search
main
0

Eye-to-eye-контакт даже при соблюдении дистанции

Современный урок = современный учитель

Школьное образование в России исторически всегда считалось сильным. Однако нынешняя система образования вызывает много противоречий, начиная с новых стандартов и ЕГЭ и заканчивая недоверием родителей, которые считают, что школа отстает от сегодняшнего дня.

Так что же такое современный урок в школе? Урок – это учебная ситуация, в которой все исполняют определенные роли и в результате совместной деятельности приобретают новые знания и опыт. А современный урок – это урок, соответствующий времени (Андрей Хуторской), где время значит состояние общества, государства, мира, науки, всех сфер бытия, окружающих человека, а также состояние самого человека, прежде всего главных действующих лиц – ученика и учителя.

Ученик – личность, учитель – проводник этой личности в мир самореализации, успешной жизни в нынешнем обществе при соблюдении задаваемых извне требований.

Какие это требования?

Согласно последним исследованиям основная задача современного выпускника школы – уметь добывать информацию, использовать, понимать ее и ставить цели, то есть овладение метапредметными навыками. Мировые эксперты посчитали, что эти навыки гораздо важнее, чем то, чему обучали школьников столетиями. Давайте немного не согласимся, так как знания – очень значимая часть, при этом метапредметные компетенции необходимо развивать при обучении каждому предмету. Эти критерии и становятся канвой современного урока. Посмотрим на причины: зачем нам, учителям, надо это осваивать? Во-первых, самое главное – мы готовим школьников к жизни. Во-вторых, они научатся мягким навыкам. Современные HR-агентства формулируют запрос на мягкие навыки (soft skills – навыки критического мышления, решения задач, публичного выступления, делового общения, работы в команде, цифрового общения, организации деятельности, на которые также влияют уровень лидерских качеств, знания трудовой дисциплины, чувство ответственности) каждого работника, так или иначе важные во всякой профессии. Это, по сути, и есть метапредметность. Итак, на современном уроке мы даем не просто новые правила и информацию о предмете, а что-то большее, мы готовим к реальной жизни, к реальным успехам и достижениям.

Польза, которую приносит метапредметность, – это разнообразие. С одной стороны, огромная масштабная польза для ученика. А с другой – решение вопросов преподавателя: как мотивировать, как занять и как разнообразить занятие. Задания по метапредметности – это нестандартный набор, нестандартные упражнения или просто обучающие видео. Это что-то иное, а если говорить совсем просто, это, по сути, интерактив. То, к чему мы стремимся, к чему улетают наши мысли, когда мы планируем занятия, то, чего мы ждем от занятий, ради чего учащиеся приходят на занятия. Они понимают, что надо учить правила, но, кроме того, есть и то, что приводит их на занятия снова и снова. Положительные эмоциональные подкрепления сильнее, чем отрицательные. И они ждут именно этих моментов от уроков.

Не стоит забывать и про формальные требования стандартов образования. ФГОС ставит метапредметность во главу угла. И если открыть документ, то можно заметить, сколько раз это слово употребляется. Министерство просвещения предполагает, что развитие метапредметных умений и навыков – это функция каждого преподавателя. И последнее, не менее важное, – это надпредметность, которая помогает ученикам разобраться в нашем предмете (в английском языке) за счет того, что мы внедряем эти «фишки», лучше прорабатываем свой Present Simple and Continuous, даем возможность глубже окунуться, легче запомнить информацию. Соответственно, результаты в нашем предмете становятся лучше.

Таксономия Блума – миф или реальность?

Итак, если преподаватель обучает метапредметным компетенциям, формирует и развивает их у учащихся, он автоматически повышает качество занятий.

Посмотрите на цикл изучения учебной темы, как это происходит на обычном уроке:
1. Объяснение материла.

2. Отработка в упражнениях и первичное закрепление.

3. Домашнее задание. Подобные упражнения.

4. Пересказ темы в классе еще раз на следующем уроке, если спросят.

5. Контроль.

Затем так по кругу, за новой темой следующая. В финале экзамен, и, как правило, после экзамена все забыл!

