search
main
0

«Езда в остров любви»

Урок литературы в 11-м классе на тему «Идейно-художественное своеобразие любовной лирики М.И.Цветаевой».

Ход урока1. Слово учителя.Учитель: В течение жизни время говорит с нами на разных языках – на языке детства, любви, веры, опыта, усталости, цинизма, вины, раскаяния… Язык любви – самый доступный. Ее словарь охватывает все остальные понятия, ее речам внемлет природа живая и мертвая. Любовь есть воплощение бесконечности в конечном. О любви писали многие поэты. Давайте их вспомним.Ребята предлагают варианты: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев и т. д.Учитель: А сейчас я приглашаю вас на остров любви, открытый великим поэтом и великой влюбленной – Мариной Цветаевой. Какой предстает любовь в поэзии Марины Цветаевой? Что нового она сказала о любви в своих стихах? Чему научила? Что открыла?У вас есть замечательная возможность задать вопрос, который вас больше всего волнует, самой Марине Цветаевой. Возьмите конверты, достаньте оттуда бумагу и напишите о чем захотите – самом важном для себя, о том, что касается любви (1-2 мин).Отложите пока письмо, и… в путь. Подойдите к столу и каждый выберите из трех шкатулочек тот морской талисман (ракушки, жемчуг, морские камушки), который больше всего понравится. А для того чтобы состоялся диалог между вами и Мариной, давайте разберемся, каким она была человеком. Кто об этом расскажет лучше, чем она сама?Заранее подготовленный ученик или учитель (в зависимости от уровня класса) читает выразительно наизусть вслух стихотворение «Кто создан из камня…». На столах в группах перед каждым лежит распечатанный вариант стихотворения, так как предстоит его проанализировать. Учитель: Кто герои этого стихотворения?Ученики: Марина и тот, «кто создан из глины», т. е. обыкновенные смертные люди.2. Идейно-художественные особенности текста. Лексический анализ стихотворения.Учитель: Уже само это сопоставление заставляет задуматься над своеобразием образа Марины. Для дальнейшего анализа стихотворения предлагаю вам выполнять задания в трех группах. Первая группа анализирует собирательный образ обыкновенных людей на уровне лексики, морфологии, графики, синтаксиса и мифологии. Вторая группа работает над образом Марины в тех же направлениях. Третья группа анализирует идейно-тематическое своеобразие других стихотворений М.Цветаевой о любви. Задания для групп – в приложении. Учитель объясняет, как работать в группе. 5 минут работа выполняется самостоятельно в тетради. Затем идет коллективное обсуждение в группе и кто-то один представляет продукт деятельности. В итоге получается следующая таблица (можно заранее подготовить ее для слайда презентации, а затем сравнить с тем, что предложат учащиеся). См. таблицу.Словарная работа. Проходит в форме беседы, в которую вовлечены все учащиеся. Учитель выполняет роль модератора. По мере заполнения таблицы уточняются значения отдельных слов, обращается внимание на перекличку образов. Так, в первой строфе требуют комментария слова «измена» и «бренная». Обращаем внимание, что «измена» в данном случае – вариант слова «изменение», а не предательство в любви, но именно вариант «измена» задает в первой строфе тему любви.Во второй строфе выясним значение слова «крещена» и укажем на его антонимичность «гробу» и «надгробным плитам». Также уточним, что значит «непрестанно», и установим его связь с «изменой» в предыдущей строфе.В третьей обсуждается смысл метафоры «сердце» – «сети», ее антонимическая связь с выражением «кудри беспутные». «Беспутные» в данном случае, буквально: без пут, то есть без связок, лент и т. п., свободные, распущенные. Замечаем, что не исчезает и переносный смысл слова «беспутный», который в свою очередь вступает в связь с фразеологизмом «земная соль» – «цвет нации», «гордость страны». Зададимся вопросом, почему лирический герой отрицает возможность стать «земной солью»? Ответ подскажет буквальное значение этого словосочетания. Можно напомнить ученикам о полезном ископаемом – каменной соли, эта ассоциация поможет связать третью строфу с первой и второй, где фигурирует образ камня.Что же значит стать «земной солью»? Возможно, учащиеся сделают вывод: «Стать «земной солью» – значит лишиться свободы, перейти в ранг мертвого классика или героя». Параллельно замечаем, что употребление словосочетания «земная соль» оправдано заявленной темой моря, соленого и засоляющего берег, землю.В последней строфе важно не пропустить слово «воскресаю». Раскрыв его лексическое значение, необходимо заметить его принадлежность к той же группе слов, что и во второй строфе «крещена», и семантическое противостояние словам «плоть» и «гроб». Когда таблица заполнена, учитель предлагает учащимся определить лексическую общность обеих групп с помощью вопроса: «Какими смыслами (понятиями) объединены слова в каждой из двух групп?» Учащиеся делают вывод, что первая группа слов объединена понятиями «статичность, несвобода, смерть»; вторая – «движение, многообразие, свобода, жизнь». Эти слова нужно записать для памяти в таблицы.Учитель: Что же для Цветаевой любовь?Ученики: Для Цветаевой любовь статичная, неразвивающаяся, равносильна смерти (сердце – сети); любовь многообразная, постоянно обновляющаяся – единственно возможный путь к жизни вечной.Учитель: Какой прием использует автор, сопоставляя образ обыкновенных людей с образом Марины?Ученики: Автор лирического стихотворения использует антитезу как ключевой прием, связанный с характеристикой образов. Учитель: На каком уровне мы увидели это противопоставление?Учащиеся: На уровне лексики.Первые две группы представляют результаты анализа стихотворения на уровнях синтаксиса, морфологии и графики. Это можно сделать коллективно или индивидуально (если возникают проблемы с определением спикера, можно применить «метод стикера»: учитель наклеивает стикер на стул одному члену группы еще на этапе самостоятельной работы в начале мастерской, а потом просто предлагает представить результаты работы группы тому, у кого наклеен стикер).Морфологический, синтаксический и графический уровень сопоставленияСпикер или группа делает вывод: Это противостояние мы наблюдаем не только на уровне лексики, но и на уровне морфологии: слова, описывающие обыкновенных людей, – существительные, Марину – глаголы и глагольные формы (измена, полет – сущ., но образованные безаффиксным способом от глаголов); графики: там, где речь идет об обыкновенных людях, стих синтаксически традиционный, как только речь заходит о Марине, он разбивается авторским тире на более мелкие части. Учитель просит вспомнить, какой прием использовал автор, сопоставляя на лексическом уровне образ обыкновенных людей с образом Марины?Учащиеся делают вывод: автор лирического стихотворения использует антитезу как ключевой прием, связанный с характеристикой образов не только на лексическом, но и на морфологическом, синтаксическом и графическом уровнях. Учитель: Но ведь есть в стихотворении еще один уровень противопоставления.Мифологический контекст художественного произведения.Этот этап урока проходит в форме беседы, в которую вовлечены все учащиеся. Учитель выполняет роль модератора. В первой строфе мы находим отсылку к нескольким древним мифам о любви. «Кто создан из камня» – миф о Галатее, «кто создан из глины» – миф об Адаме и Еве, «бренная пена» – миф о Венере.Приходим к выводу, что Марина отождествляет себя с Венерой, и именно в этом ее отличие от всех остальных – обывателей и поэтов. Она богиня любви, воплощение любви, и поэтому ей «дело – измена», поэтому она – воскресает.Рождение образа не случайно. Вспомним, что «Марина» в переводе с латинского буквально означает «морская».Завершает работу над стихотворением знакомство с картиной С.Боттичелли «Рождение Венеры». (Учитель демонстрирует на слайде репродукцию картины С. Боттичелли «Рождение Венеры».)  Повторно звучит текст стихотворения в исполнении учителя. В итоге учитель задает вопрос: «Изменилось ли ваше восприятие стихотворения после такого подробного анализа?»3. Использование полученных знаний для работы с другими стихами М.Цветаевой.Учитель: Многообразие – девиз поэта. И образ любви в поэзии Цветаевой чрезвычайно разнообразен. Попробуем уловить оттенки этого чувства в других ее стихах. Далее звучат стихи поэта в исполнении учащихся третьей группы.«Откуда такая нежность» – репродукция картины М.Шагала «Розовые любовники» (на слайде презентации).«Не хочу ни любви, ни почестей…» – Моцарт. «Реквием по мечте».«Сергею Эфрону» – «Портрет Юноши» из серии «фаюмских портретов» (на слайде презентации).4. Итог и рефлексия.Учитель: Какой предстает любовь в стихотворениях М.И.Цветаевой?Мы вернулись с острова любви, открытого для нас Мариной Цветаевой. Можем поставить на причал корабль, сослуживший нам большую службу, и создать в нем виртуальный музей. Какие экспонаты мы в нем разместим?Учитель: Вернитесь, пожалуйста, к своим письмам и от имени Марины ответьте на те вопросы, которые вы ей задавали в начале урока.Примерные вопросы:- Что такое любовь?- Как быть, если любовь не взаимна?- Что такое настоящая любовь?- Можно ли быть счастливым с человеком, если весь мир против вашей любви?Учитель: Вот и подошло к концу наше плавание. Что оно дало лично вам?Ученики делают общий вывод.Прим. редакции. Приложение (задания для групп) и другие материалы к уроку опубликованы на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/767 ​Светлана КОЛЕСНИЧЕНКО, учитель русского языка и литературы средней школы №9 города Гуково Ростовской области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте