопросу о правовых основаниях и условиях участия учителей в профессиональном тестированииОбязанности педагогических работников установлены статьей 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и не содержат участие в профессиональном тестировании (в рамках исследования профессиональных компетенций, апробации новой модели аттестации и т. п.) в целях оценки квалификации, необходимой для выполнения работы по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Конкретные же должностные обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями (часть 6 статьи 47 Закона №273), а основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей педагогических работников, по-прежнему служат квалификационные характеристики (пункт 3 подраздела I раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761н (с учетом изменений) (далее – раздел ЕКС). При этом в перечне возможных должностных обязанностей учителей, содержащемся в квалификационной характеристике должности «учитель» (подраздел III раздела ЕКС), также отсутствует обязанность по участию в профессиональном тестировании в целях оценки квалификации, необходимой для выполнения работы по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Следовательно, правовые основания для включения данного вида деятельности в прямые должностные обязанности учителей отсутствуют.Обязательное участие учителей и других педагогических работников в тестировании допускается законодательством Российской Федерации лишь в следующих случаях:- в ходе проверки знаний и навыков в области охраны труда, так как на основании пункта 10 части 1 статьи 48 Закона №273 педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, а Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. №1/29, не исключает возможность проверки знаний требований охраны труда в форме тестирования;- в рамках освоения дополнительных профессиональных программ, поскольку частью 5 статьи 12 Закона №273 установлено, что образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом №273 не установлено иное, а согласно пункту 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. №499, структура дополнительной профессиональной программы включает, в частности, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты.В части, касающейся тестирования учителей при проведении их аттестации в целях установления квалификационной категории, необходимо иметь в виду, что порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (часть 4 статьи 49 Закона №273). В связи с этим был издан приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Порядок аттестации), являющийся ведомственным нормативным правовым актом прямого действия. Исчерпывающий перечень оснований для установления педагогическим работникам (включая учителей) первой и высшей квалификационных категорий содержится в пунктах 36 и 37 (с учетом пункта 38) Порядка аттестации и не предполагает какое-либо тестирование.В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и (или) аттестационные комиссии не вправе устанавливать иные дополнительные правила проведения аттестации (например, обязанность участия в тестировании), а также отказывать в приеме заявления о ее проведении и (или) в установлении квалификационной категории, если педагогический работник не предъявил документ об итогах тестирования, так как на основании части 5 статьи 111 Закона №273 со дня его вступления в силу нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону №273 или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации (в данном случае – Порядку аттестации). Кроме того, в соответствии с пунктом 28 Порядка аттестации в заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают только квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию10.Таким образом, участие в профессиональном тестировании (в рамках исследования профессиональных компетенций, апробации новой модели аттестации и т. п.) в целях оценки квалификации, необходимой для выполнения работы по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, может осуществляться учителями исключительно на добровольных началах и не является в настоящее время основанием для их аттестации в целях установления квалификационной категории.О конференции по вопросам оценки качества образования, проведенной 4-5 июля 2017 года в Сочи Рособрнадзором и образовательным холдингом «Просвещение»4-5 июля 2017 года в Сочи проходила конференция, организованная Рособрнадзором и АО «Просвещение», участие в которой приняли специалисты Общероссийского Профсоюза образования.Ключевые вопросы межрегиональной конференции:- результаты национальных исследований качества образования;- опыт и перспективы организации и проведения всероссийских проверочных работ;- о проведении всероссийского исследования качества дошкольного образования;- разработка и апробация модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики в рамках создания новой модели аттестации учителей.В работе конференции приняла участие министр образования и науки РФ Ольга Васильева, которая отметила, что экзамены в форме ЕГЭ в 2017 году прошли максимально объективно; что Минобрнауки России с большим вниманием относится к тому, что происходит в 9‑х классах, потому что здесь были проблемы с объективностью.Всероссийские проверочные работы – это широкомасштабный проект, который начал реализовываться в прошлом году и представляет собой не что иное, как контрольные работы, которые пишут школьники, как это было в старые добрые времена, по окончании каждого класса. Но если раньше задания разрабатывали на местах, то сегодня они формируются на федеральном уровне на основе ФГОС. Тематика таких проверочных работ и перечень классов-участников, по словам министра, в следующем году будут расширяться: «Нам потихонечку все-таки надо возвращаться к тем проверочным работам, которые мы имели когда-то, которые не вызывали такого страха у детей и родителей».Глава Минобрнауки подчеркнула, что необходимо «стимулировать развитие образования, а не гасить его…»: «Самое главное, принимая управленческие решения, четко осознавать, что мы должны, прежде всего, на основании ВПР, не заниматься жесткой дрессурой, а помогать изо всех сил тем школам, которые оказались слабее, которые показали более слабый результат».О повышении квалификации учителей:«Надо заниматься разработкой актуальных программ повышения квалификации. Все проверочные работы – это не для оценки и дальнейшего принятия решений, а для того, чтоб мы поняли, по какой траектории каждому из педагогов стоит повысить свою квалификацию».«По результатам проверок должны быть сделаны рекомендации по развитию соответствующих школ (привлечь хорошего директора, хороших педагогов, которые демонстрируют хороший результат и могут как наставники показать школе примеры из своей практики). Надо вернуться к наставничеству, к помощи и передаче опыта друг другу для того, чтоб мы совершенствовали наши образовательные программы».«Нам нужны качественные институты повышения квалификации в каждом регионе. Нам нужны методические кабинеты…»«С разрушением системы методического объединения (методических кабинетов) у нас очень резко поползли результаты и оценочная деятельность. Когда мы перестали заниматься наставничеством, перестали передавать друг другу, и молодым в том числе, то, что умеем сами, результат не заставил себя ждать… Нужно подумать о моделях таких методических кабинетов (методических служб)».Во второй день конференции проходили три круглых стола. Эксперты аппарата профсоюза присутствовали на обсуждении модели уровневой оценки компетенций учителей и ее апробации в 2017 году. Модель представляла С.А.Писарева, директор института педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.Предполагается, что уровень компетентности учителя будет определяться по оценке трех компетенций: когнитивной (знания); функциональной (умения эти знания применять); личностной (личностное отношение).Основными содержательными ориентирами в разработке диагностического инструментария являются ФГОС (содержание предмета и требования к образовательным результатам) и профессиональный стандарт (построение и реализация образовательного процесса, проектирование и реализация образовательной программы). То есть будут оцениваться владение предметом и методика его преподавания.Уровни появляются именно на этапе решения задач диагностической работы, а именно, предполагается, что на уровне I способности учителя будут характеризоваться умением решать профессиональные задачи с конкретно определенным условием (без учета вариативности контекстов); на уровне II учитель способен решать профессиональные задачи в измененной ситуации, отражающей различные контексты (условия); на уровне III – учитель способен решать профессиональные задачи в измененных условиях.Апробация модели уровневой оценки будет проходить в 13 регионах РФ с участием более 4000 учителей. Апробация в 2017 году будет проведена по двум предметам: среди учителей русского языка и учителей математики.В рамках оценочных процедур учителя должны будут: 1) написать диагностическую работу; 2) провести урок по своему предмету (30 минут). Кроме этого, будет опросник для выявления личностных отношений (не менее 15 вопросов).Диагностическая работа будет стоять из трех блоков: 1) тестирование (минимум 10 заданий, за 2 часа); 2) решение методических задач (минимум 3 задачи с развернутым ответом, за 2 часа); 3) решение профессиональной задачи (одна задача по выбору учителя, за 1-5 дней). Диагностика учителей будет организована в каком-либо региональном ППЭ. Получается, что каждому учителю будет отведено не менее 4 часов для выполнения диагностической работы и в течение последующих 4 дней, после размышлений нужно будет дополнительно подготовить ответ на профессиональную задачу.Проведение урока может быть представлено в двух форматах: онлайн-трансляция и видеозапись. В текущем году в рамках апробации избрана онлайн-трансляция урока. Ее будет обеспечивать компания ABBYY. При этом принято решение, что не все 4000 педагогов будут проводить уроки, а только не более 30-36. Кто конкретно будет проводить уроки, определят регионы. Представленные образцы заданий вызвали волну вопросов.
Продолжение следует
Комментарии