search
main
0

Фабричные подружки. Я так думаю

​Когда осенью я искал материал для постановки со своей школьной студией, то, перелистывая книжки, наткнулся на володинскую «Фабричную девчонку». Признаться, раньше меня всегда отпугивало «производственное» название пьесы и я как-то обходил ее своим вниманием. Но тут хотя бы было много женских ролей, что для школьной студии, где всегда много девчонок, уже аргумент…

И вот прошло полгода, мы играем спектакль «Фабричная девчонка». И каждый раз, когда ребята выходят на сцену, неожиданно обжигает актуальность этого текста – для них самих и для нашего нынешнего времени.Проработки на общих собраниях, осуждающие письма в газету, показуха перед представителем главка, напряженная атмосфера с разлитой в воздухе агрессией – к сожалению, эти вещи не так уж неузнаваемы, и зрители смеются над ними вполне сегодняшним смехом. Не может быть здоровым общество, где доносы перемежаются бодрыми радиорепортажами о кукурузе трехметровой высоты, китайских друзьях и вертолетах над садами. Причем из этого мира, из этих правил игры очень сложно, почти невозможно выкарабкаться: место одних в этом общежитии тут же занимают другие – не успевает остыть подушка. И вот самая образцовая комсомолка Леля, толкающая речи на партсобраниях, оказывается, четыре года скрывала от всех своего рожденного вне брака ребенка, а плевавшая на все нормы и правила «оторва» Женька возвращается в фабричное общежитие, потому что идти ей больше в этом мире, как выяснилось, некуда…Оператор, снимающий этих девочек для «халтурного» телерепортажа об ударницах производства, все пересматривает и пересматривает потом эту пленку, словно в их крупных планах кроется какая-то важная загадка – почти загадка Моны Лизы. И она там есть.Написанная в 1956-м, эта пьеса о героинях, пытающихся обрести себя среди сурового пейзажа страны, которую мало волнуют личные судьбы. И, проходя виражи сюжета, эти простые девочки понимают, что самое важное – держаться вместе: подать руку, защитить, принять, простить. Володин вслед за своими героями не питает иллюзий относительно глобальных перемен в обществе (хотя именно тогда и началась «оттепель»), но подсказывает нам, что дело в таком случае в нас самих: ведь это мы сами сочиняем себе врагов, точно знаем, как можно и как нельзя, привыкаем к небольшим каждодневным обманам и из них по кирпичикам складываем обман большой, который не даст так просто выпутаться из своих объятий. И когда мы изменимся вот в этих человеческих мелочах, тогда, возможно, у нас и появится шанс.Эта пьеса – крик о человечности, которая одна нас может спасти. Заклинание нас проявлять ее к ближним своим и дальним. Кажется, сегодня очень важно услышать этот голос из прошлого. Или из настоящего?..

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте