Центр оценки компетенций педагогических работников был создан в Московском институте открытого образования в октябре 2016 года. Его руководитель кандидат психологических наук Светлана СУХАНОВА отвечает на вопросы «Учительской газеты-Москва».
– Светлана Валерьевна, какие цели и задачи стоят перед Центром оценки компетенций педагогических работников? – Мы работаем над созданием надежного диагностического инструментария для оценки уровня сформированности компетенций педагогических и управленческих кадровк. Задачи организации тестирования, обработки результатов, составления отчетов по результатам тестирования также решаются сотрудниками нашего центра. Одна из ключевых задач – оценка эффективности реализации программ ДПО. Сейчас в Москве создается единая система оценки эффективности повышения квалификации работников образования, которая позволит контролировать результаты обучения педагогов, а также качество реализации программ ДПО. Одним из автоматизированных инструментов контроля является тестирование педагогов с целью определения их готовности к освоению программ ДПО. Центр помогает разрабатывать контрольно-измерительные материалы, оценивающие образовательный прирост в процессе освоения программ дополнительного профессионального образования. – Чем обеспечивается надежность диагностических методик для оценки результатов обучения?- Подготовленные тесты являются методически точными измерительными инструментами, которые проходят содержательную, тестологическую экспертизу и пригодны для объективной оценки результатов обучения. В разработке тестов участвуют авторы программ ДПО, тестологи, а также эксперты, оценивающие соответствие тестовых заданий содержанию программы и планируемым результатам обучения. Каждый тест, прошедший экспертизу, участвует в апробации. Для авторов – разработчиков тестов (авторов программ ДПО) участие в этом проекте очень трудоемкая задача, которая предъявляет высокие требования к уровню профессиональной квалификации. Опытный разработчик, чтобы получить 20 хороших заданий, должен создать 40 заданий, половина из которых будет отбракована в ходе экспертизы и апробации. Для начинающих разработчиков соотношение качественных и некачественных тестовых заданий составляет 1/5. Таким образом, качественный тест предполагает слаженную работу разработчиков теста, экспертов и тестологов. В настоящее время на тестологическую экспертизу в наш центр поступило 68 тестов, разработанных преподавателями нашего института, из которых 48 прошли экспертизу и находятся на апробации. – Какова степень участия сотрудников вашего центра в разработке тестов контроля качества реализации программ ДПО?- Мы омогаем преподавателям подобрать формат задания, его сложность. Ищем способы измерить различные образовательные результаты. Преподаватели, участвующие в разработке контрольно-измерительных материалов, реально повышают уровень своей профессиональной квалификации в процессе разработки тестов к своим программам, и качество программ улучшается. При таком подходе происходит конкретизация требований к результатам обучения, которых мы хотим добиться, и акцент смещается от оценки уровня профессиональной квалификации слушателя на оценку качества работы института. Таким образом, оценивание становится инструментом профессионального развития преподавателей и сотрудников.Результаты такой оценки будут полезны всем участникам, вовлеченным в процесс: педагогам и руководителям, проходящим повышение квалификации, преподавателям, участвующим в разработке и реализации программ ДПО. – Участвует ли центр в оценке качества обучения управленческих кадров?- Центр участвует в нескольких программах ДПО для руководящих работников. Это программы «Эффективный руководитель», «Эффективный заместитель руководителя», а также это программы «Хочу быть директором» и «Рядом с директором». Участники всех этих программ проходят тестирование и получают обратную связь. Разработка диагностического инструментария для оценки эффективности реализации данных программ сложная и интересная профессиональная задача. На основе разработанной нами модели компетенций мы подготовили методики, позволяющие оценить несколько факторов готовности к управленческой деятельности. Мы оцениваем мотивационную направленность руководителей, знания основ менеджмента и психологии управления, способность к принятию управленческих решений, стрессоустойчивость, уровень развития эмоционального интеллекта. Каждая методика прошла процедуру апробации и верификации и является авторским профессиональным инструментом, созданным в МИОО. Процедура тестирования в нашем центре автоматизирована, участники заполняют тесты централизованно, в компьютерных классах МИОО, или в качестве исключения дистанционно, из любой точки мира. Программное обеспечение позволяет нам автоматически обрабатывать групповые результаты, формировать групповые отчеты. Анализ индивидуальных результатов и другую сложную аналитическую работу выполняют наши аналитики и эксперты, пристально изучая все нюансы.- Чем центр может быть полезен педагогам?- Обратная связь, которую мы даем педагогам и управленцам по результатам тестирования, помогает им более точно расставить акценты в повышении квалификации и в своей профессиональной деятельности. Многие педагоги отмечают важность такой обратной связи, она помогает им увидеть себя со стороны, критично отнестись к уровню своей квалификации, увидеть новые горизонты профессионального роста и личностного развития. Мы готовы помогать разрабатывать тесты и измерительные материалы не только вузам, но и школам. Специалисты нашего центра – тестологи, методисты, аналитики – готовы консультировать педагогов по вопросам подготовки тестов к внедрению и использованию в Московской электронной школе. Полученный опыт внедряется в систему дополнительного профессионального образования города Москвы. Профессиональному сообществу представлены принципы и технологии формирования инструментов входного и выходного тестирования. В ближайшее время стартует программа повышения квалификации для преподавателей системы ДПО Москвы, образовательным продуктом которой станут тесты как инструменты оценки достижения планируемых результатов повышения квалификации. – Светлана Валерьевна, в состав центра входит кафедра развития компетенций педагога. Расскажите, пожалуйста, о роли кафедры в реализации задач центра. – Задача кафедры – обучение педагогов профессиональному поведению через тренинги профессионального роста. При создании программ повышения квалификации мы используем разработки нашего центра – модели компетенций, в которых описаны их основные свойства, ведущие к эффективности, образцы поведения и индикаторы развития для каждой компетенции. Таким образом, методы измерения индикаторов профессиональных компетенций становятся методологической и инструментальной основой наших программ. Кафедра развития компетенций педагога является преемницей кафедры психологии образования. Мы бережно сохраняем приобретенные ранее опыт и традиции, специализируемся на вопросах формирования психолого-педагогической компетентности педагога. Мы обучаем педагогов не только психологическим принципам обучения и воспитания, но в первую очередь решаем задачи формирования эмоционально-ценностного отношения педагога к профессиональной деятельности через тренинги профессионального роста. Наши программы направлены на то, чтобы научить педагога добиваться динамики образовательных результатов для каждого ребенка в соответствии с его способностями и возможностями. Именно так мы понимаем задачу психологического сопровождения образовательного процесса. Поэтому все программы, которые реализует кафедра в этом году, объединены в направление «Психологическая готовность педагога к работе с обучающимися, имеющими трудности в освоении общеобразовательных программ». Эти программы посвящены практическим технологиям работы педагога с различными категориями детей: социально уязвимыми, девиантными, детьми с ОВЗ, с эмоционально-личностными нарушениями, с трудностями в развитии познавательных процессов. – Какие из этих программ наиболее востребованы педагогами? – Наибольший интерес у педагогов вызывают наши программы по работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Мы обучаем педагогов работе с детьми, имеющими сенсорные нарушения, нарушения речи, двигательного аппарата, задержку психического развития, интеллектуальные нарушения легкой и средней степени тяжести, расстройства аутистического спектра. Уникальность данного образовательного продукта в том, что к преподаванию привлечены врачи, которые помогают учителям понять специфику и особенности здоровья детей, разработать и реализовать адаптивные образовательные программы, учитывающие реальные возможности ребенка. Также очень востребованы программы, посвященные работе с детьми, имеющими эмоционально-личностные нарушения, и с «трудными» детьми. За четыре месяца на нашей кафедре по этим программам прошли обучение 750 человек.- Какая профессиональная задача является для вас ключевой?- Мой профессиональный интерес лежит в первую очередь в области создания психологически безопасной образовательной среды, в которой естественным образом должны происходить становление индивидуальности и поддержка уникального развития каждого ребенка. Мы регулярно в течение нескольких лет реализуем авторские программы повышения квалификации в этом направлении, проводим семинары, тренинги, конференции, в которых раскрываются не только наши профессиональные, но и личностные смыслы.
Комментарии