А теперь я хочу предложить иное педагогическое решение, которое можно вклинить в этот процесс, чтобы получить лучший результат.

Таксономия Бенджамина Блума. Если сказать кратко, это классификация педагогических целей, позже доработанная Кратволом.

В классификации представлены виды деятельности – глаголы – действия, которые можно добавить в цикл урока в упражнениях или задачках, активностях, которые мы применяем, для того чтобы классифицировать, разграничить, обобщить (синий блок). Можно идти и выше, применять на практике, воплощать в жизнь или использовать, демонстрировать на социальных явлениях, на том, что работает в обществе. Необходимо сделать акцент на том, что надо сравнивать не только внутри темы, но и между темами. Не только то, что в учебнике, но и то, что происходит в жизни. Давайте разберем следующий блок – «Оценка». В обычном уроке ее нет, а ведь оценка позволяет ученикам оставить тему за собой. Именно потому, что оценка полученной информации отсутствует, после экзамена ученик ничего не помнит. Он не сформировал личную оценку по теме и не поставил ее для себя в важную категорию (мне нравится/не нравится – это лучше, чем нейтральное усвоение информации). Далее блок «Создавать». Создать что-то свое, новое. Может, что-то существующее, но доработанное, улучшенное, исправленное. Все эти действия необходимо привносить в круг проработки информации. Таким образом, мы только что рассмотрели некоторые действия, метапредметные компетенции. Например, в задании надо соотнести понятие и определение или дать ответ на вопрос. Что происходит, когда мы актуализируем элементы метапредметности? Мы меняем упражнение и вместо соотнесения предлагаем дополнить информацию, отсортировать или ранжировать ее. Вопросы будут другие, другого качества, другого уровня (кому эта информация может помочь? Чем будет отличаться рассказ про тоже самое, но в другом контексте?). Такие действия важны, и их необходимо внедрять в цикл проработки информации.

Еще одно доказательство, что необходимо развивать метапредметные компетенции, было опубликовано на Международном форуме «Образование» в 2020 году. Было названо пять основных мягких навыков: 1) коммуникация и коллаборация; 2) креативность и критическое мышление; 3) межкультурная компетенция и гражданская позиция; 4) эмоциональный интеллект и благосостояние; 5) цифровая грамотность. Если мы проанализируем весь список, то отчетливо увидим, что предмет «Английский язык» удивительно подходит для обучения метапредметности. Коммуникация – pair work and dialogues, критическое мышление – role plays, receptive skills в работе с текстом, межкультурная компетенция и эмоциональный интеллект – это именно то, на что меньше всего обращают внимание. В рамках языка обучать языку общения очень захватывающе и удобно. Цифровая грамотность поможет эффективно использовать технологии не только учителям, но и ребятам в рамках смешанного и дистанционного образования.

Учеба – это средство, а не цель. Наглядный пример – английский язык, посредством которого ученики проникают в разные сферы мироздания и науки.

Современный урок – это интерактивный процесс, грамотно построенный и продуманный с помощью таксономии Блума, где учитывается абсолютно все. Современный профессионал высоко уровня разрабатывает подобные уроки, где опыт не имеет значения, а желание, гибкость ума, анализ и обработка информации, системный подход в подготовке уроков, филлеры, технологии и приложения являются инструментами. Eye-to-eye-контакт при соблюдении дистанции, работа в экстремальных условиях (дистанционные уроки, работа с различными онлайн-платформами и серверами) и целесообразные действия по ситуации. Современный учитель постоянно учится и учит, так как должен соответствовать нынешнему времени.

Должна отметить, что некоторые критикуют иерархию Бенджамина Блума. Но можно сказать одно: эта теория стала большим шагом вперед в процессе выделения педагогических целей. Благодаря технологии учителя правильно строят обучение, а ученики не только получают знания, но и учатся оценивать их и применять в жизни.

Ирина БЕЛОВА, учитель английского языка школы №2006, эксперт ГИА-11 по английскому языку, действующий эксперт по надзору и контролю МЦКО, лауреат Премии Президента РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте